Чем казахстанские школы опасны

School shooting – термин, который подразумевает нападение на учебное заведение, например, школу или университет с применением огнестрельного оружия. И хотя в Казахстане до сих пор не было зафиксировано таких печальных случаев, чиновники всерьез обеспокоены этим вопросом и принимают ряд конкретных мер. Лето пролетит быстро, и начнется новый учебный год, который нам обещают в реальном режиме, несмотря на продолжающуюся эпидемию коронавируса.

Чем казахстанские школы опасны

Стрельба в одной из школ Казани, в результате которой погибли восемь детей и учитель, стала своеобразным триггером для чиновников, чтобы обратить внимание на вопрос безопасности в школах. В оперативном порядке проверили все школьные учреждения республики, и, как оказалось, там не все идеально.

По словам Министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева, сейчас в стране насчитывается свыше 8,8 тысячи объектов образования, отнесенных к категории уязвимых в террористическом отношении. Их количество увеличили на 2,3 тысячи в апреле этого года с принятием соответствующего постановления Правительства РК. Несмотря на стопроцентное оснащение школ системами видеонаблюдения, почти половина не соответствует утвержденным стандартам. Установлены наличие неработающих видеокамер, «слепых зон», непродолжительное хранение информации, отсутствие источников бесперебойного и резервного питания. Больше всего таких нарушений в Карагандинской и Туркестанской областях. В свою очередь, по словам главы МВД, эффективность от камер видеонаблюдения должна обеспечиваться их использованием на входных группах как внутри, так и снаружи, на всех этажах зданий, по периметру прилегающей территории. Кроме того, не везде системы видеонаблюдения интегрированы с центрами оперативного управления. Сегодня к ним подключены только 1085 школ. Для приведения систем видеонаблюдения в соответствие со стандартами предусмотрено 1,4 миллиарда тенге.

Также в организациях образования ведут работу по установке «тревожных кнопок». Сейчас их количество составляет 648 (9,3 процента). Сигнальными системами не оснащены школы в Алматинской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областях. Для этого в местных бюджетах предусмотрены финансовые средства на сумму 980 миллионов тенге.

Есть проблемы с оснащением школ турникетами, системами контроля и управления доступом. Ими оборудовано соответственно только четыре и пять процентов школ. Такие системы должны устанавливать на основных входных группах. Они позволят обеспечивать допуск в здания школ с помощью специальных электронных карт, а также оповещать через СМС родителей о входе и выходе ребенка из школы. Сейчас они успешно функционируют в ряде школ городов Нур-Султана и Алматы.

Специализированная служба охраны введена в 38 процентах городских школ (680) – в Нур-Султане, Алматы, Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях. С тем чтобы в школах обеспечивали высококвалифицированную охрану и надежную безопасность, в марте усилены требования к частным охранным организациям. Введено требование обязательного наличия радиосвязи, не менее двух мобильных групп оперативного реагирования, а также служебного огнестрельного оружия. Местные исполнительные органы на эти цели выделили сумму в размере 828 миллионов тенге.

От одиночества до подражания

Первый задокументированный случай нападения на школу с применением огнестрельного оружия произошел 26 июля 1764 года в Гринкасл, штат Пенсильвания. Учитель Енох Браун и девять учеников были убиты и скальпированы индейцами. Однако за более чем 250 лет так и не нашли однозначного средства для предотвращения стрельбы в школах. За первые 40 лет ХХ века в школах США произошло 53 инцидента с использованием огнестрельного оружия, которые унесли 40 жизней. Именно у этой страны накоплено больше всего опыта и исследований по School shooting. Конфликты с преподавательским составом становились одной из основных причин стрельбы. Ученики мстили преподавателям за плохие отметки или физические наказания, преподаватели стреляли в учеников за непослушание. Жертвы и зачинщики присутствовали с обеих сторон примерно в равных пропорциях.

Инциденты, связанные с насилием в школе, редко бывают внезапными. В 80 процентах случаев минимум один человек знал, что нападавший планировал атаку, и почти в 60 процентах два человека знали о нападении до того, как это произошло. Большинство нападавших с трудом справлялись с потерями или личными неудачами. Более того, многие думали или пытались покончить жизнь самоубийством.

На основе анализа 18 школьных перестрелок эксперты пытались выявить тип нападающих. Итоговый профиль описывал стрелка следующим образом: «Представитель среднего класса, одинокий или отчужденный, неловкий, белый мужчина, который имеет доступ к оружию». Проведенное Секретной службой США всестороннее исследование показало, что нельзя точно выделить определенный тип школьников, склонных к такого рода преступлениям. Некоторые из тех, кто совершал впоследствии массовые расстрелы своих соучеников, жили с обоими родителями в практически «идеальных американских семьях», были также приемные дети или из неполных семей. Такие малолетние убийцы зачастую не одиночки — они желают общения. Многие впоследствии сообщали следователям Секретной службы, что пошли на насилие из-за преследований со стороны своих соучеников, а также из-за своей отчужденности от коллектива. Также у школьных стрелков есть еще один общий параметр — отсутствие эмпатии и неспособность сдерживать агрессию.

Возможных причин, которые толкают школьников на жестокие преступления, немало. По словам психологов, такое поведение может быть связано с психотическими симптомами (потеря ощущения реальности) или последствием физической жестокости в детстве. Подростковый возраст тоже является одним из факторов. Подростки эмоциональны, импульсивны и агрессивны.

Травля наблюдается абсолютно во всех школах и, похоже, играет немалую роль в жизни многих школьных стрелков. В 75 процентах случаев малолетние преступники говорили и том, что были жертвами издевательств в школе. Существует гипотеза, согласно которой люди, чувствующие себя одинокими и забытыми, пытаются оставить память о себе через акты насилия.

Также исследования показывают наличие прямой зависимости между стремлением к славе и школьными расстрелами. Судебные психиатры называют это подражательным поведением, которое может быть следствием воздействия информационной среды. Иногда будущие преступники видят в школьном шутере кумира, поэтому они хотят провести еще более разрушительную акцию в надежде занять его место и получить признание.

Исследователи Секретной службы США (USSS) считают, что политика нулевой терпимости и металлоискатели «вряд ли будут полезны». По их мнению, школы делают ложную ставку на безопасность, когда им следует уделять больше внимания поведению учащихся. Исключение или отстранение школьников и студентов за незначительные нарушения, наоборот, могут дать искру, которая подтолкнет некоторых вернуться в школу с оружием. Главная задача – вовремя обнаружить потенциальную угрозу и «обезвредить» ее. В этой связи в Казахстане намерены усилить роль психологических служб. С 2019 года увеличена заработная плата педагогов-психологов. При успешном прохождении национального тестирования им выплачивают доплату от 30 до 50 процентов от базового должностного оклада. Планируют увеличить количество педагогов-психологов. Министерство образования и науки вносит изменения в типовые штаты и перечень должностей. Нагрузка педагогов-психологов будет устанавливаться в зависимости от количества обучающихся. Кроме того, министерство разрабатывает единые требования к деятельности психологических служб и правила профилактики буллинга (кибербуллинга) среди несовершеннолетних. Также планируют внедрить новый формат взаимодействия школы и родителей.

Спорный «предмет»

Школьные расстрелы вызывают дискуссию в обществе по поводу ряда ограничительных мер в отношении оружия. Обычно после подобных инцидентов ужесточают правила, касающиеся огнестрельного оружия – оборот, владение.

МВД совместно с Министерством образования и науки утвердило перечень запрещенных к проносу в организации образования предметов. Это огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые устройства и их имитаторы, другие предметы, опасные для жизни и здоровья детей. Однако в США Национальная стрелковая ассоциация выступает против этого, указывая, что запрет на ношение огнестрельного оружия в пределах школ лишит людей возможности оказать сопротивление преступнику. Исследования показывают, что в некоторых странах количество смертей от огнестрельного оружия имеет прямую зависимость от количества оружия, находящегося у населения. Однако бывает и наоборот – несмотря на большое количество владельцев оружия, происходит мало смертей от его применения (например, в Исландии). Есть наглядные случаи, когда преступников останавливали не полиция, а сами ученики, выстрелив в нападавших из собственного оружия. В течение многих лет в некоторых районах США разрешено держать в школьных помещениях огнестрельное оружие для предотвращения возможных нападений или для оказания сопротивления преступнику. В 2008 году Харрольдский независимый школьный округ в Техасе стал первым в Штатах образовательным округом, который позволил учителям носить огнестрельное оружие в школу в классные помещения. От учителей также требовалось пройти специальную дополнительную подготовку по владению оружием, а также пользоваться такими патронами, которые не могут отрикошетить. Решением Верховного суда штата Юта в 2006 году студентам Университета Юты позволили тайно носить короткоствольное оружие, если на него есть действующая государственная лицензия.

В Казахстане против таких мер. Министерствам образования, культуры, здравоохранения, внутренних дел поручили до 20 июля утвердить инструкции по организации антитеррористической защиты ведомственных объектов, уязвимых в террористическом отношении. Также в кратчайшие сроки будет внедрен алгоритм действий персонала и учащихся при угрозах и возникновении кризисных ситуаций. МВД предлагает уже с 1 сентября 2021 года организовать регулярную специальную подготовку учеников и работников школ к действиям при таких ситуациях (теракты, нападения, захват, пожары, землетрясения).

Наряду с усилением защиты школ аналогичные требования разработают и для детских садов, колледжей и вузов.

Пока СМИ, компьютерные игры и интернет формируют информационную среду, взращивающую школьных стрелков, идут исследования, спорят политики, устанавливают «тревожные кнопки», металлоискатели, видеокамеры и различные запреты, ничего, по большому счету, не меняется. Важно понимать, что человек, приходящий с оружием в учебное заведение, – это следствие, и бороться с ним уже бесполезно. Необходимо проводить комплексные меры по предотвращению причин, которые кроются не в оружии, а в обществе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру