Коммунальный коллапс в Казахстане

С наступлением 2021 года в коммунальную сферу пришли перемены, которых многие ждали десятилетиями — дни КСК сочтены. На смену пришла новая форма организации и управления, которая должна избавить жильцов многоквартирных домов от различных спекуляций. Однако для того чтобы шагнуть в эту новую жизнь, нужно еще суметь грамотно разорвать связь со старой. В противном случае придется платить миллионы.

Коммунальный коллапс в Казахстане

Пережитки прошлого

Кооператив собственников квартир (КСК) — форма правления из 90-х — уже давно показал себя как структура неэффективная, и в проблемных ситуациях страдают всегда жильцы: крыши протекают, долги по счетам растут, а ответственные лица умывают руки. Кто виноват? Вопрос скорее риторический, поскольку в нем законодательных осечек хоть отбавляй. Закон о жилищных отношениях принят в далеком 1997 году и с того времени менялся более 60 раз (!), трансформировавшись в итоге в такую форму, при которой «обуть» жильцов дома очень просто, а вот призвать к ответственности и найти защиту в лице государства — проблема.

Альтернатива КСК появилась только в этом году — это две совершенно новые формы: объединение собственников имущества (ОСИ) и простое товарищество (ПТ). О том, как они устроены, о преимуществах и недостатках этих форм управления в казахстанских СМИ написано много. Мы лишь напомним о ключевом отличии, которое заключается в том, что КСК мог и объединял несколько многоэтажных жилых домов, откуда собранные средства аккумулировались на едином счете. В свою очередь, в ОСИ и ПТ может входить только один дом или жилой комплекс. То есть в этом случае в значительной степени возрастает прозрачность расходования денежных средств.

Сейчас уже не многие вспомнят, но изначально, в 90-х, в один КСК входил всего один дом, однако с ходом «совершенствования» формы в одной из тех 60 поправок, о которых говорилось выше, чиновники разрешили объединять дома. Зачем это было необходимо, сейчас уже сложно ответить, однако остается фактом то, что после объединения прозрачность целевого расходования денежных средств оказалась настолько туманна, что председатели кооперативов начали откровенно транжирить деньги жильцов. «Ремонт крыши? Легко! Только дождитесь своей очереди, поскольку в этом году чинят вон тот дом...» — универсальный ответ, который заставлял жильцов многих домов ждать планового ремонта или замены выбитых стекол годами.

На самом деле тогда, в 90-х, беспорядок был практически везде и проблемы КСК легко терялись на фоне более важных вопросов. Однако ту самую вольность председателей можно наблюдать и сегодня. История знает много случаев, когда управляющий КСК или его бухгалтер просто собирал всю «кассу» и попросту увольнялся.

Пещерные люди

Не менее запутанная история сейчас наблюдается в одном из алматинских домов, где людей отключают от цивилизации одним щелчком... рубильника.

В редакцию газеты «МК» обратились жильцы дома 290, расположенного по улице Жарокова в Бостандыкском районе южной столицы, которых уже дважды отключали от поддачи электроэнергии, выставляя при этом миллионные долги.

До недавнего времени дом 290 находился в составе ПКСК «Родник», председателем которого является Султана Шенгельбаева. Если быть более точным, то не весь дом, а три подъезда, или 56 квартир.

В идеале, когда вы оплачиваете коммунальные платежи, деньги поступают на расчетный счет информационно-вычислительного центра, а оттуда — уже поставщику услуг. В случае с ПКСК «Родник» все коммунальные платежи по электроэнергии сначала аккумулировались на р/с кооператива, и потом, по показаниям общедомового счетчика, сотрудники обязаны были платить по счетам ТОО «АлматыЭнергоСбыт».

Так, собственно, и было, но в феврале 2021 года на подъездах дома появилось объявление от ТОО «АлматыЭнергоСбыт» об имеющейся задолженности, в котором говорится, что, если долг в размере 1,9 миллиона тенге не погасят в указанный срок, электропитание отключат. Курирует этот участок РОЭС No 5 ТОО «АлматыЭнергоСбыт».

Естественно, жильцы дома обратились в ПКСК «Родник» с просьбой разобраться в ситуации, поскольку все они оплачивали платежи своевременно и задолженностей ни у кого не было. Но Шенгельбаева попросту перестала выходить на контакт. Тем временем рубильник отключили.

«Наши три подъезда уже отключали дважды — 30 марта и 27 апреля. На тот момент уже была сформированная инициативная группа, куда вошли Андрей Комаров, Мансия Рамазанова и я, которая начала предпринимать попытки поисков концов. Но Шенгельбаева на звонки не отвечает. По месту прописки сама председатель не проживает, вместо нее там заселены квартиранты, которые выдают себя за родственников. При этом ТОО «АлматыЭнергоСбыт» разбираться в ситуации не намерен, сводя все разговоры к формулировке «электроэнергия поступила — счета должны быть оплачены», в противном случае света не будет. При этом у всех жильцов на руках есть квитанции, что по счетам они оплачивали своевременно», — рассказывает активист инициативной группы Елена Арапова.

Действительно, дозвониться до ПКСК «Родник» не смогли и мы, во всяком случае по тем контактам, которые предоставили жильцы дома, и номерам, указанным на официальном ресурсе города Open Almaty (там можно найти большинство КСК), никто не отвечал.

Сложность заключается в том, что дом находится на электропитании, подача газа в нем отсутствует в принципе. То есть речь идет не просто об отсутствии каких-то удобств в виде интернета, телевидения и освещения как такового, а о полном отсутствии возможности что-либо приготовить.

Конечно, можно готовить и на походном примусе или использовать газовые баллоны на сжиженном газе. Но это, во-первых, нарушение законодательства. Во-вторых, риск для жизни. Не сложно догадаться, какие будут последствия, если в одной из квартир взорвется газовый баллон. И потом — это не выход из ситуации, нужно решать вопрос с появившейся задолженностью, ведь к марту сумма выросла до 2,3 миллиона тенге.

Замкнутый круг

Встретиться с Шенгельбаевой все-таки удалось. В акимате города Алматы прошла трехсторонняя встреча. При этом председатель утверждала, что имеющаяся задолженность — это долг самих жителей, а ПКСК «Родник» все оплаты проводил своевременно. Правда, подтвердить документально свои слова председатель не смогла, во всяком случае на встрече с представителями акимата никаких документов не предоставила.

В свою очередь, представители ТОО «АлматыЭнергоСбыт» предоставили акт сверки, из которого следует, что от ПКСК «Родник» деньги действительно поступали, но суммы кажутся заниженными. То есть можно предположить, что недоимка формировалась на протяжении длительного времени. Но сказать об этом однозначно не получается, поскольку нет документов, позволяющих сопоставить и узнать реальное положение дел.

Почему сотрудники ТОО «АлматыЭнергоСбыт» не проводили проверки счетчиков ранее и допустили накопление такой сумму долга? Вопрос открытый, на который должны обратить внимание компетентные органы. А главное, что люди не знают, какие вообще операции проводились, а какие — нет, поскольку Шенгельбаева отказывается предоставлять отчетность. А ведь она обязана это сделать по первому требованию. То есть уже здесь пора вмешаться не только полиции, но и прокуратуре.

Жильцы дома решили выйти из состава ПКСК и создали свое ОСИ, однако сейчас открыть счет для проведения коммунальных платежей по электроэнергии не получается, «поскольку для продолжения сотрудничества необходимо погасить задолженность». Такой ответ дают энергетики.

Как рассказала Арапова, ранее в ПКСК «Родник» были включены пять домов, которые уже вышли из кооператива и создали ОСИ. Однако добиться от Шенгельбаевой полноценной передачи документации и средств никому не удалось. Все, что у жильцов есть — технические паспорта. При этом накопленные деньги на капремонт, а также средства, предназначенные для целевого использования, ПКСК «Родник» по каким-то причинам не переводил в новые ОСИ. По правилам эта процедура проходит путем подписания актов приема-передачи. Но по факту сейчас жильцы этих домов подают на ПКСК «Родник» в суд. Можно ли этот факт считать поводом для беспокойства?

Мы обратились в Национальную лигу потребителей Казахстана, где получили короткий, но очень емкий ответ. «Возбуждать уголовное дело и требовать проверки финансовой деятельности ПКСК. Нужно понять, куда делись деньги. Ведь есть устав, в котором четко прописано, кто имеет право подписи и распределяет денежные потоки. То есть ответственный есть. При этом в ПКСК обязаны предоставить отчет о том, куда и как были расходованы деньги. Поставщики электроэнергии правы, поскольку они поставили электроэнергию. А не получив оплату, они имеют полное право отключить дом от питания», — говорит президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская.

Вот и получается замкнутый круг. С одной стороны, ТОО «АлматыЭнергоСбыт» поставило электроэнергию и совершенно справедливо требует за этот объем оплату. Но и жильцов упрекнуть не в чем, поскольку согласно счетам ИВЦ они добросовестно платили по всем счетам.

Вилами по воде

Парадокс ситуации в том, что и ОСИ вести свою деятельность полноценно сейчас не получится. Для того чтобы ОСИ получило р/с, необходимо заключить договора с поставщиками услуг. При этом, пока есть задолженность, поставщики услуг этого делать не хотят. Кто действительно виновен в сложившейся ситуации? Пожалуй, ответ на этот вопрос можно будет получить лишь после суда, подготовка к которому может занять не один месяц. При этом людям нужно как-то жить. Сейчас дом подключен к электроэнергии, но очередной дедлайн уже обозначен — 17 мая.

Один путь, как выйти из сложившейся ситуации, есть — его предлагает независимый эксперт департамента естественных монополий города Алматы Владимир Малишевский.

«Прежде всего нужно запросить акт сверки за последние 3-5 лет, чтобы четко понять, когда именно появился долг. Если он накапливался годами или даже на протяжении нескольких последних месяцев, то есть до даты выхода из ПКСК и регистрации ОСИ, то наглядно будет видно, что за новым органом управления (ОСИ) никаких долгов нет. При этом, если действительно есть квитанции ИВЦ, которые отражают своевременную и полную оплату коммунальных платежей, то необходимо составить соответствующий реестр. Также собрать подтверждающие документы с компетентных органов о том, что по старому органу управления (ПКСК. — Ред.) есть претензии и по ним идет разбирательство. На основании этих документов можно написать гарантийное письмо в ТОО «АлматыЭнергоСбыт» о том, что жильцы обязуются оплачивать текущее потребление электроэнергии с момента создания ОСИ, для чего попросить открыть временный счет», — говорит Малишевский.

Как пояснил эксперт, в идеале нужно заключить меморандум между «АлматыЭнергоСбыт» и ПКСК, что в итоге позволит ОСИ открыть полноценный счет. Но сейчас смутно верится, что Шенгельбаева пойдет на такой шаг, ведь, со слов Араповой, ту же отчетность и всю документацию она готова передать только после подписания акта приема-передачи. Что является если не шантажом, то грубейшим нарушением закона.

Между тем жильцы дома как сознательные граждане открыты к конструктивному диалогу. Они не абстрагируются от ситуации, а наоборот — ищут пути решения задачи, заложниками которой стали не по своей воле.

«МК» будет следить за тем, как дальше будут развиваться события в истории трех подъездов. Сейчас же хочется верить, что ТОО «АлматыЭнергоСбыт» будет принимать взвешенные решения с учетом всех обстоятельств этого непростого дела.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру