Что изменится в правилах медосвидетельствования в Казахстане

С 10 декабря 2020 года вступили в силу обновленные правила проведения медицинского освидетельствования «на алкоголь»: теперь «допустимых» 0,5 промилле в документе нет. Что это — очередной шаг в борьбе с нетрезвыми водителями или еще одна возможность вытянуть из казахстанских автомобилистов побольше денег?

Что изменится в правилах медосвидетельствования в Казахстане

Предельный градус

Казахстанцам «разрешили» немного «выпивать за рулем» в 2017 году, во всяком случае так посчитали многие из автомобилистов. Тогда вопреки многим критикам резкого скачка, то есть роста числа пьяных водителей, не произошло, при этом изменилась в лучшую сторону общая статистика по числу ДТП. Некоторые эксперты объясняют это явление тем, что в результате того нововведения (о нем мы подробнее скажем чуть ниже) в дорожном трафике немного спало напряжение, ушел страх быть пойманным и наказанным за то, что вчера вечером выпил пару рюмок коньяку. Сразу сделаем оговорку, что речь о добросовестных гражданах, а не о тех, кто садится за руль даже в таком состоянии, когда не способен стоять на собственных ногах.

На самом деле к практике «допустимых» промилле прибегают во многих странах мира. Правда, пределы эти прилично разнятся. Например, в Канаде и США эти пределы достаточно высокие, но там действует оговорка «в зависимости от провинции/ штата», ведь и Канада, и в особенности США известны тем, что законодательство неоднородно и в разных регионах страны требования к гражданам могут заметно различаться. Если же смотреть в общем, то в Канаде «допустимое» содержание варьируется от 0,4 до 0,8 промилле, а в США — чуть выше, от 0,5 до 0,8. В Англии все едино — до отметки 0,8 можно пить смело, но злоупотребление и превышение этого предела сулят тяжелыми последствиями: попавшись пьяным за рулем, тут можно непринужденно загреметь в тюрьму. Что касается размеров штрафов, то, например, в штате Нью-Йорк первое задержание за вождение в нетрезвом виде обойдется нарушителю в сумму от 500 до 1000 долларов, второй арест за аналогичное нарушение в течение десяти (!) лет с момента первого влечет за собой штраф от 1000 до 5000 долларов, к которому прибавляется не менее 10 суток тюрьмы и 60 дней общественных работ. В случае с третьим арестом в пьяном виде штраф возрастает до суммы от 2000 до 10 тысяч долларов, а тюремный срок в зависимости от решения суда может составлять от 10 дней до семи лет.

В европейских странах тоже очень большой разбег по «допускам». Например, в Чехии и Словакии нулевая терпимость к пьянству за рулем и показатель даже в 0,1 промилле уже повлечет за собой серьезные последствия. А в Швеции и Норвегии полицейские немного добрее — вас отпустят и пожелают хорошей дороги, если показатель алкотестера не превысит 0,2 промилле.

В Германии, Португалии, Италии и практически во всех других европейских странах допустимая норма составляет 0,5 промилле. Но если злоупотребить нормой и степень опьянения составит от 0,5 до 1,09, то сумма штрафа будет около 500 евро. Если степень опьянения выше, то автолюбителю придется расстаться с водительским удостоверением на шесть месяцев и заплатить штраф, который может исчисляться тысячами и даже десятками тысяч евро. Повторное аналогичное нарушение чревато уголовным наказанием.

В таких экзотических странах, как Конго и Ангола вовсе нет ограничений — пей и катайся сколько угодно, если есть на чем. Но у них, откровенно говоря, и без того хватает забот, многие из которых посерьезнее объема содержания алкоголя в крови.

Откуда звон?

Для чего вообще нужны допустимые промилле? Ответ на этот вопрос можно найти в книгах по анатомии человека. Дело в том, что наш организм в определенных условиях самостоятельно может вырабатывать «алкоголь». Точнее, схожие с ним вещества, которые объясняются некоторыми химическими процессами. Это происходит во время приема и переваривания различной пищи. Также алкотестер может «заверещать», если принять определенные лекарства, что по большому счету не приводит к опьянению человека, но переводит его в зону риска.

Вот и получается, что человек трезв, не употреблял ни капли алкоголя на протяжении месяца или даже большего срока, а алкотестер выдает положительный результат и определенный процент промилле... Как быть в такой ситуации — казнить или помиловать?

Если в странах Европы и США законодательство может защитить честного автолюбителя, то в странах СНГ аналогичная ситуация нередко приводит к проявлению коррупции на разных этапах процесса освидетельствования. Причем как со стороны полицейских, так и со стороны водителей. Не секрет, что даже кумыс или квас могут дать положительный результат, при этом сами напитки алкогольными не являются. А спорная ситуация налицо.

На протяжении последних трех лет выходило много материалов и передач на эту тему. Практически всегда рассматривали опыт развитых стран и обсуждали способы решения задач, возникающих вследствие применения тех или иных норм. Однако нередко из фокуса выпадало самое главное — Закон запрещает садиться за руль, если водитель употребил алкоголь! Так что, если кто-то раньше и считал, что можно выпить бокал вина, а в случае остановки полицейским уверенно заявить ему об этом, сославшись на «допустимые 0,5», то он попросту заблуждался.

Наличие допустимой нормы не является разрешением употребления алкоголя даже в незначительном количестве. И дело здесь в том, что 0,5 промилле — единица на первый взгляд вполне четкая, у каждого человека может быть достигнута от разного объема выпитого спиртного. Есть средние значения. Например, рюмка водки дает 0,5 – 0,6 промилле, а бокал вина или кружка пива – 0,2 или 0,3. Но равнять это на всех и каждого нельзя. Все зависит от массы тела и того, насколько быстро организм способен вывести спирт. Если у одного человека бокал вина покажет 0,2 промилле, то у другого может выдать уже 0,4!

Собственно, термина «допустимые промилле» в Казахстане не существовало и ранее. Действительно, в редакции Правил проведения медицинского освидетельствования, утвержденных в стране в 2017 году, в качестве приложения приводили таблицу содержания алкоголя в крови. Согласно этой таблице легкое опьянение диагностируют при содержании алкоголя от 0,5 до 1,5 промилле, среднее — от 1,5 до 2,5, сильное — от 2,5 до 3,0 и тяжелое — свыше 3,0. То есть при показаниях алкотестера до 0,5 промилле водитель как бы считался трезвым. Отсюда и пошло расхожее мнение про «допустимые нормы», которое по факту является заблуждением.

Подчеркнем, как раньше, так и сейчас, полицейский имеет полное право отвезти водителя на медосвидетельствование даже в том случае, если алкотестер показал меньше 0,5 промилле, но при этом водитель вызывает подозрения.

Не те 50

Все дело в том, что количество алкоголя в выдыхаемом воздухе никогда не было основой медицинского заключения, а использовалось лишь как дополнительный инструмент. А отказавшись от медосведетельвования, водитель автоматически признается «пьяным», что приводит к лишению прав сроком до семи лет, а также административному наказанию в виде ареста на 15 суток.

В обновленных правилах методы проверки водителей на алкоголь или наркотики остались прежними. Основой заключения являются данные клинического обследования в виде комплексной оценки психического и соматоневрологического состояния (внешний вид, поведение, состояние сознания, речь, устойчивость в позе Ромберга). Дополнительно делают анализ выдыхаемого воздуха, а в спорных случаях берут еще и анализы крови или мочи.

То есть если в крови или выдыхаемом воздухе алкоголь обнаружен, но при этом водитель ведет себя адекватно и спокойно проходит все тесты медиков, в заключении пишется, что он пил, но при этом трезв. И, соответственно, наказанию не подлежит. Если же опьянение все-таки выявлено, у несогласных водителей есть два часа, чтобы пройти независимую экспертизу и попытаться доказать, что были трезвы. К слову, освидетельствование проходят только в государственных медучреждениях. Показания полицейского алкотестера, если вас вдруг остановили для проверки на дороге, еще не вердикт, но уже повод предложить прокатиться на медосведетельствование.

В целом за последний год казахстанцы стали ездить намного спокойнее, что, скорее всего, вызвано увеличением камер наблюдения в большинстве крупных городов страны. Так, согласно статистике, с начала 2020 года в Казахстане сократилось количество ДТП практически на четверть. По информации заместителя председателя Комитета административной полиции МВД РК Серика Тусупова, за девять месяцев этого года на дорогах страны произошло 8933 дорожно-транспортных происшествий, в которых 1265 человек погибли и 11 780 получили ранения. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечают снижение количества ДТП на 22 процента, числа погибших — на 19 и раненых — на 23. Вместе с тем показатели аварийности с участием несовершеннолетних снизились в среднем на 30%.

«Основными причинами совершения ДТП по-прежнему остаются нарушения правил дорожного движения. Треть всех ДТП происходит по причине превышения скоростного режима — это 2833 ДТП, в которых 527 человек погибли и 3918 получили ранения. Четверть всех погибших и раненых в ДТП составляют пешеходы. Погибли 344 человека, или 24 процента, 2897 получили ранения, или 27 процентов», — привел статистику Тусупов.

С начала года сотрудники полиции задержали 13 тысяч водителей за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, еще 15 тысяч человек лишены по решению суда водительских прав и 12,5 тысячи нарушителей ПДД подвергли административному аресту.

Как показывают цифры, полицейские выявляют более 50 пьяных водителей ежедневно, что не может не настораживать. На самом деле сложно представить ситуацию, в которой человек не смог расстаться с машиной перед тем, как «оторвать» рюмку от стола, но, если это и произошло, нет никакой необходимости садиться за руль подшофе. Сейчас существует множество сервисов из разряда «трезвый водитель», которые могут помочь с доставкой и автомобиля, и его владельца. Пьяный за рулем — преступник.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру