В каких госорганах чиновники и госслужащие сами просят казахстанцев о взятке

Исполнительный директор Transparency Kazakhstan Ольга Шиян презентовала результаты исследования «Мониторинг состояния коррупции в Казахстане за 2020 год», реализованного при содействии Программы развития ООН в Казахстане.

Эксперты Transparency Kazakhstan опросили 9 000 респондентов на уровне городов, областных и районных центров и изучили 1 347 обращений, поступивших на портал «Открытый диалог».

Методология основана на двух глобальных исследованиях Transparency International – Барометра мировой коррупции, замеряющего коррупционный опыт у населения и Индекса восприятия коррупции, оценивающего актуальность темы коррупции в общественном дискурсе.

Результаты опроса населения показали, что 11,3% респондентов столкнулись с коррупцией при обращении в государственные органы. По сравнению с 2019 годом наблюдается снижение числа попаданий респондентов в коррупционные ситуации на 2,1%. 

В региональном разрезе чаще респонденты сталкивались с необходимостью прибегать к неформальным способам в Жамбылской, Атырауской, Алматинской, Карагандинской, Кызылординской, Западно-Казахстанской областях.

По сравнению с 2019 годом, список госучреждений, в стенах которых происходили неформальные случаи, сохранился и пополнился ЦОНами. Наиболее коррумпированными организациями, по отзывам респондентов, столкнувшихся с коррупцией, стали государственные поликлиники и больницы, полиция, управления земельных отношений, ЦОНы, государственные детские сады, государственные вузы. На долю этих 6 учреждений приходится две трети всех отмеченных случаев коррупционного взаимодействия граждан с государственными органами.

Инициаторами неформального решения вопросов чаще выступали чиновники - 43,9%. Заметно увеличилась инициатива со стороны посредников: если год назад на их долю приходилось 18,1% случаев, то в 2020 году уже приходится 24,4% случаев. При этом, посредниками выступали знакомые (42,0%), «помогайки» (21,5%), другие работники этого же ведомства (21,5%).

«За год доля посредников в коррупционных сделках выросла на 6%, что связывали с неопределенностью и отсутствием внятных разъяснений властей в период карантина», - отметила О.Шиян, указав, что в 67,9% случаях респонденты соглашались на такой способ решения вопроса, но если сравнить динамику с 2019 годом доля соглашающихся уменьшилась на 5%.

Эксперты описали 72 повода, озвученных респондентами, из-за которых они соглашались на коррупцию. Основными поводами выступали необходимость получить лечение/направление на лечение (12,7%), устройство на работу (10,1%) и ребенка в детский сад (6,1%), решить земельный вопрос (5,7%), получить справку из ЦОНа (5,1%) или закрыть сессию (4,4%).

Ответы респондентов, имевших коррупционный опыт, показали, что договоренности о неформальном решении вопроса заключались в подавляющем большинстве со специалистами (40,3%) и заместителями руководителей (17%).

В 71,3% случаев коррупционная сделка заключалась на основании финансового расчета (средний размер платежа – 40 196 тенге, что на 9 тысяч тенге меньше, чем в 2019 году), в 12,3% - на основании взаимных услуг.

Наибольшее доверие среди опрошенных граждан заслуживали Президент (70%), Агентство по противодействию коррупции (63%), Правительство (59%), Агентство по делам государственной службы (55%), Партия «Nur Otan» (53%). Также около 60% опрошенных казахстанцев сообщили, что готовы оказать содействие в борьбе с коррупцией.

Результаты опроса предпринимателей показали, что 8,2% при обращении в госорганы (2019 году – 9,2%) столкнулись с необходимостью решать вопрос неформальным путем. 

В региональном разрезе наиболее коррумпированными оказались гг. Нур-Султан, Шымкент, Акмолинская, Павлодарская, Кызылординская, Карагандинская, Жамбылская, Алматинская, Западно-Казахстанская области.

Чаще других в коррупционную ситуацию предприниматели попадали в налоговой, противопожарной службах, управлении земельных отношений, градостроительства и акиматах в целом.

Инициаторами неформального решения вопросов чаще выступали сотрудники ведомств (49,4%), сами предприниматели (26,4%). На долю посредников приходится 24,2% случаев. По мнению 21,6% опрошенных, работники госоргана превышали свои полномочия, еще 9,1% - занимались прямым вымогательством.

В 57,9% случаев договоренности были достигнуты со специалистами, в 7% - руководителями отделов и 9% - первыми руководителями организаций.

Эксперты описали более 40 уникальных поводов о причинах коррупционной сделки. Среди них оказались сдача годового отчета по налогам (9,0%), нарушения самих респондентов – предпринимателей (8,4%), решение земельных вопросов (7,3%) и т.д.

На долю неформальных сделок, заключенных через посредника, приходится 44,7% случаев. В роли посредников выступали знакомые (33,3%), «помогайки» (23,5%), а также влиятельные люди (19,6%).

В 67,5% случаев коррупционная сделка была заключена на основании финансового расчета, (средний размер платежа - 42 297 тенге, в 2019 - 72 390), в 23,7% - взаимной услуги.

«Общее восприятие коррупции в стране в целом благоприятное: 80,8% опрошенных согласны и скорее согласны с тем, что предприниматель может, не давая взяток, развивать свой бизнес в месте проживания», - отметила О.Шиян.

По мнению предпринимателей, уровень эффективности антикоррупционной политики государства по сравнению с прошлым годом практический остается на том же уровне. При этом на 4% больше респондентов, чем в предыдущем году, придерживается точки зрения, что государство не совсем справляется по борьбе с коррупцией (31,7%).

63,8% предпринимателей декларируют участие в мероприятиях по борьбе с коррупцией. Самые популярные формы противодействия коррупции у предпринимателей – отказаться от дачи взяток и незаконных платежей (73,7%) и повышать уровень информированности своего окружения о последствиях коррупции (34,1%). 

Результаты анализа жалоб с портала «Открытый диалог» показали, что чаще всего заявители обращались с жалобами на блоги Председателя Агентства по противодействию коррупции министров внутренних дел, финансов, здравоохранения, юстиции, труда и социальной защиты и Председателя Комитета государственных доходов МФ РК, министра цифрового развития. На уровне местных исполнительных органов жалобы чаще поступали на блог-платформы акимов Алматинской и Павлодарской областей, г. Алматы.

На следующие госорганы заявители сообщали чаще: полиция; акимат района; государственные больницы и поликлиники; налоговый департамент; частные судебный исполнители. На долю этих 5 учреждений приходится две трети всех отмеченных случаев коррупционного взаимодействия граждан с государственными органами.

С точки зрения заявителей, которые в своих обращениях сообщили, что при обращении в государственные органы столкнулись с коррупцией, инициаторами неформального решения вопросов чаще выступали работники учреждений, чем граждане – 43,4% против 14,6% (в 2019 году 62,1% против 6,8% соответственно). На долю посредников приходится 27,8% (в 2019 году - 31%) случаев.

При этом госорганами, в которых инициаторами выступают сами граждане, были обозначены акимат и прокуратура.