В Казахстане законодательно закрепят понятие «буллинг»

Сегодня буллинг — одно из самых распространенных явлений в школах всего мира. А с развитием новых технологий и социальных сетей появился новый вид школьного насилия — кибербуллинг, от которого страдает гораздо больше детей. Порой именно эти причины толкают несовершеннолетних на суицид.

В Казахстане законодательно закрепят понятие «буллинг»

Школа выживания

Буллинг (от англ. bully — запугивать) подразумевает под собой не только физическую агрессию, но и психологическое давление, распространение сплетен, вымогательство, издевательства. Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения, периодически подвергаются буллингу 64 процента литовских 11-летних школьников, 50 процентов — российских, 46 процентов— бельгийских. В Австрии, Люксембурге и Шотландии этот показатель равен 32 процентам, Канаде и Швейцарии — 30, Франции — 25.

Что касается Казахстана, то в 2018 году Национальный центр общественного здравоохранения провел опрос среди казахстанских школьников. Подростки 1115 лет ответили, как часто на протяжении двух месяцев они становились жертвами буллинга, кибербуллинга или сами принимали в нем участие. По данным экспертов, каждый пятый школьник в РК становится жертвой травли. Выяснилось, что около 17 процентов опрошенных 11-15 лет подвергались буллингу в школе один и более раз в месяц, а около 20 процентов участвовали в травле. Чаще всего такое поведение распространено среди мальчиков 11 и 13 лет, а жертвами зачастую становятся городские школьники.

Только за прошедший год 143 подростка совершили суицид, а 306 несовершеннолетних пытались свести счеты с жизнью. Более чем в 80 процентах случаев детских суицидов причины невозможно установить. Не исключается вероятность психологических травм, связанных с систематической травлей со стороны сверстников. В качестве примера — случай, произошедший в 2019 году в Нур-Султане, когда 12-летние школьники систематически оказывали давление на своего одноклассника путем троллинга в соцсетях. Они говорили, что он не умеет играть в футбол. Один из одноклассников высказался в отношении потерпевшего «лучше бы ты повесился». В результате мальчик покончил жизнь самоубийством. Однако привлечь виновных лиц к ответственности за доведение до самоубийства не представилось возможным, так как они не достигли уголовно наказуемого возраста.

Последствия буллинга затрагивают качество образования. В международном мониторинговом исследовании качества школьного математического и естественно-научного образования TIMSS выявлено, что отсутствие безопасности и частые случаи школьного насилия отрицательно влияют на результаты обучения учеников. Результаты других исследований говорят о том, что у учеников, замеченных в совершении буллинга, повышенный риск того, что впоследствии они будут хуже учиться, употреблять наркотические вещества, иметь агрессивное поведение.

Многие страны предпринимают значительные усилия по противодействию буллингу. Доказано, что программы предупреждения и профилактики снижают уровень школьного насилия до 25 процентов. Так, одной из первых антибуллинговых мер стала программа Д. Олвеуса (Olweus Anti-bullying Program), которая стартовала в 1983 году в Норвегии. Она предусматривает выполнение четырех целей: достижение единого понимания этого феномена, активное вовлечение родителей и учителей в программу, разработку четких правил, направленных против школьного насилия, а также поддержку и защиту жертв буллинга. Программа считается одной из наиболее эффективных и широко распространена также в Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Исландии.

В Швеции работает программа «Фарста» (Farsta Program), в рамках которой в каждой школе есть команда из двух–четырех учителей, и их «миссия» — в случае буллинга вмешиваться в ситуацию. В Великобритании педагоги также проходят специальную подготовку в целях предотвращения всех форм кибербуллинга, а во Франции следят за блогами учеников и помогают жертвам, при этом агрессорам грозит исключение из школы. В Канаде разработкой методики предотвращения кибербуллинга в отношении школьников занимается крупная организация, в которую входят 130 ученых-исследователей и 62 национальные молодежные организации. В Японии с 2013 года действует закон о развитии мер предотвращения издевательств. В Нидерландах программа для учеников начальных классов «Мирная школа» направлена на развитие социальных компетенций и демократических ценностей. В нее активно включены родители учеников, и даже проводят сеансы медитации. Также в стране действует программа Rebounds, суть которой состоит в предоставлении отдельного временного здания ученикам с проблемным поведением, на которых не подействовали школьные меры. После работы над их поведенческими и социальными навыками таких школьников возвращают в обычную школу. Важным направлением деятельности многих развитых стран является предупреждение школьного насилия. К примеру, в школах Дании проводят так называемый «парламентский день», когда дети могут открыто говорить о существующих проблемах в школе и предлагать методы их решения.

Однако в Казахстане по сравнению с развитыми странами инициативы менее масштабны. Это связано с относительно недавним становлением школьной психологической службы, от которой в немалой степени зависит климат в стенах школы. Первые специалисты появились только в конце 1980-х годов. Официально же должность педагогапсихолога ввели в республике только в 2008 году. Для сравнения, в Дании школьная психологическая служба начала свою работу в 1934 году, Гонконге (КНР) — в 1959-м.

Президент РК Касым-Жомарт Токаев на открытии первой сессии Парламента РК VII созыва в январе 2021 года говорил о том, что необходимо принять меры для решения вопросов защиты прав детей, обеспечения их безопасности и профилактики буллинга. До этого в Послании 2020 года глава государства особо подчеркнул необходимость принятия мер по профилактике кибербуллинга. Раз руководство страны поднимает этот вопрос, то его актуальность, как говорится, «налицо».

Виртуальная или реальная угроза?

Как уже было сказано, современное явление с применением интернет-технологий называют кибербуллингом. В период пандемии и в условиях дистанционного обучения эта проблема обострилась, поскольку многие перешли в режим онлайн. Если при обычном буллинге используют психологические и физические акты насилия, то для кибербуллинга нет необходимости личного присутствия. Все действия совершаются с использованием электронной почты, сообщений в месседжерах и соцсетях, а также посредством выкладывания фотои видеоматериалов, содержащих губительную для репутации жертвы информацию, в общественную сеть. Существуют разные способы давления на жертву в сети. Чтобы скомпрометировать человека, могут создать страницу, копирующую его личную информацию, для дальнейшего оскорбления (например, учителей, родителей или друзей) якобы от его лица, чтобы таким образом испортить отношения с его окружением.

С этой же целью могут подбирать пароль к реальной странице человека. Также в сети могут опубликовать интимные фотографии, банковские счета или другую личную информацию.

Именно дети чаще всего становятся жертвами такой атаки. Согласно исследованию Национального центра общественного здравоохранения в 2018 году, один раз или более подвергались кибербуллингу 12 процентов подростков 11-15 лет. В этом возрасте они более уязвимы с психологической точки зрения, еще не умеют контролировать свои эмоции. Многие дети буквально «живут» в сети и смартфонах и практически не делают разницы между реальными событиями и теми, что происходят в виртуальной среде.

Несмотря на тотальное развитие интернета, многие до сих пор не воспринимают его как что-то настоящее. Сомнению подвергается все виртуальное — от онлайн-образования до заработка денег. Поэтому и запугивание человека в комментариях, блогах, группах и социальных сетях часто считают надуманным и ненастоящим. Мол, из интернета можно выйти в любой момент или просто не читать то, что пишут. Но жертвы кибербуллинга более уязвимы. Нет защиты в виде прекращения учебного дня — в личную жизнь могут вмешиваться постоянно, в любое время суток и по всевозможным каналам.

Еще одна особенность, делающая кибербуллинг более мощным оружием, — это скорость распространения информации. В интернете она распространяется в секунды, и компрометирующее видео могут посмотреть сотни людей буквально за десять минут. Удалить полностью информацию, попавшую в сеть, практически невозможно, и это требует больших затрат как времени, так и сил. Кроме этой сложности противостоять кибератакам мешает возможность анонимности.

По статистике, которую за 2019 год Kaspersky Lab собрала по Казахстану: 66 процентов родителей купили своим детям личный компьютер или мобильное устройство; три четверти от восьми до 18 лет ежедневно используют мобильные телефоны, более половины — компьютеры; 41 процент столкнулись хотя бы с одной угрозой в сети — мошенничеством, буллингом, угрозами, вовлечением в какие-то организации.

Более 80 процентов детей получают приглашения «дружить» в социальных сетях от незнакомых людей. Больше трети из них встречаются потом офлайн. По статистике, 70 процентов детей, подвергшихся кибербуллингу, — девочки. Их обманным путем снимают на фото и видео, потом изображение непристойного, порнохарактера выкладывают на сайт и вымогают деньги. В 99 процентах случаев родители не хотят обращаться в правоохранительные органы, поскольку конфиденциальность выходит на первый план. Также казахстанских детей, по словам специалистов, стали вовлекать в ЛГБТ-сообщества. Предприимчивые мошенники разрабатывают все новые опасные игры типа «50 шагов до рая». В городе Арыси создали группу в телеграмм-канале, где склоняли детей к суициду. Если раньше казахоязычная среда была защищена от этого влияния, то теперь такие факты стали выявлять и там. При этом сегодня нет экспертов на казахском языке, которые могли бы разъяснить все сложности этой темы.

Законодательство и судебная практика

Законы, направленные на привлечение к ответственности за травлю, в том числе и в интернете, являются относительно новыми и до сих пор не приняты во многих странах. В Казахстане вовсе отсутствовало само понятие «буллинг», поэтому изучить проблематику более детально, разработать программы по профилактике и защите пока не представляется возможным. В этой связи в Министерстве образования и науки РК создали специальную группу, чтобы выработать законодательную редакцию понятия «буллинг». С введением этого определения педагоги будут проходить специальное обучение, на образовательные учреждения будет возложена обязанность более глубже его изучать, устанавливать и предупреждать, а также будет оказываться психологическая помощь жертвам буллинга.

Сейчас же за кибербуллинг и буллинг даже нет ответственности, поскольку это собирательные термины, включающие много видов преступлений — шантаж, угрозы, доведение до самоубийства. За эти деяния предусмотрена ответственность по Административному и Уголовному кодексам. Судебная статистика в Казахстане по таким делам демонстрирует, что уголовно-правовой запрет на их совершение абсолютно не имеет смысла. Лишь небольшая часть жалоб доходит до рассмотрения в судах, и буквально по десяткам из них выносят приговоры. Поэтому нужно усиливать правоприменительную практику по этим статьям.

На международном уровне правовая деятельность, направленная на борьбу с киберагрессией, также имеет множество преград из-за недостаточно разработанной законодательной базы в этой области. Тем не менее во многих странах делают попытки по разработке законопроектов, направленных на борьбу против травли в интернете. Новая Зеландия стала первым государством, в котором за оскорбления в сети могут лишить свободы. В США законодательство, предусматривающее наказание за кибербуллинг, введено в 44 штатах из 50. В Германии наказуемы отдельные стороны кибербуллинга, которые причисляется к частному или гражданско-правовому проступку, влекущему за собой наказание в виде заключения до 10 лет. Южная Корея, Франция также ведут работу по усилению ответственности за агрессию на интернет-платформах. В России юристы поддержали поправки в УК и КоАП, поскольку действующие сейчас меры не могут защитить граждан от травли в социальных сетях, а предложенные фактически законодательно уравнивают преступления в реальном и виртуальном мире.

Также необходимо сформировать киберполицию, как в западных странах, из специалистов по кибербезопасности и IТ, а не из сотрудников правоохранительных органов, цифровая грамотность которых оставляет желать лучшего.

Но самое главное — это научиться жить в современных условиях и противостоять новым угрозам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру