В чем мистика твоя, журналист? Галина Муленкова о жизни и профессии

Галину Муленкову знают в Казахстане как журналиста, альпиниста и писателя. Она же бард, автор, сценарист и режиссер серии фильмов об известных альпинистах и историях, случившихся с ними высоко над землей. Выросшая в Алматы, горах и предгорьях Заилийского Алатау, она желала связать свою жизнь с восхождениями, но однажды судьба распорядилась иначе — альпинистке было не рекомендовано подниматься в горы. И тогда она прикрепила себя к ним иначе.

В чем мистика твоя, журналист? Галина Муленкова о жизни и профессии

Мы продолжаем серию материалов о своих коллегах — журналистах и редакторах, чьи разносторонние пристрастия не сконцентрировались исключительно на журналистике, а соединились в одно бесценное ожерелье из раритетных хобби, увлечений, занятий и серьезных проектов.

Надеемся, эти истории будут любопытны не только судьбами и характерами, но помогут понять миссию профессиональных журналистов и редакторов, чья задача не только информировать, корректировать, исправлять и решать многие проблемы, но и приподнимать человека над рутиной повседневных дел, удивлять его и вдохновлять.

Чумовое детство

А сначала было детство. Дед Галины служил в кавалерийском полку и даже имел документ, подписанный Буденным. Страсть к экстремальным проявлениям жизни его не отпускала. Внучка Галка росла рядом и, как он, любила острые ощущения, за которыми и ходить далеко не надо было.

— Я выросла в центре Алматы, мой дед был тренером по стрельбе, но, получив два инфаркта, какое-то время поработал егерем. Я еще маленькой была, когда он брал меня с собой на охоту. Бывало, соберутся у деда его друзья — егеря и лесники, сядут где-нибудь бухать, а меня с двоюродным братом Валеркой бросят. И тогда мы с ним всю ночь в горах пропадаем. И страшно, и волки воют. А утром солнце выходит, и крутизна такая вокруг, что уже и не опасно, и Валерка сядет на камень где-нибудь на скале или над пропастью и орет: «Е-Е-Ехали гали!». Чумовое у меня было детство!

Мама Галины тоже не была тихоней — альпинистка и мотогонщица, она понимала, что и дочь у нее растет необычная.

— У нас караул-семейка. Я никогда не была девочкой, и мама часто говорила: «Галка, ты — председатель колхоза!», «Что ты, как конь с яйцами?» Во дворе я могла «построить» пацанов и загонять их в «Казаках-разбойниках».

Знающая все об альпинистах

Окончательно любовь к горам и романтике сформировалась в Галине во время учебы на журфаке и работе на радио. Она скупала все газеты про спорт и альпинизм, знала имена известных альпинистов. Спустя время будет со многими из них ходить в горные экспедиции, готовить о них публикации и программы, писать книги и снимать фильмы. Среди лент: «Гималайцы», «Хозяйка Чимбулака», «Гид в неизвестность» обАнатолииБукрееве, «Паломничествов другую реальность», «Сыны солнца», «Идущая по горам», фильм памяти Тимура Досымбетова, «Путь Снежных драконов», «Дотянуться до звезды». Также Галина создала цикл программ об альпинистах на YouTube. Ее книги: «Альпинизм — школа мужества», «Намастэ, Эверест», «Казахстанцы на высочайших вершинах мира», «Пирамидку не ломать», «Галыся рассказывает», «Алматинские легенды» и «Духи гор». Сейчас пишет новые, в том числе об Анатолии Букрееве. К слову, стрит-арт с изображением легендарного альпиниста на пересечении проспекта Достык и улицы Толе би в Алматы сделан по фотографии Галины.

«Сон ведьмы»

А ее любимым писателем стал Габриэль Гарсиа Маркес, знакомство с которым не обошлось без экстрима.

— Ходить в горы в 80-е годы было не в чем, и мы доставали старые парашюты, нейлон, сами шили экипировку. Мне как-то достался кусок болоньи, из которого я сделала комбинезон с лямками и куртку. И бегу я в этом одеянии часов в пять утра с «Чимбулака» к остановке на «Медео», чтобы успеть на занятия, а после строительства катка в округе осталось много бездомных собак, сбившихся в стаи. Зима была, снега много, скользко, и я думала, что только шнурки от меня докатятся до «Медео». Вдруг услышала вой этих собак, и как ломанулась, прибежав на дикой скорости на сорок минут раньше первого автобуса. Пока ждала его, промерзла, заработав радикулит. Пришлось обращаться за помощью к подруге-массажистке. Пришла к ней и вижу на столе черную книгу

Маркеса «Сто лет одиночества». Я легла на нее и говорю: «Пожа-а-а-алуйста, я скоро получу зарплату, и половину ее готова отдать за эту книгу!» Та посмотрела на меня с изумлением, но книгу отдала так. И до сих пор этот роман со мной. Знаю его наизусть. Тогда, в 20 лет, мне казалось, что это необыкновенно тонкая красивая сказка. Потом я перечитала всего Маркеса, и не по одному разу, и дрожала над каждой строчкой писателя. А когда мне было за сорок, повезла в Южную Америку группу туристов. Летели долго, и в Венесуэле, где самолет начал скакать, как трамвай по межгорным впадинам, на которых испанцы поставили города, как у нас в Каскелене, мы приземлились. Это было ночью, и нас попросили выйти на час. Выходим, и я говорю: «Ребята, прислушайтесь, какой низовой теплый ветер, он не несет прохлады. Это же, блин, Каракас, здесь жила ведьма Мерседес». На меня все удивленно посмотрели, а я продолжаю, что про нее написала Флоринда Доннер («Сон ведьмы». — Прим. автора), одна из почитаемых писательниц Карлоса Кастанеды, и на меня уже совсем плохо глядели. А я почувствовала Каракас, как дом родной, потому что много читала о нем.

Психо-духовные практики

В 2019 году Галина дважды выпустила книгу «Алматинские легенды» с рассказами в духе мистического реализма. Общаясь с альпинистами, слушая необыкновенные истории, она стала их «коллекционировать». Параллельно она изучала эзотерический мир, связанный с подсознанием, мистическими сновидениями, особыми способами восприятия реальности, находящими выражение в психо-духовных практиках. Без этих знаний было бы сложно не то что понять, но и принять происходящее в горах, где связь с космосом ближе и чище, чем в загазованных и испачканных цивилизацией городах.

Все ее публикации, книги, фильмы основаны на свидетельствах альпинистов, спелеологов, туристов, путешественников, столкнувшихся с загадочными событиями, проявлениями потусторонних сил. Скептикам это может показаться полнейшей ерундой, но любой, оказавшись хоть в одной из описанных Галиной ситуаций, уже не стал бы оспаривать ее вероятность. Таким скептиком поначалу был известный казахстанский альпинист Ринат Хайбуллин, пока и с ним не произошло невероятное.

Астральный двойник

— В 1993 году случилась такая ситуация в горах, — вспоминает Галина. — Ринат мне говорит: «Прилетят французы — развлекай их, как хочешь, а я ушел на пик Хан Тенгри». Когда он спустился оттуда, французов еще не было, и он решил сходить еще на Победу. Отправился без палатки и еды, с одной газовой горелкой и ледорубом, потому что был уверен в своих силах и знал, что дотемна дойдет до снежной пещеры, где есть консервы и возможность переночевать. Прибыли французы, я им все показала, все песни спела, и утром они улетели. Вижу — спускается Ринат, и я его не узнаю — это совсем другой человек. Он тогда ничего не рассказал, отчеканив лишь: «Я заканчиваю со спортивным альпинизмом». Его голос прозвучал так, словно он пережил что-то очень страшное. А получил он той ночью три звонка из другого мира и трижды мог погибнуть, если бы не повстречал своего астрального двойника. А я уже тогда зачитывалась эзотерической литературой и знала, что встреча с астральным двойником сулит смерть. Ринат увидел самого себя, свою смерть в центре живота, и его это потрясло. В тот день он не дошел до пещеры — сорвался, началась низовая метель. А пик Победы — это вторая по кровожадности гора мира, жуткая. «Я, говорит, лег на рюкзак, закрыл глаза. Вокруг метель, понимаю, что утром не проснусь. Открываю глаза — сидит второй Ринат на корточках. Я еще подумал, почему он лицом к ветру, сдувает же». И второй ему говорит, что надо лечь иначе — на бок, и руку под себя подложить. «Я зажмурил глаза и стал вспоминать таблицу умножения, формулы». Он — технарь по образованию и делал это, чтобы проверить работу мозга. Когда Ринат снова открыл глаза, увидел, что тот второй все также рядом. Думал — галлюцинации, но он был акклиматизирован, так как только спустился с Хана. «Опять открываю глаза, а тот говорит: «Ботинки расшнуруй. К утру ноги отморозишь». Думаю, все логично: руку под себя подложил — легкие защитил, ботинки расстегнул — кровоснабжение улучшилось. Потом говорит: «Разжигай горелку, топи воду, ты сегодня ничего не ел, жуй свой шоколад». И Ринат умудрился натопить в холоде, на ветру, полкружки воды и жрал эту плитку шоколада, которая на 40-градусном морозе превратилась в песок. «И я царапал горло, глотал, но фактически получил и воду, и глюкозу, лег на бок, а открыв глаза где-то около пяти утра, когда небо только серело, понял, что цел, руки-ноги чувствую. Пошел вниз и опять сорвался». Спасли его вновь техника самозадержания на льду и французский ледоруб с загнутым клювом. Внизу он снова залетел в подгонную трещину, но и там сумел задержаться руками. Эту историю он рассказал мне спустя много лет.

Журналистика вместо альпинизма

— Со мной самой происходило много необъяснимо интересного. Еще в молодости я стала понимать, что этот мир совсем не такой, каким хочет прикинуться. В 25 лет я оторвала себе почку, притащив на себе больного мужика с высоты 5300 метров. Но перед этим я точно знала, что у меня с ней что-то случится. И с этой почкой живу много лет, но уже не могу подниматься и носить тяжести. Однако у меня всегда была тяга к горам, и я стала много ездить в экспедиции как журналист.

Так Галина и осталась с горами и альпинистами. Она и сегодня с ними, и сама при поддержке «Туранга групп» создала клуб «Бодрячок» для людей в возрасте 60+. Старшей в этом сообществе 83 года. Костяк клуба — ветераны туризма и альпинизма, но есть люди, не имевшие отношения к спорту. Раз в неделю они ходят в горы, занимаются суставной гимнастикой, скандинавской ходьбой. Еще исцеляются свежим воздухом и горными травами. Свои знания и опыт им передает бывалый альпинист и самый спортивный в Казахстане журналист Галина Муленкова.

— Важно осознать, что в этом теле живешь один раз, — отмечает Галина. — Что будет дальше с душой — вопрос метафизический, а тело надо выгуливать и научить его улыбаться. И если вы спросите, что возвращает людей в горы, скажу, что это такая неизлечимая штука, и можно даже не ходить высоко, но знать, что горы есть и как-то с ними соприкасаться. Пусть кто-то выбрал подъемы на высоту, а я — про это писать, и не собираюсь своему пристрастию изменять.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру