Доставка на тот свет. Курьеры становятся угрозой общественной безопасности в Казахстане

Различные сервисы экспресс-доставки широко распространены во многих развитых странах мира. Эти услуги действительно дешевле, удобнее, а их реализация более оперативна, чем алгоритм работы почтовых компаний. В Казахстане такие стартапы пытались запустить еще три года назад, однако резкий всплеск популярности различных Glovo, Wolt и прочих экспресс-доставок пришелся как раз на пандемию. С каждым днем на дорогах мегаполисов все чаще появляются люди с яркими цветными контейнерами за спиной.

В этой системе хорошо все, кроме одного - в большинстве случаев эти самые курьеры не соблюдают элементарные ПДД. Понятно, что их заработок напрямую зависит от числа заказов, которые курьер успеет выполнить в течение смены, но, согласитесь, этот аргумент не может служить оправданием.

Еще одна тенденция, которую можно наблюдать, - с всплеском популярности услуг доставок на дорогах крупных городов Казахстана (особенно в Алматы) резко увеличилось число мопедов.

На мопеде гораздо быстрее можно добраться из точки “А” в точку “Б”, не прикладывая никаких усилий, когда поднимаешься вверх, как, допустим, если двигаться на велосипеде. Эти маломощные средства передвижения способны разгоняться до 80 километров в час. Но для некоторых курьеров таких технических показателей недостаточно, и, по всей видимости, чтобы ускорить процесс доставки, они позволяют себе двигаться по встречной, выезжать за стоп-линию, ездить по пешеходным переходам, тротуарам, проезжать на запрещающий свет светофора.

Но откуда такая вседозволенность? Дело в том, что для вождения легких скутеров и мопедов не нужно иметь водительское удостоверение и соответствующую подготовку. Какие-то водители-курьеры, возможно, в принципе не знают ПДД, какие-то знают, но не боятся их нарушать, поскольку никакой ответственности за этим не последует. Камеры “Сергек”, даже если и зафиксируют нарушение, скажем, скорости или проезда на красный, выставить штраф будет некому, ведь и сами технические средства не подлежат регистрации на учет в дорожной полиции.

Такое беспредельное вождение создает множество аварийных ситуаций, но самое страшное, что эти доставщики подвергают опасности не только свою жизнь, но и жизнь остальных участников движения. Уже были происшествия, которые не иначе как вопиющими не назовешь.

В этом году 16 марта доставщик одной из популярных служб, двигаясь на мопеде, проскочил на красный и сбил детскую коляску с трехмесячным ребенком - пешеходы в это время переходили дорогу на разрешающий им сигнал. Но вместо того чтобы оказать помощь пострадавшему, он скрылся с места происшествия. В результате наезда малыш оказался в больнице. Cпустя два дня после происшествия полиция нашла мопедиста.

“Сотрудниками отдела розыска водитель мопеда был установлен и задержан. Мужчина поясняет, что скрылся с места ДТП из-за страха быть наказанным. Задержанный доставлен в УП Алмалинского района. То, что он скрылся с места происшествия, является отягчающим обстоятельством и будет учтено при вынесении решения по делу”, - сообщил начальник управления местной полицейской службы ДП Алматы Манап Саттаров.

Не прошло и двух недель, как ДТП с участием доставщика вновь попало в сводки новостей чрезвычайных происшествий. Около 10 часов вечера 28 марта на пересечении Абая - Байтурсынова произошла авария. В Казнете была опубликована запись с видеорегистратора, сделанная из автомобиля, который в момент ДТП проезжал перекресток. На ней видно, что цвет светофора давно сменился и оба перпендикулярных потока уже начали движение, однако скутерист на большой скорости надеялся проскочить на красный и в итоге столкнулся с Toyota RAV4, следовавшей по Байтурсынова. От сильного удара мопед разорвало на части, а людей раскидало по дороге. Водителя и пассажира скутера госпитализировали с тяжелыми травмами в больницу. Позже стало известно, что пассажир скончался.

Список происшествий с участием курьеров можно продолжать бесконечно долго, поскольку ЧП с ними происходят регулярно, и, увы, многие из них заканчиваются летальным исходом. Очевидно, что все эти травмы и жертвы - следствие вседозволенности, безрассудства и отсутствия контроля.

Представители полиции провели “профилактическую беседу” с представителями бизнеса и даже дали вполне конкретные рекомендации.

“По результатам совещания с руководителями служб быстрой доставки ТНП (товары народного потребления. - Ред.) обозначены актуальные вопросы и внесен ряд предложений, в числе которых ужесточение требований при отборе на работу курьеров, усиление с ними профилактической работы на предмет неукоснительного соблюдения ПДД. Также администрациям служб доставки в целях ведения учета и своевременного выявления нарушителей предложили нанести на контейнеры нумерацию, светоотражающие элементы. При выдаче контейнеров фиксировать в базе данных работодателя сведения о курьере, в том числе о транспорте передвижения”, - сказал начальник ДП города Алматы Канат Таймерденов.

Кроме того, он обратил внимание на необходимость создания удобных условий для транспортировки контейнера (сумки). Так, согласно ПДД РК водителям велосипедов и мопедов запрещается: перевозить грузы, которые выступают более чем на 50 сантиметров по длине и ширине за габариты, или груз, мешающий управлению. Руководителям служб в ходе самостоятельного выявления нарушений ПДД рекомендуется направлять материалы в полицию для привлечения к административной ответственности. Согласно п.п.4 п. 24 ПДД РК, указанные ТС должны передвигаться по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, а при их отсутствии - по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд.

За нарушение ПДД РК водителей мопедов привлекают к ответственности по ст. 615 КРКобАП “Нарушение ПДД пешеходами и иными участниками дорожного движения”.

К слову, полицейский отметил, что за три месяца к ответственности привлечены 145 правонарушителей. А всего на дорогах Алматы ежедневно передвигаются от двух до 2,5 тысячи электросамокатчиков, мопедистов и велосипедистов.

Присваивать номера каждому боксу и закреплять их за конкретным человеком - идея свежая, и плохой ее не назовешь. Другое дело, кто и как будет следить за надлежащим исполнением этих... рекомендаций. Да, речь, увы, не о Законе или Правилах дорожного движения, а именно о рекомендациях. Смогут ли полицейские патрули останавливать и привлекать к ответственности курьеров, у которых эти самые номера (когда они появятся), скажем, окажутся заклеены бумажкой. Ведь если уж автомобилисты “маскируют” ГРНЗ, чтобы не оплачивать на платной парковке, то чего ждать от остальных участников дорожного движения? Конечно, нет, никто не выпишет штраф, не отправит транспорт на штрафстоянку. Это будет вновь рекомендация, и не более того.

Понятно, что большой бизнес даже в большей степени, чем полицейские, заинтересован в том, чтобы “его сотрудники” как можно реже попадали в чрезвычайные происшествия. Но какие бы бирки ни клеили на контейнеры для перевозки, с пресловутым человеческим фактором ничего не поделаешь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру