20 правил Нельсона Манделы предлагают ввести в уголовно-исправительное законодательство Казахстана

В уголовно-исполнительной системе страны функционирует 80 учреждений: 64 — по исполнению наказаний в виде лишения свободы и 16 следственных изоляторов. В целом в учреждениях УИС содержатся 33 тысячи лиц, из них 4,7 тысячи следственно-арестованных. За последние девять лет численность осужденных в колониях снизилась почти в 2 раза. В мировом рейтинге по этому показателю Казахстан в прошлому году занимал 100-е место, тогда как около 20 лет назад входил в тройку лидеров после США и России.

20 правил Нельсона Манделы предлагают ввести в уголовно-исправительное законодательство Казахстана

Большинство сегодняшних осужденных, а это 94 процента, отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. Причем около 47 процентов — это ранее судимые. Около 25 процентов попали в места не столь отдаленные за убийства, 13,5 процента — за кражи, 11,5 — за наркоторговлю, 13,8 — за преступления против половой неприкосновенности, из которых семь процентов — в отношении несовершеннолетних.

В последние годы в уголовно-исполнительной системе реализовано немало реформ для улучшения правового положения и условий содержания осужденных. Основными задачами являются обеспечение порядка и условий исполнения отбывания наказаний, охрана прав и свобод заключенных, определение средств их исправления, оказание помощи в социальной адаптации. В последние годы усовершенствованы уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательства. Казахстан является полноправным субъектом международного права и участником множества многосторонних международных договоров и правозащитных конвенций ООН в сфере прав человека.

Правила Манделы

Для улучшения прав и условий содержания осужденных в Казахстане сделано немало. В частности, исключен перевод заключенных с инвалидностью в учреждения полной безопасности, предусмотрено обязательное уведомление прокурора об изменении степени поведения, условий содержания, поощрений, взысканий, ходатайства УДО, сокращены сроки рассмотрения представления об освобождении по болезни с месяца до десяти суток. Из перечня видов дисциплинарных взысканий исключено применение штрафа как нормы, ухудшающей материальное положение осужденного, сокращен срок содержания в одиночной камере до четырех месяцев, увеличены свидания переведенным осужденным в учреждении смешанной безопасности — два краткосрочных и два длительных в течение года. Также пересмотрен расчет времени содержания осужденных за счет срока содержания под стражей при назначении наказания в виде лишения свободы один день содержания под стражей за два дня в учреждении минимальной безопасности и 1,5 дня в учреждении средней безопасности, два дня отбывания наказания в виде ограничения свободы.

Но практика показала, что необходимо провести более детальный анализ уголовно-исполнительного законодательства на предмет имплементации международных договорных норм. В этой связи по инициативе Уполномоченного по правам человека и Министра внутренних дел создана Межведомственная рабочая группа по выработке предложений по приведению нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы, в соответствие с требованиями международных стандартов. В частности, по итогам анализа определен ряд рекомендаций Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными — так называемых «20 правил Манделы», которые не учтены либо недостаточно регламентированы в уголовно-исполнительном законодательстве РК.

Нельсон Мандела известен не только как первый темнокожий президент ЮАР и нобелевский лауреат, но и как правозащитник, который 27 лет отсидел в тюрьме, причем первые 18 лет содержался в одиночной камере. В знак уважения к его наследию в 1955 году были приняты «Правила Нельсона Манделы». Со временем в них вносили изменения. В октябре 2015 года в ходе 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН главам государств — стран-участниц был представлен обновленный международный стандарт правил с рекомендацией к приведению в соответствие национального законодательства с тем, чтобы тюремное руководство этих стран могло применять новые стандарты в своей ежедневной практике. Свод правил включает в себя 122 пункта, которые разделены на девять частей — общепринятые минимальные стандарты, среди которых условия содержания, охрана здоровья, расследование случаев смерти, применение дисциплинарных мер и одиночного заключения, поддержка гарантированных прав.

Международный документ преследует цель учесть нужды и потребности тюремной системы, повысить профессионализм персонала и независимых инспекций, регламентирует надлежащий морально-этический подход к работе с людьми в исправительных учреждениях. Так, согласно Правилам Нельсона Манделы, ни один заключенный не должен подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, а также дискриминации.

Наряду с этим подготовлены и предварительно согласованы с государственными органами ряд поправок. Они предусматривают отсрочку отбывания наказания при тяжелом заболевании, немедленное исполнение постановлений судов об освобождении вследствие тяжелой болезни, обязательное уведомление прокуратуры при переводе осужденного, продление срока пребывания ребенка с матерью после достижения им 3-летнего возраста в случае ее освобождения в течение года и другие.

Ну а пока за высокими заборами и колючей проволокой не все так хорошо. В 2019 году зарегистрировано 200 сообщений о возможных фактах пыток, из них по 196 следственными подразделениями принято решение о прекращении уголовных дел как неподтвердившиеся, и только три уголовных дела направлено в суд, по которым осуждены восемь сотрудников. В 2020 году зарегистрировано 126 сообщений, из которых 123 не подтвердились. В итоге только одно дело дошло до суда, и сотрудник осужден. В целом за два последних года в Казахстане было зарегистрировано 326 жалоб на пытки в тюрьмах. Из них до суда дошли только четыре дела, или 1,2 процента.

Трудотерапия

Основным работодателем осужденных в пенитенциарных учреждениях является республиканское государственное предприятие «Енбек». Также на территории учреждений осуществляют свою производственную деятельность свыше 200 предпринимателей малого и среднего бизнеса. Сегодня число трудозанятых осужденных составляет 49 процентов. Труд является не только одним из средств исправления, способствует адаптации осужденных в обществе, но и позволяет выплачивать нанесенный материальный ущерб потерпевшим, помогать семьям. В прошлом месяце был создан новый экспериментальный швейный цех для осужденных учреждения минимальной безопасности (колония-поселение), а также для лиц, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на пробационном контроле города Нур-Султана. Фабрика рассчитана на 120 рабочих мест, закуплено современное оборудование.

Также в начале июня РГП «Енбек» и республиканское объединение юридических лиц «Союз строителей Казахстана» заключили меморандум. Его целью является установление партнерских отношений, развитие долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества сторон, направленного на содействие в трудоустройстве осужденных, путем создания рабочих мест на строительных объектах и производствах предприятия. Осужденные будут заниматься производством строительных материалов и изделий, в том числе кирпичей, пено-газоблоков, металлических дверей и ограждений.

Новые технологии

В Казахстане планируют использовать электронные браслеты в отношении осужденных, нарушающих порядок отбывания наказания. Также за заключенными будут следить по видеокамерам, а сотрудников колоний оснастят видеорегистраторами. Это направлено прежде всего на соблюдение и защиту прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, их безопасность, а также предупреждение и профилактику возможных правонарушений как со стороны осужденных, так и администрации учреждений. Уже проведены технические обследования, определены количество видеокамер и места их установки. В этом году видеонаблюдением будут охвачены 29 учреждений, в которых содержится 53 процента правонарушителей. На это выделены необходимые финансовые средства в размере трех миллиардов 704 тысяч тенге, которые включают в себя не только стоимость видеокамер, но и остальные элементы, без которых невозможна работа системы видеонаблюдения, а также видеорегистраторы для сотрудников. В остальных учреждениях эта работа будет проведена поэтапно в последующие два года. До 2023 года камерами планируют оснастить все колонии. На эти цели в общем планировалось затратить 8,5 миллиарда тенге. Ожидается, что после этих мер в казахстанских колониях и следственных изоляторах не останется «слепых зон».

В Казахстане в период пандемии свидания осужденных с родными проводятся в том числе и посредством видеосвязи. Такой формат общения зарекомендовал себя положительно, и его намерены использовать дальше. Чтобы приобщить осужденных к новым технологиям, в тюрьмах открываются компьютерные классы в рамках глобальной программы ЕС и Управления ООН по наркотикам и преступности. Там ведется обучение навыкам работы с персональными компьютерами, ведь далеко не все из осужденных с техникой на «ты». Есть заключенные, отбывающие наказание еще с конца 90-х годов, и они весьма отстали от технического прогресса. Благодаря компьютерным курсам пробелы восполнятся. Более того, после их завершения заключенным выдают сертификаты для возможности трудоустройства, когда они выйдут на свободу.

Медицина по ту сторону

В системе УИС 65 медицинских частей, 15 медпунктов, а также две соматические, три противотуберкулезные и одна психиатрическая больница. Осужденные ежегодно проходят профилактический осмотр. В этом году около 5 тысяч больных получили консультативно-диагностическую помощь, проведено 156 хирургических операций. Это раньше считалось, что «тюрьмы — рассадник туберкулеза». И на то были объективные причины: большое скопление людей в замкнутом, непроветриваемом пространстве, скудное, несбалансированное по составу белка, жиров, углеводов и минеральных веществ питание осужденных, общая физиологическая ослабленность. Отсюда быстрая передача инфекции. Такая тенденция наблюдается во многих странах. Пенитенциарная медицина наработала положительную практику лечения туберкулеза. Сегодня количество больных этим недугом в казахстанских тюрьмах значительно сократилось. Так, за последние три года оно было снижено на 51 процент (2021 год — 314, 2020-й — 328, 2019 -й — 418, 2018-й — 643). Работа в этом направлении продолжается.

Сейчас, в условиях пандемии, особое внимание уделяется закрытым учреждениям, где вероятность распространения коронавируса высока. Европейские правозащитники еще в середине марта 2020 года обратились к Всемирной организации здравоохранения и Совету Европы с просьбой отпустить часть заключенных — они уверены, что необходимо значительно снизить количество людей в тюрьмах, чтобы избежать распространения там коронавируса. Если вирус просочится в колонии, остановить его будет практически невозможно — высказывали мнение эксперты. В некоторых странах прислушались к рекомендациям. В числе первых открыл двери своих тюрем Иран: 20 марта 2020 года временно вышли на свободу 85 тысяч обитателей закрытых учреждений. Согласно неподтвержденным данным, симптомы коронавируса нашли у десятков иранских заключенных, однако тестов на них не хватило, поэтому заболевание не было подтверждено. Король Бахрейна Хамад ибн Иса аль-Халифа выпустил указ о помиловании 901 заключенного. Еще 585 наказание заменили на не связанное с лишением свободы. Уменьшить «население» тюрем решили Испания и американские штаты Калифорния, Огайо и Иллинойс. В их случае речь не шла о масштабной амнистии — условно-досрочное освобождение получили люди с незначительными правонарушениями. Дошло до того, что заключенные в округе Лос-Анджелес пытались намеренно заразиться коронавирусом, чтобы досрочно выйти из тюрьмы.

В России, где COVID-19 проник в тюрьмы, такие меры пока считают излишними и ограничиваются запретом на свидания заключенных с родными. В Казахстане тоже придерживаются такого мнения. Сейчас в стране провакцинировано 95 процентов личного состава УИС и 92 процента осужденных. По словам чиновников, массового заражения коронавирусной инфекцией не допущено.

Проводится работа по передаче медицинской службы уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства здравоохранения. Это предложение поддержано Комиссией по реформе правоохранительной и судебной систем при Президенте и всеми госорганами. Планируется, что с 2023 года эта функция полностью будет передана в Минздрав. Это позволит получить осужденным более широкий доступ к современным методам обследования, диагностики и лечения, а также искоренит укрытие возможных фактов неправомерных действий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру