Казахстанцы равнодушны к мусору вокруг них

Недавний эксперимент, проведений алматинскими экоактивистами, показал, что в большинстве своем общество равнодушно к людям, позволяющим себе бросать мусор там, где им вздумается. Неужели казахстанцы действительно столь безразличны к подобным инцидентам или причина скрывается в чем-то другом?

Казахстанцы равнодушны к мусору вокруг них

Чисто не там, где убирают...

Волонтеры Ассоциации экологических организаций Казахстана провели социальный эксперимент — выяснили реакцию прохожих на выброшенный мусор в общественном месте. Локацией для эксперимента выбрали пешеходную зону проспекта Жибек Жолы, хорошо известную алматинцам и гостям города как Арбат. В ходе эксперимента волонтер на глазах прохожих выбрасывал одноразовый стакан, пакет и другой мелкий мусор на землю, а иногда — даже под ноги проходящих мимо людей. К сожалению, за два часа «игры в хулигана» лишь четверо прохожих отреагировали окликом, замечанием или подняли мусор и сами выбросили его в урну.

«Мы часто говорим о желании жить в чистом городе, требуем соответствующей работы коммунальных служб. Но, к сожалению, не признаем, что сами же загрязняем окружающую среду, выбрасывая мусор в неположенном месте. Наш социальный эксперимент в Алматы в рамках проекта StopMusor — наглядный тому пример. Нужно напоминать себе, что чисто не там, где убирают, а там — где не сорят», — прокомментировала результаты эксперимента Айгуль Соловьева, председатель правления ОЮЛ «Ассоциация экологических организаций Казахстана».

Это действительно тревожный сигнал, поскольку жители страны ежегодно производят миллион тонн мусора. Так, согласно данным портала электронного правительства РК, в Казахстане образуется 4,5-5 миллиона тонн твердых бытовых отходов в год. Доля переработанных и утилизированных ТБО в 2020 году составила всего 18,3 процента. В Алматы только за прошлый год выявлены и утилизированы 24 стихийные свалки, в то время как мусор вывозят на полигоны ТБО Алматинской области.

Тема замусоривания больших городов и, как следствие, появления мусорных полигонов в их агломерации не нова. Чем больше становится город, тем больше отходов он производит. Развитые страны также не лишены этой проблемы, однако там на протяжении десятков лет наращивается практика глубокой переработки бытовых отходов. И, что немаловажно, в процесс задействованы не только и не столько коммунальные службы, сколько сами граждане тех или иных стран, которые выполняют ключевую роль — сортируют мусор на стекло, пластик, бумагу еще на этапе сбора.

В одно «ведро»

У них поучиться действительно есть чему. Самых больших успехов в этой сфере добилась Германия. К слову, там каждый год производят около 412 миллионов тонн промышленного и бытового мусора (невероятный объем по сравнению с пятью — в Казахстане). Это примерно 500 килограммов в среднем на каждого жителя страны. Статистики подсчитали, что из этого количества 125 килограммов составляют органические отходы, почти столько же — бумага, картон и стекло, которые выбрасывают в специальные контейнеры, 30 килограммов — громоздкие вещи вроде старой мебели, отслуживших свой век холодильников и около 220 килограммов — остаточные отходы, из которых большую часть (168 килограммов) составляет строительный мусор. Но главное — почти две трети всего мусора проходит в Германии вторичную переработку, которая позволяет его утилизировать. Это больше, чем в любой другой стране Европы.

Около 45 миллионов тонн сжигают после сортировки и переработки на специальных заводах. Но и этот мусор приносит пользу. Газовые турбины, которые стоят на таких заводах, вырабатывают электроэнергию. Кроме того, образующиеся при сжигании газы после очистки используют для отопления. Немцы — чемпионы мира по сортировке бытовых отходов. Сортировать их жители Германии начали еще в 1970-е годы. И способствует этому не только социальная ответственность, но и метод кнута.

За выброшенный в окно окурок или кожуру банана взимается штраф от 10 до 25 евро. Но в отдельных городах принимают более строгие меры, где штраф за этот проступок достигает 100 евро. За разбросанные в лесу канистры, упаковку и прочие подобные отходы можно получить штраф до 80 евро, а за оставленный мусорный пакет на обочине дороги или в лесу — от 500 до 1500 евро (примерно до 750 тысяч тенге).

Казалось бы, введи штрафы, и все заработает... Но, увы, это не так, и Казахстану до таких норм еще очень долго. Прежде чем наказывать, нужно создать условия. Различные инициативы по тому же разделению мусора уже не раз вводили и в Алматы, и в других городах страны. Но происходило это, как правило, локально, в пределах одного микрорайона или даже двора. Причем полноценный цикл с коммунальщиками наладить почему-то забывают. Ведь недостаточно просто поставить три мусорных бака разного цвета, необходимо, чтобы этот самый мусор потом был направлен по назначению — на переработку.

Алматинцы не один раз были очевидцами того, как в тех дворах, где установлены емкости для раздельного мусора (при этом жители близлежащих домов действительно сортировали отходы), сотрудники коммунальных служб, что называется, сваливали все в одну кучу, точнее мусоровоз. Понятно, что этот факт вызывал возмущение жильцов. Ведь в чем смысл разделять мусор, если уже на следующем этапе его смешивают в единую массу?!

Айгуль Соловьева, председатель правления ОЮЛ «Ассоциация экологических организаций Казахстана»

Молчаливое несогласие

Соловьева в своем заключении, указанном в начале материала, поставила правильный акцент, сказав, что «чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Но разве только в этом проблема? Действительно, большая часть никак не реагировала на «хулигана». Но отсутствие реакции и согласие с тем, что он делает, — это не одно и то же. Промолчать не значит согласиться!

Эксперимент указал еще на одну проблему нашего общества, которая заключена в нежелании как-то воздействовать и вмешиваться в происходящие процессы. Почему? Казалось бы, укажи нарушителю чистоты на то, что так делать нельзя, так сказать, ткни как котенка носом, и в следующий раз он уже не поленится сделать лишние два-три шага, чтобы выбросить стаканчик из-под кофе в урну... Но, увы, нет. Здесь начинает выстраиваться совершенно другая логическая цепочка.

Такие поучительные порывы могут вылиться для «воспитателя» в административную или даже уголовную ответственность. «Ткнули вы носом» этого хулигана в брошенный мусор — он ответил грубо, возможен конфликт, и он тотчас пойдет снимать побои и заявит в полицию. И самое интересное, что с юридической точки зрения окажется прав.

Увы, но вся правовая система направлена на то, чтобы люди никак не реагировали на подобные инциденты. Да, можно написать жалобу, но ни в коем случае не вступать в конфликт с нарушителем.

Получится ли указать хулигану на его асоциальные действия и тем более заставить убрать брошенный мусор без конфликта? Вряд ли! Тот человек, для которого такое поведение является нормой, скорее всего не будет извиняться за проступок. И практически наверняка проигнорирует или вступит в словесную перепалку с нравоучителем, которая может перерасти в потасовку.

Складывается впечатление, что органам правопорядка не нужна такая инициатива, поскольку она побуждает агрессию, монополия на которую есть только у полиции. В Конституции РК в п. 1 ст. 39 говорится, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами, и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».

То есть не вправе честный гражданин принуждать недобропорядочного к исправлению проступка или злодеяния, поскольку это прерогатива властей и органов правопорядка. Особое значение в проблеме понятия преступления имеет соотношение таких категорий как «преступное принуждение» и «насилие» с учетом того, что само принуждение может быть рассмотрено в двух аспектах: как акт насилия и как состояние принужденности, в результате которого совершается деяние. Другими словами, последствия от поучительных действий могут быть расценены как полноценное насилие, что повлечет за собой серьезные последствия. В истории казахстанской юриспруденции не раз разбирали дела, в которых посторонний человек вмешивался в семейные разборки и, увидев, как муж избивает жену, пресекал насилие. Но в итоге он — спаситель — сам оказывался на скамье, причем дела заводили по заявлению от обоих супругов-драчунов.

Борьба за правду может обойтись дорого, и это знают многие. В случае с брошенным стаканчиком самого «хулигана» тоже привлекли бы, но лишь по административной линии, в виде смешного штрафа. Отсюда и молчаливое несогласие большинства, которое экологи и увидели.

Оно вам нужно?

Тема с жалобами, а правильнее сказать, с инициативой неравнодушных граждан, тоже весьма многогранна. Ведь были попытки создать систему, которая могла бы существенно разгрузить трудовые будни полицейских, увеличить пополнение казны, а главное — приучить несознательных граждан к порядку.

Напомним, слухи о том, что казахстанцы смогут самостоятельно фиксировать правонарушения и отправлять их в МВД, появились еще в 2017 году. Примечательным и важным моментом было то, что за этот жест ответственности планировали даже ввести финансовое поощрение. В 2018 году даже появились вполне конкретные цифры, причем не маленькие. Тогда сообщали, что министерство разрабатывает специальную платформу, которая позволит с помощью смартфонов фиксировать нарушения. В теории все должно было выглядеть так: увидел пешеход машину, припаркованную на детской площадке, сфотографировал, выслал в МВД, получил свой бонус.

Как тогда говорил министр МВД, предполагалось, что бдительному гражданину должны будут перечислять около 40 процентов от суммы штрафа, оставшиеся 50 — в госказну и еще 10 — фирме, которая разработает и будет вести программу.

Уже тогда подсчитали, что, живя в любом из крупных городов, можно вообще не ходить на работу, а весь день патрулировать город в поисках злостных нарушителей и получать при этом сумму, эквивалентную и даже превышающую среднемесячную зарплату по стране. С учетом того, что в Казахстане 78 процентов граждан имеют мобильные устройства, а это более 14 миллионов человек, в эффективности такой программы сомневаться не пришлось бы. Но... В МВД, видимо, посчитали, что гонорар «за бдительность» слишком высок, и об этой задумке потихоньку забыли.

Так ли это много, 40 процентов от штрафа? О какой сумме идет речь, если рассматривать ее в масштабах города?

Рассмотрим на примере Алматы, но не будем брать в расчет 2020 год, поскольку из-за пандемии, вводимых ограничений и парализации привычного образа жизни в целом данные были бы некорректными. Зато 2019-й можно назвать показательным. Тогда в южной столице зафиксировали почти миллион (967 869) нарушений ПДД. В денежном эквиваленте на водителей было наложено штрафов на сумму шесть миллиардов 262 миллиона 419 тысяч тенге. Если взять эту сумму за 100 процентов и предположить, что хотя бы четверть из них зафиксирована гражданами, то при грубом расчете государству пришлось бы «поделиться» солидной суммой — более 626,2 миллиона тенге!

А теперь на секунду представим, что фиксировать начали не только нарушения автомобилистов, но и пешеходов: кто переходит дорогу в неположенном месте, кто бросает окурки на землю, кто не доносит мусор до урны. Сумма выплат смело превысила бы миллиард (а возможно, и не один) тенге в год. Но, как говорили выше, эта амбициозная затея так и потерялась где-то там, в кулуарах кабинетов высоких чиновников и министерств.

Нет, обещанную программу, которая позволяет фиксировать некоторые правонарушения, все-таки запустили — речь о приложении для смартфонов «102», анонсированном в конце января 2021 года.

«В рамках реализации концепции «слышащего государства» МВД разработан и с 1 февраля, то есть с сегодняшнего дня, выходит в массовое использование новый процесс приема сообщений граждан в полицию. С помощью мобильного приложения «102» каждый житель страны может направлять в органы внутренних дел информацию о совершенном правонарушении — случаях вандализма, выброса мусора в общественных местах, наркоторговле и многом другом», — сказал официальный представитель Министерства внутренних дел РК Нурдильда Ораз.

Но ни о каком вознаграждении речи не идет. То есть опять-таки граждан привлекают к тому, чтобы они помогли навести порядок, но «опцию заинтересованности» исключили. Таким образом, ситуация осталась без изменений.

В мире есть множество инструментов, которые могли бы ускорить процесс повышения культуры и нравственности людей, но, как показывает практика, «системе» подходят отнюдь не все.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру