Свой среди своих
Имидж как таковой является фундаментом развития любой сферы деятельности. Если ему — имиджу — уделяют достаточное внимание, то впереди открывается много перспективных дверей. Небрежное отношение, наоборот, может подкосить и разрушить даже успешный, уже поставленный на рельсы проект. В сфере бизнеса об этом хорошо известно, поэтому там имидж на особом счету.
Другое дело, когда речь заходит о госорганах, и особенно тех, кому поручена охрана общественного порядка — здесь с формированием и поддержанием имиджа все намного сложнее.
Приведем простой пример. Чем отличается полицейский от копа? В первую очередь тем, что на Западе очень много работают над созданием образа человека в погонах, который призван помогать и уж точно не запугивать гражданских. Конечно, есть и антипримеры, но сейчас речь не об отдельных эпизодах с участием конкретных людей, а об отношении общества к человеку в погонах. Оно сильно разнится в зависимости от страны и сложившейся в ней практики коммуникаций.
Рассмотрим образ российского полицейского — грубый, малообщительный, узкопрофильный, во всяком случае такие попадались во время пресс-туров в Москву. В Казахстане степень доверия к полицейским едва преодолевает отметку в 38 процентов. Показатель недоверия примерно одинаков во всех странах СНГ, и это неудивительно, поскольку многие практики берутся из старой школы, написанной в прошлом веке.
Отличный пример для подражания — Великобритания, там показатель около 70 процентов, а полицейским США доверяют более 60 процентов американцев.
На самом деле в Казахстане образ «злого» полицейского, который сформировался в постперестроечный период, образовал невидимую стену между обществом и органами правопорядка. МВД уже приложило немало усилий для того, чтобы переломить этот стереотип и избавиться от искусственной преграды. Действительно, за последние три года на глазах казахстанцев произошло много трансформаций: дорожная полиция перестала прятаться в кустах, во всех районах городов появились мобильные пункты полиции. Но это видимые изменения, сейчас же происходит трансформация неосязаемая, результат которой казахстанцы смогут ощутить уже в обозримом будущем.
Еще в 2019 году по поручению главы государства полиция Казахстана начала переход на сервисную модель взаимодействия. Этот новый термин подразумевает общественный подход в деятельности полиции — стиль управления, организационная стратегия, направленные на решение проблем и партнерство с обществом.
«МК» удалось попасть в Алматинскую академии МВД РК имени Макана Есбулатова, где с журналистами поделились планами на будущее и показали, какая работа проводится сейчас.
— В МВД много изменений, и главным из них можно назвать ключевой подход, который сейчас трансформируется. Если раньше в качестве индикатора выступали показатели раскрываемости преступлений, то есть по числу раскрытых дел оценивалось качество работы как конкретного сотрудника, так и подразделения или даже департамента, то сейчас основным критерием выступает доверие населения, — делится в эксклюзивном интервью «МК» заместитель начальника академии по учебной работе полковник полиции Жанат Дильбарханова.
Как пояснила эксперт, если раньше деятельность полиции была реактивная и карательная, что требовало моментальной реакции на что-то уже происходящее, то теперь весь фокус направлен на активно-предупредительную тактику. То есть главной задачей, стоящей перед полицейским, становится предотвращение инцидентов.
— Поэтому сейчас большое внимание уделяется участковым инспекторам. Если раньше участковых назначали исключительно по распределению, то теперь участковый должен жить непосредственно в том районе, который расположен на закрепленном участке. Конечно, это делается вовсе не для того, чтобы полицейскому было удобнее добираться до своего рабочего места. Отнюдь. При таком подходе исключается необходимость интеграции нового человека в сформированную среду. Ведь человек (участковый. — Ред.), проживший в одном месте продолжительное время, хорошо знаком с особенностями конкретного микроучастка, проблемными зонами и так далее. Непосредственный контакт с людьми, которых в некоторой степени можно назвать соседями, дает возможность участковому своевременно сглаживать острые углы во внутренних взаимоотношениях конкретных кондоминиумов. А это и есть выполнение поставленной задачи и индикатор качества работы, — заключила Дильбарханова.
Школа первых
Понятно, что для реализации нового проекта необходимо развитие новых навыков, тех, которых не было в старой школе, но которые необходимы для внедрения сервисной модели. Например, применение долгосрочного анализа, навыков проведения превентивных мер, расширение знаний в сфере IT и так далее.
Этот опыт применяется в мировой практике уже на протяжение многих лет, и он же показывает, что начинать трансформацию нужно не с рядовых служащих, а в первую очередь с начальников.
— Руководитель департамента полиции должен стоять во главе всей деятельности и координировать процесс с четким видением и пониманием происходящего процесса. Но проблема заключается в том, что управленцев отдельно не готовят. При этом на методику работы каждого отдельного сотрудника оказывает влияние его личный опыт. Поясню. Как правило, на руководящую должность назначается кто-то из заместителей. При этом каждый из сотрудников движется по своей карьерной лестнице и является экспертом в своем деле. Например, оперативный сотрудник или следователь имеет большой багаж знаний в своей сфере, но при этом он может практически ничего не знать о финансовой и экономической деятельности. А получив должность, при этом не имея навыков в работе конкретных сегментов, он должен все улавливать налету. Так не должно быть, — говорит начальник академии полковник Айдар Сайтбеков.
Чтобы исключить этот пробел, в Алматинской академии МВД РК имени Макана Есбулатова по инициативе Министра внутренних дел РК Ерлана Тургумбаева был открыт факультет подготовки руководящего состава ОВД (факультет No1). Что немаловажно, перед открытием была проведена большая аналитическая работа. Изучена мировая практика специальных учебных заведений по подготовке руководящего состава полиции. За основу был взят передовой опыт таких стран, как Великобритания, Германия, Япония и Россия.
Первый заезд слушателей Высших академических курсов (ВАК) факультета No1 состоялся 29 марта 2021 года, а выпуск и первые результаты намечены уже на 19 июня. Контингент обучающихся сформирован из сотрудников старшего начальствующего состава, имеющих опыт руководящей и организаторской работы и состоящих в резерве выдвижения на руководящие должности в аппаратах МВД, ДП(Т), КУИС.
Слушатели обретают знания в сфере управления, административно-хозяйственной деятельности, финансовой и правовой грамотности, проектного, кризисного и HR-менеджмента, ораторского искусства, коммуникативных навыков, эффективного взаимодействия со СМИ. В качестве завершающего этапа обучения проводятся командно-штабные учения, где слушатели ВАК демонстрируют полученные навыки и умения в условиях, максимально приближенных к типичным кризисным ситуациям. Сдаются контрольные зачеты на выполнение нормативов по огневой и физической подготовке.
Прохождение Высших академических курсов факультета No1 — не рекомендация, а обязательное условие для назначения на должности руководителей комитетов и департаментов центрального аппарата МВД и первых руководителей областных департаментов полиции.
В ритме киберпространства
В рамках трехмесячного курса переподготовки кадров предусмотрено двенадцать разноплановых программ, одна из которых посвящена теме противодействия киберпреступности. Если еще два десятка лет назад большинство преступлений и мошеннических действий происходило на улицах городов при непосредственном контакте с жертвой, то теперь эту нишу с нарастающими темпами занимают преступления, реализуемые во Всемирной паутине.
— Большую роль в развитии «виртуальных» преступлений сыграла пандемия, поскольку многие сферы деятельности перешли в режим онлайн. Люди все реже пользуются наличными и теперь уже не тратят время на физическое посещение многих магазинов. Ведь все — от продуктов до автомобиля — можно приобрести, не отрываясь от компьютера или даже смартфона. Но именно эта тотальная вовлеченность в web-среду и спровоцировала резкий всплеск киберпреступности. Существует множество методов завладевания чужими средствами, начиная от банального фишинга и заканчивая «случайными» переводами больших сумм денег на счета жертвы. В целом за 2020 год было зарегистрировано в два раза больше фактов интернет-мошенничества, чем за 2019 год.
Текущий 2021 год уже успел отметиться приростом такого вида преступности практически на 140 процентов. Игнорировать этот сектор — значит бездействовать, — акцентирует начальник Центра по подготовке специалистов по противодействию киберпреступности подполковник полиции Болат Байсеитов.
Как рассказал эксперт, в основные задачи центра входит не только повышение квалификации обучаемых, но и установление контактов и связей с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями Казахстана, а также иными структурами, которые позволят в значительной степени расширить еще пока новое для казахстанской правозащитной системы направление.
— Виртуальная среда развивается очень стремительно, и для того, чтобы двигаться в унисон, а не играть роль догоняющего, нужно все время находиться в режиме обучения и изучения тех тенденций, которые актуальны именно сегодня. Информационная база центра стремительно растет, что позволяет постоянно совершенствовать учебный процесс, — заключил Байсеитов.
Примечательно, что Алматинская академия МВД одна из первых подхватила инициативу многовекторного развития, сделав акцент не только на процесс обучение, но и начала работу над созданием нового имиджа.
— Впереди еще много работы. Многие ставят в пример Великобританию, где степень доверия к полицейским действительно очень высока. Но здесь важно учитывать, что англичане взяли за основу сервисную модель около 10-15 лет назад. Мы же делаем только первые шаги. Уверен, что и Казахстан придет к аналогичным показателям, но за более короткий срок.
Помимо запуска факультета, результаты работы которого можно будет оценить уже совсем скоро, мы начали проработку имиджа: одно из новшеств, вызывающих чувство гордости, — это обновленный логотип академии МВД. Мы не стали привлекать дизайнерские компании извне, а провели внутренний конкурс среди учащихся. Как результат, мы получили совершенно новый логотип, созданный с учетом современных тенденций — креативный, интересный, узнаваемый. В качестве эксперимента были сделаны оттиски нового лого на футболках. Пока только для учеников. Но планы гораздо шире. Мы хотим, чтобы знак отличия алматинской академии МВД был узнаваем как на территории всего Казахстана, так и за его пределами, — ставит задачу замначальника по кадровой работе полковник полиции Олжас Мырзабеков.
В рамках внедрения сервисной модели был открыт второй факультет для сотрудников среднего звена, где они будут проходить шестимесячный курс обучения уже начиная с сентября этого года, а с течением времени в планах охватить весь руководящий состав полиции. Полиция уже стала более открытой и доступной, чем это было на заре становления независимого Казахстана, и теперь точно можно сказать, что она будет меняться и дальше. Главное, чтобы общество видело эти трансформации и тоже начало двигаться навстречу, ведь только так можно будет переменить отношение и разрушить потерявшие актуальность стереотипы.