Собираясь эмигрировать в Германию почти 22 года назад, что я знала о стране, в которую уезжала? Думаю, не очень много. Банальное: немцы любят пиво и сосиски, педантичны донельзя, на улицах и вообще везде у них идеальный порядок, никто не приходит к соседям, чтобы попросить яйцо или сахар, картошку или десятку до понедельника... Все иллюзии по поводу этого государства и его жителей со временем рассеялись.
В России по улицам ходят медведи и верблюды
В Германии сегодня проживает более трех миллионов российских немцев. Что знают о нас они, «местные аборигены», после 20, а то и 30 лет жизни бок о бок?
Для начала решила объединить в одно целое общие мнения о русских. И тут самое время сказать о том, что все, кто приехал из республик бывшего СССР, — это ВСЕГДА русские. Равно как и все «руссланддойче».
Лишь немногие знают историю о переселении в Россию первых поколений немцев из Германии. Не знают местные, кстати, и о том, что, например, князь Владимир Красное Солнышко взял в жены дочь немецкого графа Куно фон Эннингега, что на немецких принцессах были женаты трое сыновей Ярослава Мудрого, равно как и о том, что большинство российских императриц, в том числе последняя, были родом из Германии.
В плане национальной принадлежности тех, кто приехал в страну, многие бюргеры вообще не заморачиваются. Для них и русские, и казахи, и таджики, и киргизы, все — русские.
Но бывают и очень анекдотичные истории. Например, много лет назад меняла фамилию сына на свою вместо фамилии бывшего супруга, но так и не смогла убедить сотрудников ЗАГСа, что я не казашка, а всего-навсего жила в Казахстане. Сколько ни пыталась доказать чиновнице свою принадлежность к немецкой национальности, она не соглашалась со мной. Гражданство и национальность для иных немцев — понятия идентичные. Следовательно, человек родом из Казахстана — всегда казах.
Итак, общее мнение немцев о русских (опираюсь на многочисленные интервью) звучит так:
— ни один немец не может выпить столько пива, сколько русский — водки;
— все русские едят много картошки и мяса;
— очень гостеприимные и трудолюбивые люди, много работают, но все у них очень хаотично;
— живут плохо, у них нет отопления и горячей воды, а туалеты чаще всего во дворе; — обожают все чинить, они могут от
ремонтировать стиральную машинку с помощью куска изоленты, а сломанный мотор у машины — с помощью женских колготок;
— слишком эмоциональны и ничего не планируют;
— не умеют вести себя в приличных отелях;
— вкусно готовят и делают много запасов на зиму, вообще все заготавливают впрок;
— манты — это такие большие пельмени, а есть еще пельмени маленькие (маленькие варят в воде, а большие — на пару).
Байконур, саксаул и Екатерина II
Ну а теперь о том, что знают местные жители о «российских немцах» и Казахстане. Мнения моих интервьюеров были настолько интересными, что я решила ничего не комментировать, просто привести целиком и полностью то, что услышала. Признаюсь честно, иные откровения повергли меня в легкий шок, так как многие из нас, ни разу не посетив Америку или Канаду, знают об этих странах и истории государств достаточно много. Многие немцы весьма начитаны, со знанием дела говорят об истории майя, этрусков, Египта, разбираются в сложных вопросах мусульманской религии, но почти никакого понятия не имеют ни о народе, который живет здесь уже более 30 лет, ни о Казахстане, откуда в Германию в большинстве своем и приехали поздние переселенцы.
Таня Вагнер, 33 года, медсестра отделения интенсивной терапии: «Я раньше работала с одной женщиной из Казахстана. Мне кажется, она приехала из маленькой деревни, там они все пили кумыс, летом ели арбузы и дыни, пасли лошадей. Я думаю, в РК много степей и тарантулов, а еще все очень гостеприимные и всегда накрывают богатый стол. Еда у русских всегда сытная и много масла, мне особенно нравятся блинИ. Кто такие русские немцы, если честно, я не знаю. Думаю — это те русские, которые давно живут в Германии. Я не знаю, есть ли у них университеты и институты. Мне кажется, что все врачи и учителя у них только из России».
Марио Кузенберг, 29 лет, инженер-программист: «Я видел фильм «Борат». Наверное, это все, что я знаю о Казахстане. Страна обладает большими природными ресурсами. Кажется, я читал об этом, а еще о том, что в стране много коррупции. Про российских немцев знаю от бабушки своего знакомого, она вечно рассказывает какие-то длинные истории про голод и лишения, страдания, а еще про Екатерину II, которая заманила немцев из Германии в Россию. Они все приехали туда, назад не смогли вернуться, а теперь их потомки пытаются уехать к нам. Говорят, что они немцы. Я не считаю, что они немцы. Мой дед был из Венгрии, но я не венгр, так как я родился здесь. Как и мои родители».
Томас Кварк, 27 лет, полицейский: «Я видел фильм «Борат», прикольный. А еще как-то смотрел передачу про Байконур. Было бы интересно поехать в Казахстан. Я думаю, в фильме «Борат» много глупостей про РК. Уверен, это интересная страна, там есть что посмотреть. Мы с женой любим интересные путешествия, но в Казахстан не поедем, слишком слабая там туристическая инфраструктура. Это нам не нравится. Про русских немцев не знаю толком ничего. Кажется, это кочевой народ. И у них любимая еда — борщ».
Анна Штауб-Херцог, 63 года, социальный педагог: «Я много читаю о Казахстане, мне интересно, как люди живут там. А еще я читаю много литературы русских немцев, которые приехали сюда. Очень трудная судьба у них там была, здесь тоже не так легко им пришлось. На меня большое впечатление производят традиции, культура и музыка жителей Казахстана. А русских немцев я считаю очень добрыми и трудолюбивыми».
Вальтрауд Майер, 56 лет, тренер по здоровому образу жизни: «О Казахстане я знаю очень мало. Например, что там много степей и растет саксаул. Это такое дерево, на котором хорошо жарить каким-то особенным способом мясо. Кажется, это называется шашлИк. Еще там много нефти. Правда, те, кто стоит у власти, все продали или китайцам, или американцам. Своего у Казахстана ничего нет, но его жители про это ничего не знают. Мне жаль русских немцев, которые приехали сюда. Они стараются сохранить свои традиции и обычаи и одновременно интегрироваться в эту страну. Непосильная почти задача. Еще я уверена, что им очень тяжело потому, что многие немцы с предубеждением относятся к ним. Возможно, детям тех, кому сейчас 30, будет гораздо легче. Мне кажется, те, кто сейчас собирается приехать в Германию, должны остаться дома.
Германия уже не та, она не может достойно помогать поздним переселенцам, у нее сейчас других переселенцев очень много. Им, наверное, больше помощи нужно, чем русским немцам. По сути, они бегут из Казахстана сюда за хорошей жизнью, но у нас тут далеко не рай. Уверена, в РК можно прекрасно жить, а работать нужно везде. Мне кажется таким странным, что многие русские немцы даже через 30 лет жизни здесь все еще говорят на русском языке. Если честно, меня это очень удивляет. Многие в автобусах и общественных местах говорят между собой на русском. Мне кажется и поэтому тоже немцы считают переселенцев русскими».
Постскриптум
Это действительно так: для представителей более старшего поколения русский язык остается основным средством общения со своими соотечественниками, а вот дети эмигрантов чаще всего используют немецкий. Не говоря уже о внуках. Внуки моей 55-летней подруги Катарины Бельц не знают ни одного русского слова. Катарина совершенно сознательно говорит с ними лишь на немецком. Она хочет, чтобы дети ее детей выросли с менталитетом коренных жителей.
Расселение русских по территории Германии имеет широкую географию. Много «русских» живет в крупных городах: Дюссельдорфе, Штутгарте, Берлине, Гамбурге, Дрездене. В некоторых городах есть даже целые русские кварталы. Правда, их становится все меньше. Молодежь интегрируется, расселяется вне этих кварталов и совершенно не хочет ассоциироваться с потомками поздних переселенцев. Как правило, молодые ничего не знают об истории своих бабушек-дедушек и родителей, как и о той стране, откуда они приехали.
Справка МК
Российские немцы, или немцы России, а также советские немцы (нем. Russlanddeutsche; в бытовом русском языке: русские немцы) — этнические немцы, а также граждане (подданные) германских государств, проживавшие на территории России либо государств-предшественников, и их прямые потомки. Значительное число немцев переселилось в Русское государство в период правления великих князей Ивана III и Василия III в XV—XVI веках. В период правления Ивана IV Грозного доля немцев в населении городов стала настолько существенной, что во многих из них появились кварталы компактного проживания немецкой диаспоры — так называемые немецкие слободы, самая большая и известная из которых была в Москве. Около 90 процентов немцев России в XVIII—XIX веках составляли так называемые переселенцы. В XVIII веке по указу Екатерины II (манифест от 4 (15) декабря 1762 года) началось переселение немецких крестьян на свободные земли Поволжья и позже — Степного края, многие из этих крестьянских семей оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык (в законсервированном, по сравнению с немецким языком Германии, виде), веру (как правило, лютеранскую и католическую) и другие элементы национальной культуры.
В современной Германии выражение «российские немцы» употребляется также по отношению к этническим немцам, репатриировавшимся в Германию из СССР, начиная с 1951 года, а после 1991 года — к репатриантам из постсоветских государств.