Асель Караулова: «Существует большая разница между профессиональным журналистом и активным пользователем соцсетей»

Одна из самых ярких звезд в коммуникационной и медиаиндустрии Казахстана — Асель Караулова. Состоявшиеся медиаперсоны РК говорят о ней как о дипломатичном, целеустремленном, авторитетном профессионале. Пожалуй, именно с ее подачи и в международном масштабе казахстанский PR-рынок выглядит серьезно и представительно.

Асель Караулова: «Существует большая разница между профессиональным журналистом и активным пользователем соцсетей»

Вместо CV

«Паблисити — вот величайший нравственный фактор и самая могущественная сила нашей общественной жизни», — говорил Джозеф Пулитцер.

Известные и уважаемые персоны в особом представлении не нуждаются. Но прежде, чем стать таковыми, им приходится пройти большую школу образовательного и жизненного опыта и, конечно, воспользоваться навыками воспитания и культуры в родной семье. В формировании характера и профессиональных качеств у Асель Карауловой все сошлось гармонично.

Она — президент Казахстанского пресс-клуба, генеральный директор консалтингового агентства Promo Group Communications, член IPRA (Международная ассоциация по связям с общественностью), соучредитель Клуба PR-шы и председатель совета НАСО (Национальная ассоциация по связям с общественностью), международный консультант ведущих государственных и международных структур в области стратегических, корпоративных и финансовых коммуникаций.

А до того окончила с отличием факультет журналистики КазГУ и магистратуру КИМЭП, получив степень MBA, специализируясь на международном маркетинге. Выиграла стипендию престижной программы Эдмунда Маски и прошла обучение в магистратуре Университета Миссури-Коламбия (США), получив степень МPA (Master of Public Affairs). Работала в республиканских изданиях «Горизонт», «Ленинская смена», пресс-службе Президента РК и на телеканале «Хабар». Затем, получив опыт в международном PR-агентстве Burson-Marsteller, в проектах USAID, стала одной из первых развивать профессиональный казахстанский PR-рынок.

Сегодня Promo Group Communications — один из уверенных лидеров рынка, осуществляет проекты не только в Казахстане, но и в странах ЕС, России, Великобритании, других государствах. В партнерстве с клубом казахстанских PR-профессионалов PR-шы компания ежегодно проводит Международный PR-форум. А возглавляемый Асель Карауловой Казахстанский пресс-клуб является инициатором и организатором Медиа Курултая — крупнейшей национальной отраслевой конференции по проблемам развития рынка СМИ.

Родом из детства

— Вся моя семья — потомственные гуманитарии. Большое влияние на мое становление оказала бабушка, возглавлявшая в свое время Министерство культуры, комитет по кинематографии. Она окончила легендарный ВГиК, приучала меня к хорошей литературе, театру, культурным мероприятиям, искусству. В детстве я много читала, писала стихи и даже хотела поступать в Литературный институт. Но в старших классах стала задумываться о медицине, да и бабушка, на которую я равнялась, очень этого хотела. Но в последний момент перед подачей документов в вуз, поразмышляв о нелюбимой химии, передумала и решила поступать на журфак. Все-таки мне всегда нравилось писать, выступать перед аудиторией, учить языки, вести общественную деятельность, что очень пригодилось в настоящем как коммуникатору, PR-специалисту и менеджеру. Также в детстве мне очень хотелось путешествовать, что тоже воплотилось в реальность, и в «доковидную» эпоху было много увлекательных поездок по разным странам мира, встреч с замечательными людьми. Надеюсь, все это скоро вернется. Еще я очень любила петь и была в составе хора, а сегодня иногда реализую свои певческие настроения в караоке. Мне кажется, что врач из меня бы тоже получился, но обретенную профессию люблю, о чем ни разу не пожалела.

Из журналистики в менеджеры

— Я сама искала творческую профессию, при этом достаточно организованную, так как режим «свободного» художника не про меня — я очень структурированный и дисциплинированный человек. Поэтому и возникла тема журналистики. В конце 80-х годов наш журфак КазГУ был одним из ведущих в стране, туда не просто было поступить.

Еще в процессе учебы и по окончании вуза работала журналистом в разных изданиях и поняла, что это очень энергозатратная, ненормированная работа. А тут открылся КИМЭП, и в составе первого набора в этот вуз я стала изучать бизнес, маркетинг. С того времени стала понимать, что коммуникации — это мое и мультидисциплина — тоже, когда надо уметь писать, выступать, управлять, выстраивать отношения, знать языки, правильно структурировать и делегировать, иметь широкий кругозор. Вот этот симбиоз меня и привлек. Если говорить в целом о стратегических коммуникациях, которыми я занимаюсь много лет, то мне нравится заниматься консалтингом, вести тренинги, также люблю финансовые коммуникации.

К вопросу о блогерах

— Думаю, многие процессы на нашем рынке идут не так, как нужно. Это касается и блогерства. Блогеры — это нормальное обоснованное явление эпохи цифровых коммуникаций. Многие мировые компании, продвигая свои бренды, предпочитают работать с блогерами, потому что у них огромная аудитория определенного сегмента, прямые коммуникации, понятные месседжи. Но у нас на рынке эта работа во многом превратилась в «джинсу», как в свое время на рынке СМИ. «Заказуха» и платные блогеры, на мой взгляд, совершенно не эффективны для решения задач. Оговорюсь, что на рынке есть несколько блогеров, с которыми стоит сотрудничать — они прозрачно ведут свою деятельность, достаточно профессиональны, знают определенную отраслевую специфику, дорожат своей репутацией. Но они в меньшинстве, к сожалению. В какой-то момент работать с блогерами стало модно. Это и новый тренд, и новые бюджеты для государственных структур, вот именно поэтому и пошел крен в эту сторону. Можно отметить, что цифровые коммуникации сильно повлияли на рынок, создали новый тип коммуникаций. Это касается и бизнеса, и государственных структур. Не могу сказать, что это системное решение проблем, но сегодня можно «тегнуть» министра или акима и достаточно быстро привлечь внимание к проблемному вопросу. Это и хорошо, и плохо. Плюсы понятны — это быстрые прямые коммуникации. Сразу видно, кому адресован вопрос, можно подключить общественность.

С другой стороны, сейчас сильно падает доверие к традиционным средствам массовой информации. И это плохо. Существует большая разница между тем, как работают профессиональные журналисты, и тем, как работают активные пользователи социальных сетей, которых у нас некорректно называют блогерами. Очень часто они распространяют непроверенную, фейковую информацию, на пустом месте появляются хайпы. Профессиональный журналист (подчеркиваю, именно профессиональный, потому что и среди журналистов упал профессиональный уровень) проверяет информацию, анализирует, предоставляет в материале, как правило, два противоположных мнения, использует несколько источников информации. Уважающая себя и своих потребителей редакция проверяет контент, обязательно выделяет на правах рекламы коммерческие статьи. Доверие к профессиональным СМИ и журналистам должно быть выше, чем сложилась ситуация в последнее время. Однако, если мы посмотрим на мировые тренды, то увидим, что после пандемии традиционная журналистика стала возвращать доверие к себе. Надеюсь, также будет и в Казахстане.

Кейс для молодых

— «Сиреневый прорыв» — это проект Клуба PR-шы, созданный для студентов специальностей «связи с общественностью», «журналистика», «маркетинг». Ежегодно объявляется конкурс на лучшую студенческую работу, проект, и мы приглашаем к участию всех желающих, включая региональные вузы. Студенческие команды готовят PR-проекты на заданную тему, защищают их, а жюри профессионалов оценивает работы. Помимо конкурса проводится конференция для студентов, на площадке которой профессионалы делятся своим опытом, кейсами, отвечают на вопросы. Клуб PR-шы очень много работает со студентами, проводит мастер-классы, считая это важной миссией по подготовке кадров в области коммуникаций. Проект, к слову, на днях состоялся в 18-й раз.

Проекты года

— Несмотря на ограничения, мы планируем Медиа Курултай и Международный PR-форум осенью. Возможно, в смешанном формате. Начиная с июня, запускаем новую образовательную программу для менеджеров по коммуникациям совместно с международной платформой CommUnity, а в партнерстве с Интерньюс-Казахстан начинаем очень важный образовательный проект для пресс-служб государственных структур. Продолжаем и наши консалтинговые проекты, и практические ежедневные пресс-конференции, которые пока идут преимущественно онлайн.

Сама в этот карантинный период провожу много онлайн-тренингов по стратегическим коммуникациям, мечтая вернуться в режим офлайн.

Личные пристрастия Асель Карауловой

— Очень люблю готовить! Мой муж обожает баранину с черносливом в моем исполнении. Семья у нас достаточно большая, и мы обязательно собираемся вместе на семейные обеды. Люблю ходить пешком, люблю наши горы, обожаю баню. Планирую выучить еще один иностранный язык. Английского, оказывается уже недостаточно. У меня появились свои «методики» позитива в карантинное время — это онлайн-тренировки, обязательные прогулки на свежем воздухе. Нравится пробовать все новое, в том числе вина, деликатесы, парфюм. Очень хочется куда-то скорее отправиться путешествовать, например, в Южную Америку.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру