За вами следят с вашего разрешения пользователя

Периодически можно услышать о том, что все мы под колпаком: существуют некие секретные спецслужбы, которые отслеживают каждый шаг и каждое движение всех людей на планете. В некоторых случаях дело доходит до паранойи, но в целом подозрения совершенно небезосновательны. Ведь слежка действительно ведется, причем ее смело можно назвать тотальной. Только делается это не секретно, а вполне открыто, с разрешения пользователей. А главный «Штирлиц» — смартфон, который лежит у вас в кармане.

За вами следят с вашего разрешения пользователя

Связанные одной сетью

О том, что такое контекстная реклама, знает, пожалуй, уже весь мир – стоит вам загуглить тот или иной товар, скажем, часы, велосипед или холодильник, как сразу предложения по продаже этих самых товаров буквально прилипают к вашим гаджетам. На какие страницы вы бы ни заходили в дальнейшем, везде будут сверкать и вылезать баннеры с тем товаром, которым вы заинтересовались. От такой назойливой рекламы устаешь, ведь она отвлекает, причем сильно, и вызывает чувство раздражения вплоть до ненависти. Кстати, есть хороший лайфхак — если вам действительно надоела реклама товара, который вы ищете, можно обмануть механизм контекстной рекламы, «подменив» его чем-то для себе абсолютно не интересным — такие баннеры периферийное зрение практически не замечает.

Приведем пример. Вы мониторили конкретную модель смартфона и отложили это дело, скажем, до следующей получки. Для вас тема как бы закрыта на две недели. Однако назойливая реклама продолжает вас терроризировать заманчивыми предложениями именно о том смартфоне, о котором вы попытались на время забыть. Но! Достаточно уделить пять-десять минут поиску какой-нибудь рыболовной снасти или одежды, как рекламная машина переключится на новый предмет поиска. Это как бросить собаке вторую палку, если вы не можете отобрать у нее первую.

Здесь главное — вбивать в поисковую строку не общие слова, а имитировать поиск конкретной модели. Контекстная реклама зацепится и в дальнейшем будет подсовывать баннеры со скидкой на джинсы, удочки – все те товары, которые вам не интересны и не будут отвлекать.

Но такой формат рекламной атаки на потенциального клиента можно считать устаревшим, ведь технологии шагнули далеко вперед, а вместе с ними — и способы выявления или определения перечня потребностей конкретного человека. Скажем, в телефонном разговоре с подругой вы обсуждали, как прошлой ночью вам неудобно было спать на подушке. То есть в течение беседы вы несколько раз упомянули один конкретный предмет – подушку. И стоит положить трубку, как у вас на мониторе компьютера уже высветятся предложения о продаже этой спальной принадлежности. Или еще хлеще – вы никому не звонили и ни о чем ни с кем не разговаривали, но при этом посещали магазин бытовой техники... А уже к вечеру того же дня вас засыплет рекламой электрочайников, телевизоров, стиральных машин. Но как такое возможно? Неужели прослушкой и видеонаблюдением занимаются даже магазины? Кто им дал такое право?!

Вопросы справедливые, ведь это действительно неприятно, когда начинаешь осознавать, что кто-то может тебя подслушивать. На самом деле здесь все гораздо проще. Сейчас практически ни одно предложение на смартфоне не работает, если вы не примете условия пользователя.

Согласны, достаточно ультимативный подход, ведь если их не принять, то приложение попросту не запустится, но и отказаться от него не получается, поскольку многие приложения нужны не только для развлечения, но и для работы. Принимаем. Но что именно? Мало кто читает этот мелкий шрифт пользовательского соглашения, а ведь именно в нем вы даете согласие на доступ к личным данным.

А дальше, как говорится, дело техники. Не вдаваясь в технические особенности и сложные термины процесса, происходит следующее: имея доступ к микрофону, система «слышит» разговор о той самой подушке из примера выше и запоминает это. Параллельно она вычисляет, что ваш смартфон, стационарный компьютер, планшет, ноутбук и прочие гаджеты часто подключены к одному роутеру. Система «объединяет» их в единую сеть, куда и рассылается реклама. То же самое происходит и при посещении тех или иных магазинов – если ваш смартфон подключится к сети магазина бытовой техники, то система тотчас отметит посещение вами этого места.

Многословная медиатека

Чем больше программ установлено на смартфоне, тем более открытым становится человек по отношению к сети. Эксперты портала Clario провели масштабное исследование, благодаря которому можно наглядно увидеть, какие из программ являются наиболее «любопытными». Список указан в таблице.

Из полученных данных видно, что самое пронырливое из 58 популярных в мире мобильных приложений – Facebook. Он задействует для сбора информации такие технологии, как распознавание лица, определение местоположения по геолокации, распознавание товара или услуги по фото, голоса, обращение к списку контактов пользователя и его медиа-библиотеке. Иными словами, Facebook может узнать о вас практически все.

На втором месте с совсем небольшим отставанием расположился Instagram. В отличие от Facebook «Инстаграму» все равно, какого вы пола, но при этом ему важно, какой именно сексуальной ориентации. Во как!

На третьем месте приложение для знакомств «Тиндер». Его разработчиков тоже можно считать весьма любознательными, поскольку затрагивают очень многие аспекты индивидуальных качеств пользователя.

Что любопытно, WhatsApp, который так популярен в странах СНГ, занимает лишь 35-ю позицию. Для сравнения, если Facebook запрашивает 79,5 процента информации, которую можно получить официально, то у WhatsApp этот показатель составляет всего 20,5 процента. А самым скромным из востребованных у нас можно считать Flo my health – приложение, которое поддерживает женщин на всех этапах их репродуктивного цикла.

Типы данных, которые компании собирают, варьируются от вещей, которые вы могли бы ожидать — например, вашего имени, даты рождения и адреса электронной почты до более абстрактных, таких как особенности домашних животных, хобби, рост, вес и список любимых сайтов. Для сведения, из всех брендов, собирающих данные, 6,25 процента хранят фотографии вашего лица. А TikTok запоминает не только форму, но и особенности мимики. В этом приложении есть функция, которая позволяет «приклеить» человеку заячьи уши, поросячий нос, надеть маску или еще каким-то образом изменить внешность. Это действительно забавно. Но каждый раз, когда вы используете фильтр TikTok, он исследует вас и ваши привычки.

Другие приложения идут еще дальше и запрашивают доступ ко всей вашей библиотеке изображений. Если доступ получен, то они могут использовать эти изображения для адаптации рекламы в соответствии с вашими интересами, отслеживания изображений спорта, музыки, вечеринок и мероприятий, которые вы посетили. Допустим, если в телефоне много селфи на горнолыжном курорте, то... получите рекламу продажи лыж, очков или ботинок. Если в вашей ленте много собак, то, соответственно, нечему удивляться, если на ваших гаджетах ни с того ни с сего начинает появляться реклама собачьего корма.

Решение за тобой

И если реклама корма, в покупке которого действительно есть необходимость, не несет в себе скрытой угрозы, то с идентификацией лица или голоса все гораздо серьезнее. Если данные где-то хранятся, то их оттуда можно украсть. Ведь никто не знает, чем хакеры займутся завтра, а могут они действительно много. Яркий тому пример — недавнее ЧП, произошедшее в США, когда хакеры заблокировали крупнейшее топливохранилище, оставив полстраны без бензина и дизтоплива.

В свою очередь, многие банки для идентификации пользователя используют face-ID и опознавание по голосу. Обладая данными, не говоря уже о таких элементарных как дата рождения и паспортные данные, мошенникам не составит труда получить доступ к банковскому счету либо совершить какую-либо из банковских операций. Вряд ли кто-то ждет таких последствий от безобидного, на первый взгляд, проведения досуга в своем смартфоне.

Но все же вернемся к законному использованию персональных данных. Ни одна из компаний, которая собирает информацию о пользователях, не намерена их использовать для грабежа и в первую очередь заинтересована в том, чтобы данные оставались защищенными, ведь в итоге на кону стоит репутация.

Главной задачей для всех этих приложений является формирование вокруг пользователя облака комфорта, в котором потребитель может получить то, что ему нужно, не отрываясь от своего телефона. А это, в свою очередь, дает возможность компаниям обогащаться. Благодаря эффективной рекламе Facebook в 2018 году заработал около 16,6 миллиарда долларов, а в 2020-м эта сумма выросла до 84,17 миллиарда долларов. Поэтому, чем больше он знает о вас, тем больше он может продавать.

Частная жизнь уже давно перестала быть таковой, во всяком случае для тех, кто активно пользуется смартфоном. Если же вы не желаете, чтобы кто-то знал ваш вес или за вас решал, какая одежда вам лучше подойдет, то нужно более щепетильно подходить к выбору программ, которые устанавливаете. В противном случае информация о вас так и будет открыта, как на ладони, по крайней мере, для определенной группы приложений.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру