Помимо этого, дети сетовали на то, что превозмогать простуду, сопряженную с повышенной температурой, им приходилось самостоятельно. Медработник лагеря якобы отказывался их лечить, а за малейшую провинность их угрожали отправить «пешком до города». Попытаемся разобраться, как все обстояло на самом деле.
Версия детей
Под конец лета в редакцию «МК» в Казахстане» поступило коллективное обращение от детей, отдыхавших в лагере «Горное солнце». Представители старшей, 4-й, группы рассказали о предвзятом отношении к ним со стороны администрации лагеря.
В первый день их пребывания, 12 августа, если быть точнее — в 10 вечера, их попросили освободить корпус и провести некоторое время на улице. Минуты ожидания затянулись. Так прошло больше часа. На протяжении всего этого времени шел дождь. Дети пережидали его под открытым небом. Как им позже удалось узнать, на протяжении этого времени в их вещах двое директоров и вожатые других отрядов проводили обыск. Все это происходило уже после того, как взрослые родственники покинули территорию лагеря.
Как рассказали «МК» представители 4-го отряда, хотя подобных эпизодов больше не повторялось, особое «внимание» им всетаки продолжили уделять.
«Нас каждый день пытались «подставить» вожатые не нашего отряда, — рассказывает один из отдыхающих, — они говорили директору, что от нас «перегарит», нам ежедневно устраивали проверки в виде «обнюхиваний» и «дыхни», но ничего не находили. Пару раз ребята из младшего отряда подходили к девочкам и спрашивали: «Правда ли, что ваши парни употребляют наркотики?». С самого первого дня мы почувствовали предвзятое отношение к нашему отряду и необоснованные подозрения в наш адрес»...
Все могло бы так и закончиться на уровне простых подозрений, но особенно стала ощущаться неприязнь к их группе именно с того момента, когда девочка из их отряда заболела. По словам представителей старшей группы, она почувствовала недомогание именно после того, как провела больше часа под дождем. Озноб, кашель и температура 39 — в таком состоянии товарищи привели ее в медпункт. Однако, по их словам, медсестра отказалась оказывать ей какую-либо помощь, при этом без объяснения причин. В итоге пришлось заниматься самым настоящим самолечением. Вожатые 4-го отряда сбивали температуру своей подопечной «вручную» — теми лекарствами, что были в их распоряжении.
Что касается действий той же медсестры... Помимо описанного случая в один из дней в районе часа ночи она приходила в корпус к 4-му отряду якобы проверить — вдруг дети прячут алкоголь. То, что она начала их обыскивать — только малая часть, возмутившая отдыхающих. Особенно бросалось в глаза то, в каком состоянии она принялась за обыск. По утверждению детей, все это «мероприятие» проходило в пьяном виде. На эту ситуацию, по словам представителей 4-го отряда, отреагировала их вожатая. Подвыпивший медработник поинтересовалась у нее, не пьяны ли их подопечные, на что вожатая ответила: «Нет, но по вам видно, что пьяны вы»... В свою очередь медработник поспешила оправдаться тем, что у нее был повод для праздника.
Что касается попыток урегулировать ситуацию, то, по словам отдыхающих, за любую просьбу пересмотреть к ним отношение их обещали «спустить в город». Иными словами, выгнать, отправить пешком домой. Конечно, эти обещания так и не были исполнены, но общие впечатления от поездки в лагерь у детей остались «незабываемыми».
Версия административная
Если опираться на слова отдыхающих, такое отношение в лагере к детям можно считать недопустимым. Даже если рассматривать одну лишь ситуацию в медпункте. Во времена бушующего коронавируса такое отношение к детям равносильно критическому. Да и без коронавируса — тоже. Но так ли все было на самом деле? Чтобы пролить свет на ситуацию, «МК» в Казахстане» связался с руководством лагеря «Горное солнце» и получил комментарии.
— Добрый день. Представители 4-го отряда, пребывавшие в лагере с 12 августа, рассказали о предвзятом отношении, которое ощутили со стороны работников. Они рассказали, что в первый день без присутствия совершеннолетних родственников в их вещах устроили обыск. При этом они больше часа пробыли на улице под дождем. Как вы можете это прокомментировать?
— Я категорически с этим не согласен. Во-первых, никаких комментариев дать не могу, потому что это личное дело лагеря. То, что происходит в лагере, не касается посторонних организаций, — ответил Сардар, представитель «Горного солнца».
— Как вы прокомментируете тот факт, что, по словам детей, медработник отказался лечить одного из них?
— Я прошу логически отнестись к этому вопросу в том плане, что наше предприятие заинтересовано в том, чтобы наши клиенты были довольны. У нас могут быть большие проблемы, если мы как-то недоброкачественно будем исполнять свою работу. Если говорить о том, как обстоят дела в нашем лагере — все дети, которые посетили его в этом году, получали доброкачественную медицинскую помощь, потому что мы заинтересованы в том, чтобы у детей не было жалоб ни на здоровье, ни на другие условия. Даже если отбросить моральную составляющую этого вопроса и судить о ситуации со стороны коммерческого интереса, мы как компания, заинтересованная в собственном развитии, не можем допустить того, чтобы ребенок заболел. К примеру, заражал других простудным заболеванием. На этот случай у нас имеется отдельная комната. Таких ситуаций в нашем лагере не было и нет.
— Помимо этого есть еще вопрос относительно безопасности детей. Некоторым подросткам без родительского контроля иногда свойственно проносить с собой в лагерь то, что находится под запретом. Скажем, те же самые сигареты, алкоголь. Как со стороны администрации осуществляется контроль за тем, чтобы на территорию лагеря не проникали эти вещи?
— Мы проводим беседы с детьми и их родителями. Если есть какой-либо прецедент, к примеру, ребенок попал в поле зрения вожатых за таким занятием, то в этом случае мы конфискуем то, что он пронес в лагерь. При этом конфискованная вещь не присваивается лагерем. Ее забирают ровно на 10 дней и по возвращении ребенка домой из лагеря отдают ему же в руки при его родителях. Мы считаем, что родители должны быть оповещены о том, что происходит с ребенком на территории лагеря. К примеру, если у него забрали вэйп, который сегодня является самой популярной вещью среди подростков. Некоторым детям все-таки удается проносить его в сумках, хотя это и является запрещенной на территории лагеря вещью. При этом никакого насильственного отбирания вещей не происходит. Все происходит добровольно. Как правило, мы предлагаем ребенку несколько вариантов: первый — оставить запрещенную вещь при себе и отправиться домой. Либо остаться, но добровольно отдать запрещенную вещь на временное хранение. Пока ребенок находится на территории лагеря, мы несем ответственность за него, за его здоровье и безопасность.
При этом, как подчеркнули в администрации лагеря, никаких предварительных осмотров личных вещей детей не проводится.
— Дети находятся под постоянным присмотром вожатых, в связи с этим для них не представляется практически никакой возможности злоупотреблять спиртными напитками или другими запрещенными вещами на территории лагеря. Откровенно говоря, мы убеждены, что именно по этой причине представители 4-го отряда и обратились к вам коллективно. У них не было возможности «отдохнуть» в том смысле, как они это видят. Среди этих ребят, конечно, были те, кто курил, как это обычно выясняется. Ребят мы не ругали. Провели воспитательную беседу, конфисковали сигареты, сообщили родителям. Но все это было непосредственно в момент того, как ребят заметили за курением. В целом существует множество сфер, в которых мы их контролируем. К примеру, не оставляем без сопровождения, не разрешаем гулять ночью. Из-за этого у некоторых ребят были сильные обиды. Кое-кто даже расстроился и покинул лагерь. Сказал, что в этом лагере нельзя нормально отдохнуть. Возможно, именно поэтому к вам и обратились с коллективным иском, — рассказали в администрации лагеря.
Стоит отметить, что лагерь «Горное солнце» в целом имеет больше положительных отзывов, чем отрицательных. «МК» в Казахстане» удалось связаться с теми, кто отдыхал в нем в разные годы. Кто-то характеризует время, проведенное в этом лагере, как лучшее в их жизни. Время, когда рядом были друзья, веселье, смех и свобода. Родители тех детей, как правило, также положительно отзываются о лагере, ссылаясь на высокий уровень безопасности, хорошо подготовленных вожатых, разнообразный досуг и качественное питание. Но, возможно, дыма без огня не бывает. В последнее время дети стали рано «взрослеть». В этом им, как правило, «помогают» алкоголь, сигареты и новомодные вэйпы. Все это происходит в тайне от родителей. Свои развлечения они точно так же пытаются скрыть и от учителей, и от любого руководства, которое несет за них ответственность. Конечно, все, что происходит в лагере, остается в лагере. Наверняка, мы так и не узнаем, как обстояли дела на самом деле. Однако нужно понимать, учитывая вышеперечисленные привычки современных детей, что контроль за поведением и их безопасностью все-таки нужен. Но этот контроль должен быть организован правильно, без применения каких-либо «драконовских» мер.