Как технологии спасают жизни

Города с каждым годом становятся все больше, что пропорционально увеличивает число автомобилей на дорогах и, как следствие, повышает уровень опасности в прилегающих жилых зонах. Классические дорожные знаки, призванные предупреждать участников движения и регулировать трафик, уже не справляются со своей задачей в полной мере, а это значит, что к ним на смену (или в помощь) должны прийти новые высокотехнологичные решения.

Как технологии спасают жизни

Крутая зебра

Одним из наиболее важных участков на дороге является зона пешеходного перехода. Она может быть расположена как на регулируемых перекрестках, так вне зон, оборудованных светофорами. Обозначается такой участок раскраской дороги перпендикулярно расположенными полосами, которые еще называют «зеброй». О том, что дорогу следует переходить по «зебре», а не перебегать ее, где вздумается, нам рассказывают со школьной скамьи. Ликбез является важной составляющей, и подобные часы безопасности жизненно необходимы. Только проводить их следует не только в школах, но и в вузах. Увы, на дороге периодически встречаются пешеходы, которые не знают даже элементарных основ правил дорожного движения.

Один из ярких тому примеров можно наблюдать на регулируемом перекрестке (то есть где установлен светофор) и при этом нанесена зона пешеходного перехода. Некоторые не обращают внимание на наличие светофора и смело шагают по «зебре», даже несмотря на то, что горит красный цвет.

Бывает и обратная ситуация, когда пешеход переходит по правилам (на нерегулируемом перекрестке), но при этом водитель несется, не сбавляя скорости, и не намерен его пропускать, поскольку... И в этом, и в предыдущем случае может быть масса различных причин.

Согласно официальной статистике, в Казахстане из всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП), связанных с наездом на пешехода, 75 процентов случаев происходит на пешеходных переходах и лишь 25 процентов при пересечении дорог в неустановленных местах.

Почему так происходит? Одна из причин кроется в том, что в связке пешеход/водитель каждый считает себя правым. Практика показывает, что число происшествий с наездом на пешеходов подскакивает тогда, когда на нерегулируемом пешеходном переходе устанавливают светофор. Происходит следующие. Местные жители, которые привыкли переходить дорогу по «зебре» и знают, что все их обязаны пропускать, сохраняют прежнюю привычку, не обращая внимание на то, что в этот момент может гореть запрещающий сигнал. В это время водитель смело едет на свой зеленый и не ожидает, что на «зебру» может выскочить пешеход.

Нередко аварийные ситуации возникают из-за плохой видимости. Дорожные знаки оказываются закрыты растительностью, а разметка на дороге частично стирается или ее просто заметает снегом. Пешеход, опять же, считая, что его обязаны пропустить, переходит дорогу, не замедляя шага, при этом водитель, не видя предупреждающих знаков, допускает наезд. Кого винить в подобных ситуациях: неграмотного и самоуверенного пешехода; невнимательного водителя; дорожных работников, не следящих за вверенной им территорией, или коммунальщиков зеленстроя?

Значительно снизить отрицательную статистику по числу ДТП на «зебре» можно путем внедрения новых технологий, в числе которых размещение проекционного пешеходного перехода. Кстати, один из таких уже появился в начале этого месяца в НурСултане. «Зебра» установлена возле здания столичного цирка на нерегулируемом пешеходном переходе. Проекция «зебры» осуществляется за счет световых ламп и датчиков, установленных на консоли пешеходного перехода. Как только появляется пешеход, лампы автоматически включаются.

«Если данный вид освещения покажет свою эффективность и надежность, технология будет рассмотрена к применению в городе на тех участках дорог, которые являются наиболее аварийно-опасными», пояснили в управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры акимата. На самом деле эта практика применяется во многих странах мира уже давно, так что пилот в этом вопросе – излишество.

Преимущества такой разметки очевидны, она не сотрется со временем, хорошо заметна ночью и при любой погоде. Здесь нужно понимать, что проекционная разметка не заменяет традиционную, а дополняет ее. То есть в случае выхода устройства из строя пешеходный переход не исчезнет полностью, просто его будет видно гораздо хуже, как на всех остальных перекрестках.

С технической точки здесь нет каких-то больших сложностей или необходимости проведения сложных коммуникаций. Работает такая «зебра» от питания обычного электричества, которое подается в гобопроектор. Это обобщенное название оборудования, позволяющее демонстрировать статичное изображение высокого качества и яркости. К слову, такие проекторы мы привыкли видеть в рекламе, когда, прогуливаясь в ТРЦ, натыкаешься на проекцию с изображением пиццерии или какого-нибудь бутика, которая вращается на полу, стене или потолке. Здесь же применение гобопроекторов несет более практичный характер.

Смартфонные зомби

Световые и проекционные индикаторы уже давно будоражат фантазию инженеров, желающих применить их в реальной жизни. Еще в 2015 году в Корее предприняли попытку разработки 3D-светофора, который в теории представляет собой проекционную стену, условно преграждающую путь автомобилисту, эмитируя при этом силуэты переходящих людей. Но до реализации дело так и не дошло, поскольку из-за неполной прозрачности ухудшалась видимость происходящего за «стеной». Такой светофор стал бы серьезной помехой для водителей специального автотранспорта, например, скорой помощи. Да и со стороны пешеходов тогда возникли бы новые риски. Скажем, они не смогли бы увидеть, если кто-то решил бы проигнорировать проекционную стену и проскочить на красный... Тогда у пешехода не осталось бы времени для того, чтобы среагировать и отойти с пути лихача.

Такая «стена» при нынешнем развитии технологий действительно крайность. Но если подойти к вопросу без фанатизма, то на свет могут выйти весьма практичные решения.

Так, еще в прошлом году в Красноярске появились «лежачий» светофор и проекционная стоп-линия. В ночное время она дублирует на проезжей части запрещающий сигнал светофора, что привлекает внимание водителей и, как следствие, делает участок дороги более безопасным.

Но это упреждение ориентированно на водителей, в то время как часто наезды происходят по вине самих пешеходов. С каждым годом таких эпизодов становится все больше. Одна из причин роста подобных ДТП уже никак не связана ни с привычками к определенным маршрутам, ни с разросшимися деревьями. Ключевая проблема во все том же прогрессе, а точнее развитии различных социальных сетей, увеличении скорости интернета и всех тех благ, которые все больше приковывают к мобильному телефону.

В Сети можно найти сотни и даже тысячи роликов, где люди, уткнувшись в смартфон, натыкаются на клумбы, падают в бассейны, врезаются друг в друга. Самое страшно то, что и дорогу такие «залипалы» переходят также – опустив голову вниз, с полным погружением в смартфон.

Как раз для того, чтобы уберечь таких смартфонных зомби от попадания под колеса, еще два года назад в немецком городе Аугсбурге установили специализированную светофорную систему Plus Lightlines. Система включает в себя дублирующую цвет классического светофора светодиодную полосу, встроенную в край тротуара у проезжей части. Фактически она прорисовывает красную или зеленую линии под ногами пешеходов. То есть даже если человек не отрывается от мобильного устройства, то периферийным зрением видит проецируемый свет. И, когда горит красный, мозг на подсознательном уровне не дает «зомби» шагнуть вперед. Следом аналогичный опыт переняли в голландском городе Бодегравен-Реувейк. Светофоры, аналогичные Plus Lightlines, сейчас тестируют в австралийском Сиднее и Южной Корее.

К слову, нововведение понравилось отнюдь не всем. Некоторые общественники считают, что установка таких светофоров слишком толерантна по отношению к людям, на которых они ориентированы. Мол, такой шаг как бы поощряет зависимость от мобильных устройств и даже безответственное поведение в общественных местах. Не спорим. Есть доля правды и в этой логике.

Но не слишком ли дорого действовать от обратного проводить воспитательные работы через ДТП, переломы и порчу имущества? И потом, не будем забывать, что при аварии всегда как минимум два участника. А из-за шагнувшего на красный свет «зомби» страдает и водитель автомашины, под колеса которого тот попадает.

Большие перспективы

В целом направление гобопроекторов выглядит сегодня весьма перспективным. Ведь оно позволяет очень оперативно организовывать безопасные участки дороги практически где угодно. Оборудование предельно простое, а на его монтаж уходит не болееодногочаса.Ипотом, отрисовывать на асфальте можно не только «зебру», но и предупреждающие знаки, такие как «осторожно дети», знак ограничения скорости и прочие.

Если посмотреть на вопрос шире, то мы увидим, что проекциями увлеклись не только дорожники, но и производители автомобилей. Сейчас все больше крупных компаний старается внедрить в свои автомобили технологии дополненной реальности. Ранее один из корейских автогигантов представлял технологический стартап WayRay на CES рабочий прототип навигационной системы с голографической дополненной реальностью. Возможности проекционного дисплея, транслирующего стереоизображение непосредственно на дорогу, позволяет создавать виртуальную область. На нее в режиме реального времени проецируются подсказки навигации и информация от электронных систем помощи водителю. Например, уведомления при смене полосы движения или опасном сближении с впереди идущим автомобилем.

Картинка транслируется непосредственно на дорогу на расстоянии 15 метров от глаз водителя и автоматические подстраивается под угол обзора. При этом само изображение проецируется через лобовое стекло, а не выводится на него с помощью ЖК-дисплея. В будущем проекционный дисплей сможет выделять людей, велосипедные полосы и пешеходные переходы. Кроме того, используя технологию V2X, система покажет информацию о погодных условиях и состоянии дороги, а также уведомит о скором переключении светофора.

Эволюция в сфере безопасности дорожного движения наверняка еще удивит нас технологическими новинки, но насколько бы далеко ни шагнуло развитие, важно помнить: автомобилю, движущемуся со скоростью 60 километров в час, для полной остановки нужно около 16 метров, а с учетом времени на реакцию, если оно составит не более одной секунды, оно увеличивается до 32 метров. В свою очередь пешеходу, чтобы избежать трагедии, порой достаточно сделать всего один шаг назад.