Когда «Сергек» штрафует не по закону

Камеры наблюдения за дорожным трафиком стали немного «умнее» и теперь способны «высматривать» не только тех, кто проезжает на запрещающий знак светофора или пренебрегает стоп-линией, но и маневрирует между полосами там, где это запрещено. Увы, карает это «всевидящие око» и тех, кто невиновен. Как оспорить решение беспринципного стража с холодным электронным сердцем?

Когда «Сергек» штрафует не по закону

Звонок другу

О невероятном потенциале комплексов видеонаблюдения «Сергек» говорили с момента их первой презентации. В теории они могут фиксировать не только классические нарушении ПДД, но и замерять температуру, уровень токсичности и, возможно, даже распознавать лица. В Нур-Султане, а тогда еще Астане, «Сергек» начали устанавливать летом 2017 года, а уже в сентябре того же года запустили процедуру возбуждения административных дел по фактам нарушений ПДД, зафиксированных камерами. Алматинцы впервые увидели эти яйцевидные камеры летом 2018 года — это был пилотный проект, который с 2019-го заработал уже в общей системе, выписывая штрафы всем, кто совершает грубые (и не очень) нарушения.

В целом эффект от увеличения числа камер на перекрестках оказался положительным. Полицейские с завидным постоянством начали рапортовать о значительном снижении аварийности на тех или иных перекрестках, как только там устанавливают камеры. И действительно, по крайней мере, переезжать стоп-линию в Алматы перестали. Штраф в три МРП (8334 тенге) действительно дисциплинирует, тем более что за повторное нарушение в течение года придется заплатить уже 10 МРП (27 780 тенге). Соблюдают ПДД не все, но большинство водителей — точно. В небольшой процент нарушителей, которые продолжают ездить, как им вздумается, скорее всего вошли те, у кого были связи с нужными людьми.

Напомним, в конце октября 2020 года представители Антикоррупционной службы заявили о раскрытии в Нур-Султане преступной схемы, в рамках которой из базы данных удаляли штрафы, снятые камерами «Сергек». Махинациями занимались несколько сотрудников Центра оперативного управления (ЦОУ) Нур-Султана.

Со слов руководителя департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Нур-Султану Шынгыса Кабдулы, возбужден ряд уголовных дел в отношении полицейских, которые систематически искажали данные, поступающие в Единый реестр административных производств (ЕРАП) с камер «Сергек», и уводили правонарушителей от ответственности.

Здесь стоит вспомнить принцип работы камер «Сергек». После фиксации нарушения ПДД информация с камер поступает в ЦОУ, там сотрудник полиции проверяет полученные данные, и если считает, что система отработала корректно, то данные отправляет в ЕРАП, а предписание — нарушителю ПДД. Если же нарушение ошибочно, то он отменяет его, при этом, в теории, указывая причину вынесенного вердикта. Все также, в теории, все эти действия должны совершаться с помощью электронной цифровой подписи. А все «корректировки» сохраняются в отдельной базе. Другими словами, аннулируя чьи-то «грехи», полицейский добровольно кладет свою голову под гильотину правосудия.

Однако это не помешало только одному сотруднику ЦОУ удалить из системы 268 штрафов на сумму, превышающую три миллиона тенге. Подчеркнем, это данные только по одному сотруднику, чье дело уже передали в суд. Общее же количество «пропавших» штрафов специалистам Агентства по противодействию коррупции только предстоит выяснить. В списке подозреваемых значатся еще шесть человек. То есть если и у них были аналогичные аппетиты, то речь может идти о сумме около 18-20 миллионов тенге в виде неоплаченных (удаленных) штрафов. Очевидно, имея таких «друзей» в полиции, можно позволить себе не только наезд на стоп-линию, но и превышение скорости, а может, и езду по встречной полосе. И сколько еще таких оборотней в погонах доблестно трудится во благо конкретных личностей — вопрос открытый.

Показательная порка, которая, как нам кажется, обязательно состоится, должна отбить желание злоупотреблять служебным положением у каждого инспектора. Это правильно. Но что если речь идет не о конкретных личностях, которые по каким-то причинам (возможно, имея личную выгоду) удаляли штраф из базы, а о полноценной «системе»? Если они выполняли приказ сверху? То есть полицейские осознавали, что идут на преступление, но у них попросту не оставалось выбора... Наталкивает на такого рода предположения и тот факт, что, вычислив нечестных на руку полицейских, почему-то ничего не говорится о тех людях, кому эти штрафы «прощали». Ведь было четко определено число правонарушений и оглашена сумма «ущерба», а значит, следствию известны все эпизоды нарушения ПДД и их «авторы». Вероятно, правильнее было бы привлечь самих правонарушителей, а не «вешать» всю ответственность вопиющего инцидента только на инспекторов, из которых сейчас делают мальчиков для битья?!

Люди должны знать героев в лицо! Нет, не только тех, кто удалял записи, но и тех, кто сознательно нарушал ПДД, а потом также сознательно кого-то просил провести «генеральную уборку» в полицейских базах. По факту именно водители-нарушители являются инициаторами, а значит, и причиной. А то, что кто-то злоупотреблял положением — это уже следствие, которого не было бы без той самой причины. Будем надеяться, что общественность узнает о подробностях этого разбирательства и к ответственности будут привлечены все причастные.

Мы же вернемся к той группе водителей, которые не нарушают ПДД, во всяком случае не делают это целенаправленно и осознанно.

Правила — старые, штрафы — новые

Сравнительно недавно функционал алматинских «Сергеков» расширили, и они начали «видеть» нарушение пересечения дорожной разметки. В частности, перестроение из одной полосы в другую там, где это ПДД запрещено.

Рассмотрим классический пример разметки с движением в одном направлении, где есть две полосы и более. На всей протяженности такие полосы разделены короткой пунктирной линией — ее пересекать можно в любом направлении. Но по мере приближения к перекрестку пунктир сменяется другим, длина штрихов которого в три раза длиннее промежутков между ними. Это линия приближения. Такой пунктир также можно пересекать в любом направлении, но он «предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений», говорится в разделе «Дорожная разметка и ее характеристики» ПДД РК.

В свою очередь разметка «1.1» — это сплошная линия, которую наносят не только для разделения встречных потоков, но и односторонних, перед регулируемыми перекрестками, перед пешеходными переходами (зебра), на мостах, развязках и виадуках, а также в ряде других случаев. Пересекать такую линию запрещено!

На дороге нередко бывает ситуация, когда торопыга максимально близко подбирается к перекрестку, скажем, в крайнем левом ряду (откуда поворачивать можно только налево), а потом пытается втиснуться в поток машин, движущийся справа. Знакомо?! А то... Впредь такие маневры будут стоить три МРП (8334 тенге).

Случается и так, что водителя «вынуждает» перестроиться движущийся впереди автомобиль. Например, двигаетесь вы по левому краю (при этом движение разрешено как прямо, так и налево), а водитель перед вами внезапно останавливается и решает, что ему все-таки налево, а не прямо и только потом включает сигнал поворота. Дорожная ситуация и время позволяют сделать маневр на соседнюю полосу и беспрепятственно проехать перекресток. Но! Если вы пересекаете сплошную линию, это нарушение. Впредь в таких ситуациях нужно либо перестраиваться заранее, либо уже стоять в своем ряду до тех пор, пока проезд не освободится.

Стоит признаться, что вина в вышеупомянутых ситуациях все-таки лежит на нарушителях ПДД. Но после активации новой опции «Сергек» в Алматы автовладельцы все чаще стали жаловаться на то, что их оштрафовали незаконно.

Справедливости ради

Простой пример. На обочине стоит автомобиль «на аварийке». Что делать? Конечно, только объезжать. Но и в этом случае, если во время маневра пересечь сплошную, автоматика «Сергек» сработает.

Алматинцы даже уже обозначили конкретный перекресток, где многие водители «попадаются» на «Сергек». Это пересечение Жарокова — Абая. Там, по словам автомобилистов, на северо-западном углу, возле банка, ежедневно встает с включенной «аварийкой» инкассаторская машина. При этом паркуются инкассаторы прямо перед началом белой сплошной между полосами. Поэтому водителям, двигающимся по Жарокова в южном направлении и намеревающимся повернуть направо на проспект Абая, приходится запретную линию пересекать. Камеры, естественно, это видят и фиксируют нарушение.

Что важно! Правилами допускается пересечение линии «1.1» при объезде препятствия. А согласно ПДД РК препятствие для движения — это «неподвижный объект на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе». При этом тут же есть уточнение, которое гласит, что препятствием «...не является затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил».

То есть если автомобиль припаркован на «аварийке», то он, условно, сломан, а значит, является препятствием и никакого нарушения при его объезде нет. Полицейский в ЦОУ обязан это знать и все эпизоды с объездом этого автомобиля аннулировать! «Почему алматинцам приходят такие штрафы?» — вопрос к компетентным органам, экзаменующим инспекторов, которые выносят подобные решения.

Но даже если штраф уже выписан, это не означает, что мнение инспектора-недоучки является безапелляционным. Предписание можно оспорить, но путь этот тернистый и по времени весьма затратный.

Прежде всего нужно иметь на руках предписание (тот самый документ, на котором запечатлен момент нарушения) — его в электронном виде можно скачать на сайте Комитета по специальным учетам и правовой статистике ГП РК. Если есть сложности с доступом к интернету, то можно получить копию предписания в отделе административной практики УАП ДП Алматы, расположенном по адресу: ул. Байтурсынова, 185б (в других городах Казахстана свои отделения, но алгоритм действий аналогичен).

Получив документ, следует обратиться непосредственно в УАП (в Алматы по адресу: ул. Масанчи, 57а), где сдать пакет документов:

1) заявление на имя начальника УАП департамента полиции; его составляют в свободной форме, в документе следует четко обосновать, почему вы считаете, что невиновны;

2) копию предписания с фотографией.

В теории все можно проделать, не выходя из дома, через портал eGov.kz в разделе «Электронные обращения». Там есть возможность прикрепить все файлы, которые могут послужить доказательством невиновности.

Но, начав путь очистки своей совести и истории автомобилиста, следует помнить и о том, что на рассмотрение заявления может уйти до 15 дней, при этом не исключено, что придет отказ в случае, если будет допущена какая-то ошибка. Причину отказа полицейские должны обосновать, и вы сможете подать заявление заново, но льготный период, когда штраф можно оплатить с 50-процентной скидкой, всего семь суток. Поэтому браться за дело стоит только в том случае, если вы уверены в своей невиновности на все 100 процентов.