Итоги первой учебной недели: казахстанские школы выкручиваются, как могут

Прозвенел первый звонок, ознаменовавший открытие для сотен тысяч учеников дверей казахстанских школ. Однако уже первая, причем не полная, учебная неделя показала, что школа сейчас далеко не та, что прежде.

Итоги первой учебной недели: казахстанские школы выкручиваются, как могут

Как в тумане

Какой из форматов обучения лучше — онлайн или все же эффективнее черпать знания, когда ребенок воочию видит своего педагога? Вопрос на самом деле спорный и зависящий от конкретных обстоятельств. С одной стороны, дистанционное обучение — это не ноу-хау, его история насчитывает практически три века плодотворной и даже эффективной работы. Что интересно, зародилась «дистанционка» или, как тогда ее называли, «корреспондентское обучение» в Европе еще в конце XVIII века, когда появилась регулярная, а главное — доступная для большей части населения почтовая связь. Конечно, тогда не могло идти речи об оперативной обратной связи, но практика «корреспондентского обучения» позволила многим получить знания, не покидая домов или даже рабочих мест. Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. К слову, множество вузов во всем мире ведет «корреспондентское обучение» до сих пор.

В XXI веке, когда высокоскоростной интернет есть во всех городах мира и даже многих селах, процесс коммуникации стал еще проще. Различные гаджеты позволяют организовывать аудио-, визуальный контакт одновременно с десятками и даже сотнями людей, находящихся в разных точках мира. Но... Это только в теории, практика же показала, что не только села, но и многие мегаполисы не готовы к тотальном онлайну. Это, собственно, и есть вторая сторона медали.

Когда из-за пандемии первый звонок прошлого учебного года прозвучал во всем Казахстане в виртуальном режиме, сеть просто не выдержала нагрузки. Тысячи учеников вместо уроков смотрели в пустой монитор, где пиктограмма загрузки лениво наматывала круги. «Нет связи», — отписывались родители в школьных чатах.

В этом году за три недели до 1 сентября стало известно о том, что школа будет не виртуальная, а реальная. Казалось бы, можно радоваться, но к такому повороту оказались не готовы ни родители, ни бизнес, ни само Министерство образования.

Родители в большинстве своем заранее ничего не покупали, поскольку прошлогодний формат отсек целый список школьных принадлежностей и вещей как ненужных. Эхом прошлогоднего онлайна стало отсутствие на рынке этих самых принадлежностей, предприниматели, продающие школьный инвентарь, не стали рисковать и представили минимум товаров, которые не удовлетворяют желания потребителей.

Ложкой дегтя стало выступление представителей Министерства образования, в котором отсутствовали четкий порядок действия и внятные распоряжения: детям разрешили надевать обычную одежду, но при этом рекомендовали носить школьную форму. Учиться все будут в школах, но... возможен и онлайн, а после и вовсе появилась система трехвекторного формата обучения: онлайн, офлайн и гибрид из первых двух.

После того как обстановка была приправлена запретом главсанврача на работу торговых площадок в выходные дни, ситуация и вовсе превратилась в патовую.

Напомним для тех, кого в этом году не коснулась тема предшкольной лихорадки. До начала этой недели всем магазинам и торговым сетям было запрещено работать в выходные дни, во всяком случае такую картину можно было наблюдать в большинстве городов Казахстана. А значит, и купить форму, ручки, тетради, портфели было просто негде.

Но самое абсурдное в этой ситуации то, что жесткие ограничения распространялись не на всех игроков рынка. На примере южной столицы, когда в городе были закрыты все магазины, некоторые моллы и ТРЦ, юридически находящиеся в области, а фактически считающиеся неотъемлемой частью Алматы, распахнули свои двери. Это привело к тому, что все ринулись в торговые центры, расположенные близ западной границы Алматы, и как следствие, к ажиотажу, давке и даже парализации участка трассы «А-2» (Алматы — Бишкек). Понятно, что о соблюдении социальной дистанции и всех мер, предписанных Минздравом, не могло быть и речи.

Позже власти объяснили такой «блат» тем, что в Алматинской области эпидемиологическая ситуация была гораздо лучше, чем в Алматы, при этом открытые ТРЦ являются лидерами системы Ashiq. А на «лидеров» ограничения тогда не распространялись.

Если все торговые точки в городе были закрыты для того, чтобы избежать скопления людей и для предотвращения распространения инфекции, то ограничения должны были быть для всех без исключения. Но покупатели, которые могли бы распределиться по сотням торговых точек в городе, в итоге единым потоком устремились в одну локацию. В чем логика?

На потоке

Многометровые очереди можно было наблюдать и в рабочий день 31 августа, только уже непосредственно в Алматы. Родители, которые до последнего надеялись, что будет «удаленка», которые прежде не могли отлучиться с работы, по каким-то другим причинам не успели приобрести школьную форму — все выстроились в длинные очереди перед магазинами школьной одежды.

Всего этого можно было избежать, если бы Министерство образования не жонглировало прилагательными, а выпустило четкий указ: этот год без формы, и на этом точка! Вместо этого родители получили неоднозначные: «желательно», «предпочтительно», «если возможно». Усугубил ситуацию и первый учебный день, когда каждая школа, опять же опираясь на размытость определения того, что на сегодня представляет собой школьный дресскод, начала диктовать свои условия по допуску одежды. Это вновь привело к большому скоплению людей в магазинах школьной формы.

Зато порадовал формат проведения самой церемонии линейки. По понятным причинам выстроиться в шеренгу было разрешено только первоклассникам. Для всех остальных учащихся день 1 сентября прошел в формате классных часов. В большинстве школ родителей «первашей» запускали на территорию только по системе Ashiq, при этом действовало строгое правило «один учащийся — один родитель».

В тех школах, где территория не позволяла одновременно находиться большому количеству людей, линеек было несколько. Первоклашек разделили на группы по два класса, и для одних первый звонок прозвенел в 9.00, для других — в 11.00 и так далее. Грамотное решение местного управления конкретных школ.

Эйфория прошла быстро, уже следующий день, 2 сентября, останется в памяти как экспериментальный. Пусть ученики оказались в стенах школы, назвать формат обучения классическим было сложно.

Первоклассников, как и в случае с линейкой, разделили на потоки. Только теперь дробление было проведено внутри каждого класса. Такое решение приняли для того, чтобы сократить число учеников, одновременно находящихся в классе.

Как только учащиеся начали прибывать в школу волнами, начались суета и неразбериха. Когда приводили один поток и забирали другой, у крыльца собиралось такое количество родителей, которого не было даже не линейке. И это неудивительно. Ведь в одно и то же время приходили родители первоклашек из первой волны всей параллели, которые хотели забрать детей, а к ним добавилось еще такое же число родителей с детьми со второго потока, которым только предстояло попасть в школу.

Здесь важно понимать, что все происходит не на крыльце школы, а с торца здания. Поясним почему. Для трех звеньев школы (младшее, среднее, старшее) были организованы разные входы в учебное заведение. Младшее звено — с одного входа, среднее — со второго, старшее — с третьего. Мера необходимая и правильная. Ведь, согласно имеющийся статистике, больше всего заражений фиксируют в старшем звене. И именно его в первую очередь нужно дистанцировать, чтобы в случае инфицирования оградить остальные звенья от потенциальной угрозы. Но!

Кому «удаленка» в радость

Пусть разные входы и были организованы, нужно понимать, что полноценными и комфортными назвать их нельзя. Большинство школ страны имеют типовую планировку, где есть один центральный вход с большими распашными дверьми и два-три торцевых, которые по своему изначальному предназначению служат как пожарные. То есть перед ними нет широкого пандуса и большой площадки, где ту же пересменку можно было бы организовать в комфортных условиях.

В большинстве случаев как раз торцевые входы-выходы достались первоклассникам. Все пребывающие и отбывающие дети единым потоком должны были протискиваться через узкую калитку в заборе, за которой десятки родителей пытаются высмотреть и «выкричать» свое чадо.

В среднем и старшем звене ситуация оказалась не менее сложной. Из-за наполненности классов учеников также решили разделить. В одних школах было принято деление по неделям, где полкласса должны были учиться одну неделю в школе, вторую — уходить в онлайн. В других школах придумали графики: по списку определялись 6-10 человек, которые в определенный день учатся в режиме онлайн, остальные посещают школу. Каждая школа и даже каждый отдельно взятый класс выкручивались как могли, все школы катастрофически переполнены.

Проведенный эксперимент нельзя считать провальным, но то, что он требует серьезной доработки — неоспоримый факт.

Нельзя упускать из виду здесь и увеличившуюся нагрузку на педагогов, ведь им пришлось проводить одни и те же уроки дважды в день, что в итоге могло бы негативно сказаться на качестве образования.

К вечеру 2 сентября было проведено срочное совещание директоров, где стало известно, что педагогам разрешили проводить полноценные уроки с загруженностью класса 35-37 человек. То есть 3 сентября ученики большинства школ провели уже в режиме максимально приближенном к классическому формату обучения.

На фоне всего происходящего многие родители начали агитировать к возвращению формата обучения онлайн. Но нужна ли такая практика? Прошлый год показал, что Казахстан не готов к онлайн-формату по целому ряду веских причин.

Во-первых, как уже говорили выше, коммуникационные сети не выдерживают той нагрузки, которая единовременно на них ложится.

Во-вторых, даже спустя год можно утверждать, что педагогический состав не способен организовывать полноценные уроки в режиме онлайн-конференции. Многие учителя не только в школах, но и в вузах привыкли работать мелом на доске, а не мышкой с ноутбуком. И это проблема, которую не решить экспресс-курсами повышения квалификации и компьютерной грамотности. Учителям старшего поколения очень сложно освоить даже элементарные навыки пользования гаджетами, не говоря уже об экспертном уровне пакета MS Office. Есть случаи, доходящие до абсурда, когда учитель через мессенджер WhatsApp рассказывает ученикам новую тему и в процессе монолога, задавая вопросы ученикам, удивляется, почему ему никто не отвечает... Да, все это происходит в непрерывном голосовом сообщении WhatsApp.

Третье — это отношение родителей. Конечно, «удаленка» удобна как минимум тем, что детей не нужно водить или возить в школу. А это существенно разгружает родительские будни. Но агитировать за онлайн только для того, чтобы облегчить себе список задач... Не эгоизм ли это?

Есть и такие родители, которые начали делать за своих детей как домашнюю, так и классную работу. Это привело к тому, что успеваемость многих школьников и студентов за прошлый год резко возросла. Но нужно отдавать себе отчет в том, что красивый табель не отражает реальный уровень знаний ученика или студента. Такие маневры в любом случае будут иметь негативные последствия в первую очередь для самого ребенка.

Как бы ни было комфортно в онлайне и сложно в офлайне, дети должны учиться в школах, иметь прямой контакт с педагогом и получать тот объем знаний, который заложен программой образования. Ошибки допускают все — от Министерства образования и Минздрава до учителей и родителей, но здесь главное — суметь признать их и вовремя исправить. В противном случае мы рискуем получить целое поколение беззаботных и безграмотных казахстанцев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру