Столицу Казахстана заполонили попрошайки

На днях социальные сети распространили возмущенные обращения жителей столицы. Астанчан насторожил внезапный наплыв попрошаек в общественный транспорт города. По их словам, помимо того, что просящие не соблюдают элементарных санитарных норм, которые, несомненно, важны во времена бушующего коронавируса, так жители Нур-Султана не могут чувствовать себя в безопасности, так как ощущают давление со стороны нуждающихся...

Столицу Казахстана заполонили попрошайки

Соответствующее обращение появилось в Facebook-группе «Астана — Что? Где? Когда?».

«Давно уже не было в нашем городе вот такой картины, когда дети и женщины, из соседних стран ходят по автобусам с протянутой рукой... Сегодня, когда я увидела эту картину, во мне было двоякое чувство — жалость и милосердие к ним и, неприятное осушение к себе, недовольство собой. Но почему к себе — не знаю... Возможно, власти должны обратить внимание и запретить им заходить в общественный транспорт. Во-первых, они всегда грязные и без масок. Во-вторых, это унижает и тех, кто просит и, тех кто подает», — считает автор поста (орфография и пунктуация автора сохранены).

В комментариях многие пользователи поддержали автора и обратились к властям с просьбой урегулировать эту проблему.

Просят, просили и будут просить?

Попрошайки были во все времена. Даже в советские, когда государство обеспечивало трудоспособное население рабочими местами и соцзащитой. Выйти на паперть за милостыней могли лишь инвалиды, алкоголики и юродивые, и то смотря в оба. Стоило замаячить фигуре милиционера, как побирушек и след простывал. Они опасались преследования по закону, ведь с мая 1961 года в стране действовал Указ президиума Верховного совета «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Даже была предусмотрена соответствующая статья в УК под названием «Тунеядство» (длительное проживание совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда). Такое преступление каралось приговором суда на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества и выселением в специально отведенные местности.

Конец «борьбе с паразитическим образом жизни» с помощью наказаний был положен в апреле 1991 года с принятием Закона «О занятости населения», который отменил уголовную ответственность за безделье. У милиции опустились руки, а попрошайки, наоборот, почувствовали себя свободно. Максимум, что могли сделать стражи правопорядка, так это просто гонять их с насиженных мест. Чтобы они не портили благостную картину процветающего государства.

К сожалению, за годы независимости Республики Казахстан ни службы соцобеспечения, ни государственные программы занятости населения, ни народные избранники не смогли решить проблему социального иждивенчества. Хотя попытки провести некоторые реформы все же были.

Скажем, в 2019 году алматинцы также жаловались на большое количество попрошаек в автобусах. Некоторые из них работали целыми семьями и использовали несовершеннолетних как особую приманку для сердобольных пассажиров. При этом люди, просящие милостыню в автобусах, не оплачивали проезд. И хотя в «Транспортном холдинге Алматы», чья контрольно-ревизионная служба занимается проверкой оплаты проезда, сообщили, что проверке подлежат все пассажиры без исключения, а контролеры должны высаживать безбилетных пассажиров вплоть до оформления полицией, на практике реализовать это оказалось куда сложнее. Зачастую попрошайки при высадке либо убегали, либо до приезда правоохранителей вели себя неадекватно и угрожали контролеру.

Признав эти проблемы, в «Транспортном холдинге Алматы» все-таки сняли с контролеров груз борьбы с попрошайками, придя к выводу, что контролер не может рисковать своей жизнью или здоровьем, разбираясь с такими лицами.

В департаменте полиции Алматы в ответ на заявления граждан тогда сообщили, что не занимаются борьбой с попрошайками в общественном транспорте на регулярной основе, однако инспекторы по делам несовершеннолетних обещали периодически проводить рейды и задержания попрошаек. Но, как мы понимаем, проблем это не решило.

Годом ранее этот вопрос также поднимали, но он не возымел успеха. Точно такая же участь постигала обращения граждан и в предыдущие годы.

Под видом «самозанятости» — рабство

Так как никакие методы воздействия так и не смогли повлиять на ситуацию с попрошайничеством, нуждающиеся продолжили плодиться по стране. На первый взгляд, кажется, что если уж эту ситуацию невозможно урегулировать, то, может, оставить все так, как есть? Те, у кого просят, могут при желании отказать в помощи сомнительным гражданам. Но, как признают сотрудники правоохранительных органов, зачастую дело не только в морально-этическом облике попрошаек, а в криминальных схемах, которые налажены в этом обездоленном кругу. С мошенниками все понятно: они хотят легких денег. Чаще всего у этих людей есть деньги, квартиры и неплохая техника, но отказаться от дела, что приносит неплохую прибыль, довольно сложно.

Хуже, когда человек находится в зависимом положении. В мире «попрошаечного» бизнеса, а иначе его и не назовешь, существуют целые мафии и группировки. Ловкие дельцы собирают вокруг себя как людей с реальными проблемами, так и просто бездельников, и отсылают их на конкретные территории.

Нередко подобные случаи являются частью вполне реального существования института под названием «рабство».

По открытым данным, около 40 процентов рабов в СНГ приходится на «нищую» мафию. Примерно столько же процентов составляет численность заложников трудового рабства, запертых где-то в глуши, еще 20 процентов — проституток.

Так как в Казахстане не так много открытой информации об устройстве человеческого трафика изнутри, рассмотрим опыт России. По словам активистов, единого центра у работорговли не существует, деньги стекаются к разным людям. На рынке рабов все друг друга знают, чужаков туда не пускают. Зоны влияния между существующими группировками поделены еще с 90-х годов.

Скажем, в Москве насчитывается несколько сотен «хозяев», каждый из которых содержит от четырех до восьми рабов.

Экономика на этом рынке простая: к примеру, купить проститутку в бордель стоит около 5 тысяч долларов. Старушка или инвалид для попрошайничества — 50 тысяч рублей. Младенцев продают «мадоннам» (разновидность попрошаек, представляющих «мать» с ребенком) как атрибут для выбивания слез с подающих — от 60 до 100 тысяч рублей. Их в «нищенском» деле называют «реквизитом». Детей покупают в основном в неблагополучных семьях и, что важно, до того момента, как на них будет получено свидетельство о рождении. Пока у ребенка нет свидетельства, его самого как бы нет.

Самое страшное заключается в том, что живут груднички, по словам российских активистов, недолго — в среднем три месяца. Для того, чтобы они не плакали во время сбора денег, их накачивают сильнодействующими препаратами или алкоголем. Ужасающая подробность: если ребенок умирает «на работе», его «мама» обязана отработать положенные сумму и время, и только потом трупик выбрасывают. Потом берут нового, причем прикладывают к нему старое свидетельство о рождении. По одному документу за год-два могут пройти 5-6 детей.

При этом, как признаются эксперты, с младенцами, которых используют преступники для такого рода деятельности, существует определенная юридическая проблема. Дело в том, что ст. 133 УК РК, под которую вроде бы подпадают действия злоумышленников, называется «Вовлечение несовершеннолетнего в занятие попрошайничеством».

Это дает основание правоохранителям отказываться от возбуждения дел, так как формулировка подразумевает активное участие в попрошайничестве самого ребенка, а в случае с младенцем этого участия нет. Вроде бы абсурд, а в то же время настоящая проблема, вероятно, стоившая многим детям жизни. Вероятно, это тот аспект, который сегодня стоило бы пересмотреть на юридическом уровне.

Кто им поможет, если не мы?

Многие думают так: конечно, попрошайки — это криминально, но вдруг кому-нибудь из них действительно можно помочь? Раз они дошли до такой жизни, может, им действительно плохо.

Возможно, доля правды в этом есть: существуют люди, которые внезапно оказались в сложной жизненной ситуации и своевременная человеческая помощь действительно может помочь им вернуться к жизни. Но так или иначе собственные проблемы — не повод обманывать других. Нужно понимать, что, отдавая копеечку в протянутую руку, мы невольно поддерживаем этот круговорот насилия и эксплуатации. Собранные средства попрошайка в лучшем случае потратит на алкоголь и еду, в худшем — у него все заберут.

Конечно, проще откупиться от проблемы, кинув десятку в мятую шляпу. Настоящее решение проблемы требует активных действий. Поэтому главный совет от соцактивистов для тех, кто не хочет своими деньгами подпитывать паразитирующую на сострадании мафию, — не подавать попрошайкам сразу, а предложить им помощь. Например, связать с социальной службой. Если человек отказывается, то, скорее всего, никаким страдальцем он не является, а просто профессионально зарабатывает деньги. Человек, попавший в беду, с радостью примет любую помощь. В случае же с более криминальными схемами уличных дельцов здесь остается уповать лишь на содействие правоохранительных органов и юридические реформы...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру