В Казахстане продолжается «зачистка» высших учебных заведений

Руководство страны последние годы стало придерживаться следующего принципа в системе высшего образования. Главное — не количество, а качество. В этой связи проходят массовые проверки вузов, выявляют немало нарушений, которые приводят в том числе и к закрытию учебных заведений.

В Казахстане продолжается «зачистка» высших учебных заведений

Оптимизация — процесс непростой

В 1991 году в стране функционировало 55 высших учебных заведений. В первое десятилетие независимости в Казахстане активно развивался частный сектор, и к 2001 году число вузов достигло своего максимума — 182. У многих учебных заведений миссия была не учить, а заработать. Поэтому процесс получения знаний коммерциализировался. Платить за качественное образование не жалко. Это инвестиции в будущее. Но в этом случае под вывеской вуза могло скрываться бог знает что — порой было арендованное помещение, где не было даже нормальных аудиторий и парт, не говоря уже о преподавателях. Чтобы выяснить, кто печатает дипломы, а кто действительно обучает студентов, решили провести проверки и следом — оптимизацию. Приоритетом стало не количество, а качество. В этой связи в 2007 году специальные комиссии провели внеплановую проверку образовательной деятельности 143 высших учебных заведений и 66 филиалов по 16 критериям. После проверки выяснилось, что доля преподавателей с учеными степенями и званиями не соответствовала требованиям в 78 вузах. Фонды учебной и научной литературы не соответствовали в 58 высших учебных заведениях. В итоге закрыли 11 вузов, неспособных обеспечить качественное образование. Кроме этого, из-за присоединения к другим учебным заведениям по решению учредителей прекратили образовательную деятельность еще 14 вузов. Также ряд учебных заведений объединили и на их базе создали учебно-производственные комплексы. Пострадавших в этой ситуации студентов перевели в другие вузы на тот же курс и те же специальности.

Вторая волна оптимизации высших учебных заведений пришлась на момент, когда во главе Министерства образования и науки стоял Бакытжан Жумагулов. Тогда предполагалось сократить их численность до сотни (в каждом регионе по одному государственному и одному частному; исключение — такие крупные города как Алматы, Нур-Султан, Шымкент и Караганда), что позволило бы выйти на принятый в развитых странах показатель числа высших учебных заведений по отношению к численности населения, по которому Казахстан существенно опережал такие государства как Германия, Япония, Великобритания и уступал нескольким странам, в том числе России и США. С 2012 года проводили системную работу. Процесс оптимизации осуществлялся по трем механизмам: объединение; понижение на уровни академии, института, колледжа; закрытие путем отзыва лицензии. Таким образом, за 2014 год отозвали лицензии у пяти вузов, а ранее, с 2012-го, число высших учебных заведений сократилось со 148 до 126.

Между тем проблема некачественного образования актуальна для многих стран. Но, к примеру, в США ее решают, ориентируясь на работодателя. Именно он принимает окончательное решение, какому университету верить. Поэтому учащиеся могут выбирать — диплом ради диплома или диплом ради карьеры. В развитых странах созданы гибкие образовательные системы с акцентом на профессиональное обучение. Сначала получают профессию, а потом те, кто сможет и пожелает, поступают в вуз.

Третья волна

О проблеме качества высшего образования в своем прошлогоднем Послании говорил глава государства Касым-Жомарт Токаев. По словам Президента РК, лишь половина высших учебных заведений страны обеспечивает 60-процентный уровень трудоустройства своих выпускников. В этой связи Министерству образования и науки поручили провести оптимизацию вузов.

Сегодня в стране проходит очередная волна. Те, которые предоставляют некачественное образование, закрываются, оставшиеся будут ранжироваться по четырем категориям-лигам. «Если сегодня университеты не будут соответствовать необходимым требованиям, то завтра мы получим таких же специалистов, знания и квалификации которых не будут соответствовать запросам работодателей», — отмечает руководитель управления Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК Эльвира Сапарбекова. При этом вузам дается время для устранения нарушений, однако многие не спешат это делать. В связи с этим к таким будут применять уже более жесткие меры.

В течение 2020 года профилактический контроль провели в более чем 30 высших учебных заведениях. Как отмечали в МОН РК, результаты проверок свидетельствуют о том, что многие вузы допускают нарушения по приему абитуриентов, принятию на работу преподавателей, не соответствующих установленным квалификационным требованиям, в части повышения квалификации преподавателей, планирования педагогической нагрузки, итоговой аттестации обучающихся. В итоге закрыли пять вузов. По двум министерство приняло постановление о лишении генеральной лицензии. Также 25 вузов лишили 60 приложений к лицензии по непрофильным направлениям подготовки кадров. В частности, педагогические университеты обучали юристов и экономистов, что недопустимо.

Кроме того, в 2020 году впервые к размещению госзаказа не допустили 36 вузов. Основные причины — предоставление недостоверных данных, неудовлетворительное качество образования, низкий уровень трудоустройства. Во внимание также брали рейтинг НПП «Атамекен», который составляют исходя из пожеланий работодателей и отраслевых ассоциаций.

Согласно Закону РК «Об образовании» при лишении лицензии на занятие образовательной деятельностью или ликвидации организации образования учредитель принимает меры для перевода обучающихся в другие организации образования.

В этом году работа продолжается. В начале июля решениями Специализированного межрайонного административного суда Шымкента два казахстанских вуза — «Орда» (ранее — Международный университет Silkway) и «Мирас» лишены генеральной лицензии. Университет иностранных языков и деловой карьеры также на грани лишения генеральной лицензии. Ранее в этих учебных заведениях выявили грубые нарушения законодательства в сфере образования. Их деятельность приостановили, им дано время для устранения выявленных нарушений. Но, как выяснилось в ходе повторной проверки, они этого не сделали.

Ранжирование вузов

Еще одно новшество, которое планируют внедрить — ранжирование вузов. Это международная практика, в соответствии с которой составляют рейтинг по определенным индикаторам. Учебные заведения оценивают как в пределах одной страны, так и по всему миру. В зарубежных странах рейтинг выставляют по пяти-шести категориям. В Казахстане будут оценивать по четырем категориям — на международном, национальном, региональном и отраслевом уровнях. В качестве основных критериев такие показатели как международная аккредитация, уровень трудоустройства выпускников, вклад в развитие науки, вклад выпускников в развитие страны, региона и отрасли, уровень заработной платы преподавателей.

Каждый институт или университет будет принимать решение о том, на каком уровне он хотел бы ранжироваться. После они подают заявку в Министерство образования и науки, которое выносит этот вопрос на рассмотрение совета по повышению конкурентоспособности вузов. В первую очередь оценивают заявленную программу учебного заведения. Таким образом, ранжирование создаст конкуренцию среди высших учебных заведений, и, чтобы не остаться «за бортом», они будут вынуждены улучшать свои показатели. Это станет возможным и благодаря академической самостоятельности, которая закреплена законодательно. Так, сегодня она достигла 85 процентов, а в реестр внесли 9999 образовательных программ, которые были самостоятельно разработаны высшими учебными заведениями. Работа в этом направлении будет продолжаться. В августе 2020 года Министр образования и науки РК анонсировал Антикризисный план развития высшего образования, которым предусмотрено три основных шага по дальнейшему расширению академической самостоятельности вузов. Этому будет способствовать измененный государственный общий образовательный стандарт в системе в системе высшего и послевузовского образования. К примеру, теперь на написание и подготовку дипломных проектов в качестве руководителей могут привлекаться практики, что позволит связать производство и теоретическое обучение в вузах.

Родина — здесь, образование — там

Но пока молодежь выбирает не отечественное высшее образование. Ежегодно немало казахстанских абитуриентов поступает в иностранные вузы, причем за свой счет или в рамках стипендиальных программ. Наша республика уже несколько лет является лидером по числу студентов, обучающихся в российских вузах — более 70 тысяч казахстанцев. Оно и понятно — недалеко, нет языкового барьера и бесплатно. В целом каждый пятый казахстанский студент обучается в зарубежном вузе. Этому есть объяснение. В мире много вузов, где можно получить недорогое образование по привлекательным специальностям. В Европе из-за ежегодного снижения рождаемости образовался демографический провал, и вузы готовы предоставить иностранным студентам льготные гранты, стипендии, в том числе языковую подготовку. Большинство казахстанской молодежи желает учиться в Великобритании и США. Такая тенденция — «тревожный звонок» для чиновников. Значит, на родине высшее образование не котируется, раз его стремятся получить на чужбине.

В свое время депутаты парламента предлагали принять альтернативу программе «Болашак», где государство частично финансировало бы обучение молодых людей, особенно из сел. Помощь оказывалась бы в оплате подготовительных курсов, проезда и стипендии. При этом приоритет, по мнению парламентариев, стоит отдавать университетам с бесплатной формой обучения. Если правительство прислушается к депутатам и разработает альтернативную программу, посредством которой будет помогать, в том числе и финансово, тем, кто хочет учиться за границей, непременным условием должно стать возвращение на родину. В этом случае взаимовыручка будет весьма справедливой — долг службой красен.

Человеческий фактор

Формула успеха ведущих в мире университетов заключается в том, что ключевая позиция отводится профессорско-преподавательскому составу, создаются необходимые мотивации для развития его потенциала. При этом именно преподаватель-ученый определяет всю политику образовательной и научной деятельности, участвует в выборах руководителей, распределении бюджета. В Казахстане ситуация иная. Преподавательская работа в вузах становится похожей на конвейерное производство, а сам преподаватель превращен в безмолвного исполнителя, обложенного разного рода инструкциями, отчетами, рейтингами и обязательствами по опубликованию научных статей. С одной стороны, университетам дали академическую свободу, широкие полномочия — их руководству, ограничили вмешательства в дела вуза извне, но не обеспечили участие в системе управления самих преподавателей, в частности, ученых советов, а также представительство ППС в советах директоров, как это сделано в развитых странах.

Средняя зарплата преподавателя государственного вуза в Казахстане составляет около 120 тысяч тенге. Это меньше, чем у некоторых учителей в школе. При этом учебная нагрузка большинства профессорско-преподавательского состава превышает 700 академических часов. Это, не считая времени на подготовку к занятиям, а еще он должен заниматься наукой и воспитательной работой в качестве куратора.

В развитых странах нет разделения университетов на национальные и ненациональные, и дифференциации на этом основании размеров госгрантов также не существуют. В этой связи предлагается поднять стоимость государственных образовательных грантов для всех вузов до уровня национальных, повысив при этом до их уровня заработную плату преподавателей рядовых университетов. Иначе в нынешних условиях трудно ожидать кардинального улучшения качества высшего образования в стране.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру