В Казахстане учитель истории проводит свои уроки в Minecraft

Сейчас дети невероятно сильно привязаны к гаджетам, социальным сетям и Всемирной паутине в целом. Что это? Бич современного общества или технологический прорыв, который следует взять на вооружение? На самом деле интернет — это не только бесконечный поток роликов, фильмов и развлечений, при грамотном подходе даже игры могут приносить пользу и стать как элементом педагогического процесса, так и неотъемлемой частью программы системы образования.

В Казахстане учитель истории проводит свои уроки в Minecraft

История про историю

Дети погрязли в гаджетах, и противостоять этому кажется уже бессмысленно. А возможно, и не нужно, ведь виртуализация многих процессов уже стала неотъемлемой частью прогресса. Здесь можно долго рассуждать на тему родительского контроля или вовсе пойти по пути отшельничества: жить в лесу, освещать комнату огнем свечи, а из всех высокотехнологичных инструментов допускать только лопату. Но можно пойти и по обратному пути — использовать это виртуальное «зло» во благо.

Пандемия показала, что учиться можно и не посещая здания школ и университетов, а черпать знания, так сказать, в режиме online. Насколько эффективен такой формат обучения — покажет время. Но уже сейчас можно сделать определенное упреждение, ведь, скорее всего, качество полученных знаний будет прямо пропорционально зависеть от того, насколько продвинутыми и подготовленными были конкретные педагоги и какое техническое оснащение было в классах и учебных заведениях.

Поставщики услуг в лице операторов связи свой «экзамен» провалили, во всяком случае качество услуг Megaline оставляет желать лучшего. Несовершенным оказался и ресурс «Кунделик» — его запустили еще в 2016 году, но в дебрях программы до сих пор путаются как родители, так и сами преподаватели. За пять лет разработать внятный интерфейс в Министерстве образования так и не смогли, зато насытить «Кунделик» совершенно неуместной рекламой получилось отлично.

Радует, что в строю рядовых педагогов есть инициаторы, которые двигаются в ногу со временем и выходят на контакт с детьми на «их» языке, который более понятен как поколению Z, так и более продвинутому iGeneration — тем, кто родился после 2010 года.

Так, недавно стало известно, что учитель одной из алматинских школ, преподаватель истории Казахстана Болат Мунбаев, проводит свои уроки в Minecraft. Разъясним, Minecraft — это игра-конструктор, в которой игроки создают свой мир. Здесь нет цели прохождения каких-то уровней, в конце каждого их которых требуется победить злодея. Весь процесс основан на творчестве конкретного человека или команды: используя простейшую фигуру — куб, игроки могут строить дома, деревья и даже целые города. Таким образом, занимаясь общим проектом, они могут находиться не только в разных частях города, но и планеты.

Сам по себе предмет «история» весьма специфичен, поскольку зачастую нужно разбирать ситуации прошлого, от которых в настоящем ничего не осталось. Как, например, в случае уроков Болата Мунбаева — на них он с детьми изучает тему «Как устроены Берельские курганы», от которых в наши дни остались только развалины. В свою очередь, Minecraft показывает не только 3D-модель этих конструкций, но и дает возможность детям самостоятельно строить курганы, опираясь на данные археологических раскопок — в зависимости от того, где и какие элементы/ останки были найдены.

Сам учитель истории считает, что в подобных виртуальных площадках кроется невероятный потенциал, в них социализация и коммуникация.

«Сейчас, в период пандемии, когда дети обучаются дистанционно, очень важен принцип интерактивности. Нетрадиционный урок расширяет представления о школьном предмете и его возможностях. Именно поэтому я решил помочь детям изучить историю на платформе Minecraft. При этом они не замыкаются в своем личном пространстве, а вынуждены идти на контакт. Например, им нужно создать определенный мир, а как это сделать, если другой член команды не хочет? Нужно договариваться. Детям интересно, они выполняют задания, изучая при этом материал. Увлекательнее ведь решить какой-то пример в Minecraft, чем просто переписывать из учебника», — говорит Мунбаев.

Виртуальная стройка

Современные дети более любознательны в первую очередь благодаря интернету — с этим утверждением не поспоришь. Уже сегодня первоклашки задаются такими вопросам, о которых предшествующее поколение не думало и в пятом классе. Например, «Почему Титаник отправился в плавание, если накануне на борту был сильный пожар?!».

Пандемийные «качели» в системе образования, которые заключались в закрытии и открытии школ, показали, что многие дети из начального и среднего звеньев попросту не захотели идти в классы, когда это стало возможно. Почему?

Здесь дело отнюдь не только в том, что нужно одеваться в школьную форму и кудато идти/ехать (что в случае с Zoom-уроками исключено). Ситуация наглядно показывает, что подход к процессу образования необходимо менять, интегрируя в него новые способы подачи информации, в том числе и посредством интернета в целом.

Опыт Болата Мунбаева показал, что современные дети не просто готовы к таким экспериментам, а нуждаются в таком опыте, ведь ученики, увлекаясь, изучали историю в деталях — то, чего крайне сложно добиться, если говорить об стопроцентном охвате класса.

На самом деле такой метод не ноу-хау. Еще в прошлом году студенты московской Высшей школы экономики (Вышка) построили корпуса университета в Minecraft. В честь окончания виртуального строительства они устроили вечеринку с обращением ректора, открытыми лекциями и концертом Валерия Меладзе — все в режиме карантина, в web-пространстве.

Студенты решили воссоздать корпуса университета в Minecraft, когда вуз перешел на дистанционное обучение. Для строительства они использовали общедоступную 3D-модель зданий на Покровке и технические планы зданий, предоставленные администрацией. По словам авторов, виртуальная копия университета станет площадкой для проведения мероприятий и позволит студентам встречаться в Вышке «независимо от времени, местоположения и эпидемиологической ситуации в мире». Благодаря виртуальной копии университета исчезают границы между студентами. Кроме того, помимо коммуникационной и развлекательной функций, Вышка в Minecraft станет замечательной площадкой для проведения мероприятий.

Не отстали в этом плане и казахстанские ученики. Взять в пример «последний звонок» 2020 года. Тогда он практически во всем мире, как и у нас в стране, прошел в онлайн-режиме, что было впервые в практике каждого педагога и истории в целом. Но матричный вариант оказался не во всех школах. В то время пока все наблюдали за праздничными церемониями в режиме Zoom, ученики «Школы Архимеда» проводили этот день в школе виртуальной, разгуливая по любимым классам, беседуя с друзьями в коридоре и принимая участие в торжественном построении. Естественно, в виртуальном режиме и опять в Minecraft. Образ любимого учебного заведения создал один из ее выпускников Юрий Лобанов. Виртуальная линейка прошла в полном составе, включая директора, завуча и всех учителей. Работать в Minecraft очень просто, и для того, чтобы освоить игру, достаточно базового знания компьютера. Пожалуй, это и есть один из столпов, который сделал игру популярной: на лето 2020 года было реализовано более 200 миллионов копий на всех платформах, что сделало Minecraft самой продаваемой игрой в истории.

Ждем 5G

Пожалуй, дальше всех с позиции использования новых технологий ушел американский преподаватель по математике из Сан-Диего Чарльз Кумбер. Он также в режиме карантина провел VR-урок по геометрии в игре Half-Life (!) — изначально это стратегия из жанра научно-фантастического шутера от первого лица. Но вместо того, чтобы освобождать Землю от оккупации инопланетной цивилизацией, Чарльз Кумбер в одной из городских локаций начал расписывать стены и стекла формулами и графиками из образовательной программы. Сейчас сложно оценить глубину эффективности такого метода, но из всех учеников ни один не пытался отвлечься и до конца урока слушал педагога.

Другой наглядный пример — концерт американского рэпера Трэвиса Скотта, который дал концерт в игре Fortnite. Это также игра, ориентированная на выживание и борьбу с зомби и всеми неземными существами. Но на шоу под названием Astronomical был лишь концерт планетарного масштаба: сцена взрывалась, уходила под воду, а в конце все зрители «улетели» в космос.

Выступление оценили 12,3 миллиона пользователей, а главное, что все происходило в апреле 2020 года, когда пандемия была в разгаре и у многих людей не было возможности выйти даже из собственной квартиры, не говоря уже о посещении концерта.

Это далеко не все примеры применения игровых технологий в процессе обучения. И, как показывает практика, даже созданная исключительно для развлечения игра может превратиться в площадку для уроков, научных встреч и масштабных конференций.

Эксперты ожидают, что рынок приоритетного тренда игровой индустрии — облачного гейминга — вырастет в разы уже в ближайшие два-три года. Технологии не стоят на месте, и возможность попасть в виртуальный мир становится более доступной. Сервисы вроде Google Stadia, Playstation Now или Playkey запускают ресурсоемкие приложения без привязки к аппаратным возможностям. В обозримом будущем должен появиться новый класс игр, которые изначально создаются под стандарты облака и не ограничены технически. Для виртуальных миров, в том числе в формате VR, откроются невиданные горизонты. Города и даже целые планеты можно будет прорабатывать до мельчайших деталей — их сложно будет отличить от настоящих.

Драйвер развития облачного гейминга — распространение 5G. Этот стандарт связи повысит скорость и сделает передачу массива данных из облака бесперебойной. Технология вызовет волну роста геймеров, которые будут играть с телефона. Таких пользователей уже сейчас больше двух миллиардов, а благодаря 5G их число увеличится в несколько раз.

Интернет-пространство уже гораздо больше, чем место, куда «проваливаются, чтобы убить время». Его можно использовать с пользой, если направить уже имеющиеся возможности в русло системы образования.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру