Музыкальные школы продают с молотка в Казахстане

Серьезный скандал вызвало намерение властей Алматы выставить на продажу несколько музыкальных детских школ города. К возмущенным родителям и учителям присоединились депутаты Мажилиса Парламента РК, которые обратились с депутатским запросом к Премьер-Министру РК, призывая исключить эти и подобные им объекты из списка приватизации организаций коммунальной собственности южной столицы.

Как оказалось, история тянется с 2018 года, когда во исполнение плана работы Правительства РК, утвержденного распоряжением Премьер-Министра РК, приняли решение о приватизации нескольких отдельных объектов. Согласно этому плану, по городу Алматы планировали передать в конкурентную среду три детские музыкальные школы - детскую музыкальную школу № 1 (хоровая), детскую музыкальную школу № 3 имени Прокофьева и детскую музыкальную школу № 11.

Однако в конце нынешнего февраля, будучи озвученным и зафиксированным документально, этот вопрос вызвал серьезную социальную напряженность и дебаты в социальных сетях.

Что и заставило на очередном пленарном заседании выступить с вопросом по этой проблеме мажилисмена Ерлана Смайлова. “С этим решением не согласны сотни родителей и педагогов, - заявил депутат. - Совершенно справедливо все они полагают, что передача музыкальных школ в частные руки приведет не только к росту оплаты за обучение, но и сделает музыкальное образование недоступным детям из многих и многих тысяч семей казахстанцев”.

Более того, случившееся по цепочке потянет за собой сокращение количества желающих заниматься музыкой профессионально. То есть вынуждены будут сокращаться или закрываться музыкальные колледжи и отделения в высших музыкальных учебных заведениях, и значит, сократится количество музыкальных коллективов.

Действительно, сегодня, как удалось выяснить “НП”, средний размер оплаты за музыкальное образование в этих школах (семь уроков в неделю) составляет пять тысяч тенге. Плюс для детей из многодетных и неполных семей ввели 50-процентные скидки, а сироты и вовсе обучаются бесплатно. Однако с приходом новых хозяев о низких ценах и льготах придется забыть. Совсем. И это не голословное заявление, поскольку печальные прецеденты подобного рода уже были.

Так, в 2017 году Управление финансов Алматы провело тендер по продаже детской музыкальной школы № 2 имени Р. Глиэра. После этого, по словам алматинцев, школа успела поменять два адреса, в ней не только закрылось отделение скрипки, но и в целом после продажи обучение там оставляет желать лучшего. Сегодня цена обучения в ней в отличие от трех вышеназванных перевалила за 20 тысяч тенге, количество учеников сократилось до минимума, школа находится на грани закрытия.

Случившееся вызывает вполне обоснованную тревогу и у родителей с педагогами остальных 17 государственных организаций дополнительного образования Алматы, среди которых Дворец школьников, семь районных домов школьников, Школа искусств и восемь музыкальных школ. Если проблема не будет решена раз и навсегда, то никто не даст гарантию, что все они со временем также не “прикажут долго жить”. Как это почти случилось с подобными объектами в Нур-Султане, где на миллион жителей приходится всего лишь не более десятка учреждений дополнительного образования, тогда как на 5,5 миллиона жителей Санкт-Петербурга таких заведений насчитывается 640.

“Однако вместо усиления, расширения системы дополнительного образования, обеспечения его доступности каждому ребенку отдельные акиматы стремятся оптимизировать имеющиеся. Например, акимат столицы еще в 2018 году принял решение о реорганизации учреждений дополнительного образования путем присоединения школы искусств № 2 и детской художественной школы к школе искусств № 1 и присоединения детских музыкальных школ № 2 и № 3 к детской музыкальной школе № 1, ссылаясь якобы на опыт оптимизации учреждений образования в России. Однако это совсем не так, и пример того же Санкт-Петербурга подтверждает это”, - посетовала в своем подобном депутатском запросе мажилисвумен Ирина Смирнова.

Или, например, в Казани, если сопоставить ее со столицей Казахстана по числу жителей, то на 1,2 миллиона человек там работают 90 учреждений дополнительного образования с охватом детей в 80 процентов. Тогда как в Нур-Султане этот охват едва доходит до 22 процентов, и, даже несмотря на это, число учреждений дополнительного образования для школьников местные власти все равно предлагают сократить до семи (!), что не только снизит охват дополнительным образованием детей столицы, но и вообще поставит под сомнение его доступность.

В доказательство Смирнова привела расчеты, согласно которым сокращение уже существующих учреждений дополнительного образования вследствие оптимизации может дать ежегодную экономию в 20 миллионов тенге, в то время как годовой доход этих заведений составляет более 100 миллионов тенге. И потому стремление чиновников просто “перекрыть кислород” этим заведениям не поддается никакой логике.

Позднее стало известно, что с письмом к акиму Алматы с просьбой пересмотреть список объектов, подлежащих приватизации, и исключить из него музыкальные школы обратилась Министр МКС РК Актоты Раимкулова. В свою очередь, на основании этого запроса аким южной столицы Бахытжан Сагинтаев направил письмо Премьер-Министру РК Аскару Мамину.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру