Стихийные свалки Казахстана видны из космоса

В конце прошлого месяца в Казахстане родился 19-миллионный житель, что, несомненно, радует. Ведь политическая, экономическая и даже военная мощь страны напрямую связана с демографическими показателями. Однако оборотной стороной этого индикатора благосостояния является антропогенный фактор давления на окружающую среду. Ведь с увеличением численности населения растет и объем производимого мусора, с которым в стране обращаться пока не научились.

Стихийные свалки Казахстана видны из космоса

Похожие, но разные

Согласно данным департамента Организации Объединенных Наций, Казахстан занимает в списке численности населения по странам мира 63-е место. Рядом, на 68-й позиции, расположены Нидерланды. Но при сравнительно одинаковом количестве жителей и, соответственно, объеме производимого мусора на выходе можно наблюдать две совершенно разные картины.

В Нидерландах функционирует около 20 мусорных полигонов — и это на всю страну! При этом жители перерабатывает около 80 процентов производимого мусора — это невероятно высокий показатель даже среди стран Европы. Оставшиеся 20 процентов сжигают на полигонах для производства электроэнергии и тепла. Из биологических отходов производят компост, углекислый газ для теплиц, биогаз для отопления помещений и заправки автомобилей. В общем, даже выброшенный огрызок в дальнейшем не сгнивает на свалке, а приносит пользу. Добиться таких показателей в государстве удалось в первую очередь благодаря тотальному внедрению системы раздельного сбора мусора, которая появилась в Нидерландах еще в 1980 году.

Сегодня основные идеи политики обращения с отходами в Нидерландах представлены в виде модели из пяти компонентов: предотвращение, повторное использование, утилизация, сжигание и полигон. Модель служит руководством по обращению с отходами и особенно выделяет профилактику: избегать образования мусора, насколько это возможно; остальное перерабатывать и сжигать для производства энергии; только то, что осталось, подвергать захоронению.

В Казахстане свои «рекорды». Результаты последнего космического мониторинга выявили в одной только Восточно-Казахстанской области свыше 550 (!) несанкционированных свалок. Ситуация с замусориванием в области не нова, свалки вычисляют и ликвидируют, но, как утверждают эксперты, даже после полной зачистки спустя некоторое время «грязные точки» вновь появляются на карте ВКО.

«Свалки не уменьшаются в связи с тем, что все-таки состояние гражданского населения мусорить, где попало, присутствует. Если убрали с одной по 51 свалку, то можно начинать все с самого начала. Поэтому нужны эффективные меры, чтобы ликвидировать их», — сказала руководитель Ассоциации экологических инициатив ECOJER Елена Березинская-Абилова.

Ситуация действительно выглядит так, причем, конечно, не только в ВКО, но и на территории всего Казахстан в целом. Уже сейчас в стране накоплено более 30 миллиардов тонн отходов производства. При этом под переработку попадает не более пяти (!) процентов, все остальное отправляется на мусорные полигоны. Их, кстати, около 3000, и лишь 17,4 процента из них соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам. Отметим, что речь идет об официально зарегистрированных полигонах. Помимо этого существует более 4700 стихийных свалок, наполнение которых происходит бесконтрольно.

Всевидящее око

Если быть более точным, то среди стихийных свалок к бесконтрольным можно отнести лишь часть, поскольку у многих из них есть «хозяева», снимающие с водителей мусоровозов вполне реальные деньги за каждый куб отгруженного мусора.

Причем нередко местные исполнительные органы в курсе происходящего, но разводят руками, поскольку во многих районах попросту нет ни одной санкционированной и специально оборудованной свалки для мусора.

Другая грань вопроса — грязный бизнес, то есть когда компании, взявшие на себя обязательства по вывозу мусора, скажем, с одного из микрорайонов города, отправляют свои машины не на мусорный полигон, а на пустырь, где никто денег не просит.

И вот таких горе-бизнесменов необходимо привлекать к ответственности путем назначения больших штрафов. Таким путем еще в 80-х и 90-х годах пошли власти Германии. И, что неудивительно, инструмент сработал. Если сумма штрафа будет в значительной степени превышать сверхдоходы «грязных» бизнесменов, то подобные инциденты будут просто сведены к нулю.

Другое дело, как именно вычислить нарушителя? Ведь де-факто в Казахстане работает правило «не пойман — не вор».

Мы обратились к экспертам по космическому мониторингу, которые рассказали о принципах выявления несанкционированных свалок и о том, можно ли с помощью спутников поймать нарушителя.

— Казахстан имеет два собственных спутника дистанционного зондирования, — поясняет директор департамента дистанционного зондирования земли АО «Национальный центр космических исследований и технологий» Бауржан Бекмухамедов, — и у каждого свои особенности и назначение. Первый спутник — KazEOSat-1. На его борту установлено сканирующее устройство NAOMI (New Astro Sat Optical Modular Instrument), которое позволяет выполнять съемку с разрешением до одного метра (в панхроматическом режиме или черно-белом режиме съемки) и до четырех метров (в мультиспектральном режиме).То есть спутник «видит» предметы не менее одного метра, что по классификации «космической фотографии» позволяет отнести к спутникам со сверхвысоким разрешением. Второй спутник дистанционного зондирования — KazEOSat-2, разрешение его матрицы позволяет снимать шестиметровые предметы, он чаще используется для съемки более крупных объектов.

Бауржан Бекмухамедов рассказал, что центр является разработчиком комплекса, который сейчас и дает возможность «рассматривать» землю с высоты орбиты и проводить много векторных работ, потребность в которых есть практически во всех областях — от аграриев до служб чрезвычайного реагирования.

А за короткой фразой «благодаря полученным снимкам удалось...» лежит кропотливый труд целой группы ученых и экспертов. Суть космического мониторинга заключается в поэтапной обработке полученных данных.

На первом этапе делают спектральную обработку данных, принцип которое раскрывает само название. Это съемка в разных световых спектрах: от семи цветов «Ньютона» до инфракрасного излучения, которое человеческий глаз не видит. Опираясь на полученные данные и сверяя их с архивом, система в автоматическом режиме определяет вероятные изменения, произошедшие на поверхности земли.

На втором этапе идет текстурная обработка, которая также позволяет исключить из системы поиска подложные или ошибочные данные. Совокупность этих данных позволяет с высокой долей вероятности выявить изменения, произошедшие в конкретном секторе.

Заключительный этап — экспертный анализ. Работа специалистов, которые на основании полученных данных могут проанализировать и четко охарактеризовать их. То есть идентифицировать объект и определить, что на снимке — несанкционированная свалка или свежевспаханное поле фермера.

Не в снимках счастье

Несмотря на то, что спутник совершает более 14 витков в сутки вокруг Земли, направить весь потенциал исключительно на отслеживание свалок не получится. Дело в том, что эти аппараты выполняют целый ряд глобальных задач, куда включено получение снимков территории Казахстана и других участков Земли, позволяющих предупредить ЧП, а в случае стихийных бедствий дать четкую картину происходящему. Также в функционал заложены работы по предоставлению проведения земельного кадастра, картографирования и ряда других данных, необходимых в том числе и для обеспечения обороны и безопасности страны. Поэтому если космический мониторинг мусора и проводят, то с внушительным интервалом – раз в три месяца.

И дело здесь не только в том, что спутников всего два, а задач — сотни. Важно понимать, что спутник не работает так, как это показано в голливудских фильмах, 24/7 передавая информацию с космоса. Для связи с ним или получения отснятых данных существуют короткие промежутки времени — специальные сеансы, продолжительность которых составляет всего 15 минут, а частота — всего три раза в световой день и столько же — за ночную смену.

В разрезе конкретной темы замусоривания, конечно, хотелось бы получать снимки нарушителей порядка, отслеживать полный маршрут их следования и в итоге привлекать их к ответственности. Но, как пояснил Бекмухамедов, пусть KazEOSat и обладает сверхвысоким разрешением, сфотографировать номер (ГРНЗ) автомобиля спутник не сможет. Пока такие технологии — удел фантастов и режиссеров кино. Данные в лучшем случае позволят идентифицировать тип и цвет автомобиля.

И потом, в некоторой степени даже имеющиеся редкие снимки можно считать избыточными. Ведь одно дело — получить снимок с фиксацией несанкционированной свалки и совершенно другое — то, как с этими данными работают местные власти. То есть на констатации вся работа и заканчивается, поскольку вопрос заходит в тупик. Вероятно, эта информация остается невостребованной, ведь если предположить, что акиматы и Минэкологии станут ее официальными потребителями, то возникнут и ответственность, и необходимость конкретных действий, и конфликты с нарушителями.

А вот с замусориванием в отдаленных населенных пунктах ситуация объективно непростая. У многих жителей сел и аулов просто нет другого выхода, поскольку государством не организован сам процесс сбора, вывоза и утилизации отходов. То есть у сельчан нет другого выбора, кроме как самостоятельно собирать и вывозить мусор в окрестности своего же населенного пункта.

В Казахстане очень слабо развита система вторичной переработки мусора, лишь эпизодически всплывают частные инициативы по раздельному сбору и утилизации. Здесь нужны четкие государственные инструменты: ведь недостаточно построить мусороперерабатывающий завод, необходимо, чтобы до сознания каждого казахстанца дошло понимание того, что просторы страны не безграничны и если все оставить как есть, то уже скоро местами для отдыха на природе будут нескончаемые мусорные полигоны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру