Озеро, которое дышит. Есть ли опасность обмеления Каспийского моря?

«Судьба Каспия уже предрешена — море опускается на 6-7 сантиметров в год», — с таким посылом вышла статья в журнале, издаваемом ведущим международным научным изданием Nature. Действительно ли Каспий ждет судьба Арала или эксперты поторопились с выводами?

Озеро, которое дышит. Есть ли опасность обмеления Каспийского моря?

Теория хаоса

Каспий по праву можно считать уникальным водоемом, и на это есть ряд веских причин. Во-первых, ученые и политики продолжают спорить о том, что такое Каспий — море или озеро? Для географов ответ однозначен, поскольку, если следовать их терминологии, водоем, не имеющий выхода к океану, не может считаться морем. С другой стороны, его размеры просто колоссальны. Каспий в два раза больше Эгейского моря и превосходит даже Черное море. Хотя Черное море больше Каспия на 12 процентов, при этом береговая линия Каспия — 7500 километров, в свою очередь Черное море окантовывает нить длинной всего 3400 километров.

Во-вторых, Каспий — уникальный источник биоресурсов, не имеющий аналогов в мире. В нем сосредоточено до 80 процентов мирового запаса рыб семейства осетровых. А это драгоценная, по современным меркам, черная икра. Ихтиофауна Каспия насчитывает около 150 видов и подвидов рыб, а также большой генофонд другой живности, сохранившейся только в Каспийском море.

В-третьих, на Каспии активно ведется добыча углеводородов. Этот процесс, к слову, также добавляет масла (а точнее нефти) в огонь относительно споров о классификации водоема, поскольку в зависимости от определения (море или озеро) меняются правила, условия и допуски для разработки и добычи полезных ископаемых.

Потеря Каспия, если таковую допустить, действительно станет катастрофой планетарного масштаба, которая ударит не только по биоразнообразию, но и по экономикам многих стан. Так что же говорят эксперты?

Группа ученых под руководством Матиаса Пранге из Университета Бремена привела в своей работе, опубликованной в Communications Earth & Environment, наглядный пример того, что некоторые секторы Каспия к концу этого века будут похожи на то, что осталось от Аральского моря.

«Уровень воды в Каспийском море, по прогнозам, упадет на 9-18 метров при сценариях со средними и высокими выбросами (речь о парниковых газах. — Прим. ред.) до конца этого столетия, что будет вызвано значительным увеличением испарения с поверхности озера, которое не будет уравновешиваться увеличением речного стока или осадков. Согласно этим новым прогнозам, снижение уровня Каспийского моря в XXI веке будет примерно вдвое больше, чем предполагалось предыдущими климатическими моделями. Вследствие снижения уровня воды на 9-18 метров оголится дно обширного северного шельфа Каспийского моря (а это больше половины акватории казахстанской части Каспия. — Прим. ред.), туркменского шельфа на юго-востоке и всех прибрежных районов в средней и южной частях Каспийского моря. Кроме того, полностью высохнет залив Кара-Богаз-Гол на восточной окраине моря. В целом, если снижение уровня воды достигнет девяти метров, то площадь Каспийского моря сократится на 23 процента, а если 18 метров — на 34 процента».

Если принять эту карту как данность, то последствия могут иметь необратимый характер. Дело в том, что глубина Каспия неравномерна и колеблется от 25 метров от уровня его поверхности в северной ее части до 1025 метров — в Южно-Каспийской впадине. Вся рыба поднимается на нерест в северную часть, а отдельные особи уходят выше по Волге. Потеря нерестилищ может привести к фатальным последствиям.

Черная дыра Каспия

Другой вопрос — насколько глубоки заключения о неминуемых потерях объема водоема. Ведь уже был опыт, когда расчеты экспертов оказывались ошибочными, а последствия попытки предотвращения потерь воды приводили к экологическим катастрофам.

Самый яркий тому пример можно было наблюдать в конце 80-х — начале 90-х годов, когда провели неудачный «эксперимент» с озером (в некоторых источниках его называют заливом) Кара-Богаз-Гол. Этот водоем, расположенный на территории Туркменистана, не менее интересен, чем сам Каспий.

Каспийское море и залив Кара-БогазГол разделяет узкая коса, но самое интересное, что залив расположен на 4,5 метра ниже уровня самого Каспийского моря. По сути, вода из Каспия с высокой скоростью сливается в Кара-Богаз-Гол через небольшой пролив в косе. Из-за большого перепада в уровне скорость течения составляет от одного до трех метров в секунду, что приводит к формированию подводных водопадов.

Особенность Кара-Богаз-Гола в том, что вода из залива никуда не уходит, 10 тысяч квадратных километров водной площади в большей своей части окружены песками пустыни Каракум. Утекать ей некуда. В итоге соленая морская вода, пополняющая озеро, просто испаряется, оставляя после себя тонны соли. Вода в заливе Кара-Богаз-Гол примерно в 30 раз более соленая, чем в самом Каспийском море, — выжить в ней невозможно, поэтому вся рыба, которая туда попадает, неминуемо гибнет.

Пейзаж залива Кара-Богаз-Гол представляет собой настоящие соляные дюны. Соль кристаллизуется везде — берега озера выглядят словно заснеженными, на прибрежных кустах образуются «сосульки» из соли, соль в определенное время можно просто собирать лопатами, как обычный песок.

Но сейчас не об этом.

Начиная с 1940 года Каспий стал мелеть, вода убывала, и в Советском Союзе придумывали способы, как спасти ситуацию. Идей было много — даже думали повернуть к Каспию сибирские реки. К слову, отчасти это было идеей и для спасения Аральского моря, которое именно тогда активно высыхало. И одним из предложений было перекрытие пролива на косе между Кара-Богаз-Голом и Каспием. Ученые посчитали, что перетекание воды в залив является ключевой причиной обмеления Каспия.

В итоге к реализации проекта приступили в 1980 году — тогда была сооружена простейшая насыпная дамба. После появления дамбы залив, ставший озером, закономерно стал пересыхать, ветер нанес песка, засыпав обнажившиеся залежи соли, при этом разнося и саму соль. Соляные бури стали причиной загрязнения пресной воды, а также почвы на сотни километров вокруг, на бывших пастбищах стало невозможно пасти овец, был отмечен падеж скота — по сути, случилась экологическая катастрофа.

Поняв ошибку, сначала в дамбе проложили трубы, чтобы вода из Каспия понемногу шла в озеро, но затем — почти сразу после развала СССР — власти Туркменистана взорвали дамбу. Озеро Кара-Богаз-Гол вернулось к своему прежнему состоянию, что вернуло и экологическую ситуацию на прежний уровень.

Самое интересное, что все эти манипуляции с перекрытием воды не оказали никакого влияния на изменение уровня воды в Каспие. Если внимательно изучить инфографику заполняемости Каспийского моря, можно увидеть, что падение уровня, начавшееся в 1940-х, прекратилось в 1977 году, а к 1980-му (когда построили дамбу) уже наблюдалась положительная динамика, то есть увеличение уровня. Естественно, эксперты записали это «достижение» на свой счет. Однако никакой связи с возведением дамбы по факту не было. Это подтверждает и тот факт, что после подрыва дамбы в 1992 году падения уровня воды в Каспии не произошло, а наоборот, прирост продолжился и сохранял свои темпы до 1997 года, после чего вновь пошел на спад.

Профанация — и точка

Как показывает практика, антропогенный фактор, если и оказывает влияние на уровень воды в Каспийском море, то он весьма незначителен. При этом само море уже давно прозвали пульсирующим или дышащим. То есть уровень воды в нем подвержен резким колебаниям, причем они асинхронны, синусоида может быть величиной всего в десять лет, а может растянуться и на целое столетие. Еще в середине прошлого века великий ученый Лев Николаевич Гумилев писал о том, что уровень воды в Каспийском и других закрытых водоемах зависит в первую очередь от солнечной активности. Дело в том, что теплый и влажный воздух, который приносят циклоны с Атлантического океана, может иметь как минимум два возможных направления движения.

В первом случае, при относительно малой солнечной активности, циклоны проходят над Средиземным и Черным морями, над Северным Кавказом и Казахстаном и задерживаются горами Алтая и Тянь-Шаня, где влага выпадает в виде дождей. При таком сценарии развития событий увлажняются степи, пустыни наполняются зеленью. При этом растет уровень воды Балхаша и Аральского моря, которые подпитывают степные реки. При этом Каспийское море, которое питается преимущественно Волгой, мелеет.

Во втором случае, когда солнечная активность увеличивается, путь циклонов как бы смещается на север и проходит через Францию, Германию, Среднюю Россию и Сибирь. Тогда степи высыхают, Балхаш и Арал мелеют, а Каспийское море, наоборот, наполняется водами полноводной Волги.

То есть то, что сейчас Каспий мелеет — не является катастрофой и поводом для беспокойства. Падение движется согласно своему естественному циклу.

Еще в 2017 году об аналогичной публикации западных экспертов в Geophysical Research Letters достаточно резко высказался доктор географических наук Алексей Беляков. Он сказал, что американские географы сеют панику на пустом месте.

«Каспийское море — уникальнейший водоем, потому что он постоянно дышит, и интервалы этого дыхания крайне неритмичны — от нескольких десятилетий до нескольких столетий. Поэтому делать прогноз на 75 лет вперед — это абсолютнейшая профанация. Она основана на идиотском предположении, что нынешнее снижение уровня моря будет непрерывно продолжаться до конца века. Но так могут думать только кретины, ни разу в жизни на берегах Каспия не бывавшие», — заключил Беляков.

За минувшие тысячелетие Каспийское море дышало, причем очень глубоко. Сейчас уровень водоема сохраняется в пределах 27 метров ниже уровня Мирового океана. При этом в XI-XIII веках его уровень опускался до отметки -34 метра, а подъемы доходили до отметки -22 метра дважды — в XIV и XVIII веках. Несмотря на столь чувствительные перепады, Каспийское море полностью не пересыхает уже 13 миллионов лет, так что прогнозы, основанные исключительно на теории глобального потепления, вряд ли способны отразить то, по какому сценарию будет развиваться тот или иной водоем в будущем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру