Когда водитель «созревает» для управления транспортом

Автомобиль считается источником повышенной опасности. Не спорим. Но по этому поводу есть и другое мнение, согласно которому источником этой самой опасности является не сам объект, а человек, который им управляет. Ведь с таким же успехом к источникам повышенной опасности можно отнести разогретый утюг или термос, наполненный кипятком. И тот и другой могут причинить серьезный вред здоровью и даже привести к летальному исходу...

Когда водитель «созревает» для управления транспортом

Раньше во взрослую жизнь

Ведь действительно, машина сама по себе не представляет никакой угрозы, пока за руль не сел человек. С заглушенным двигателем и на парковочном тормозе автомобиль — это безобидная и обездвиженная груда металла. Другими словами, все зависит от профессионализма, стиля вождения, темперамента и опыта водителя. Если обратиться к статистике по ДТП, то в большинстве случаев с уменьшением стажа и возраста кривая частотности страховых случаев существенно растет. Показатели по самым молодым водителям и самым опытным отличаются в десять раз. Но значит ли это, что молодой водитель априори рано или поздно должен ударить машину? Понятно, опыт, как правило, приходит с практикой. Конечно, так бывает не всегда, иногда практика остается в одиночестве, но в большинстве своем — чем больше человек наматывает моточасов, тем лучше «чувствует» дорогу. Это подталкивает на мысль, что лучше приступать к курсам по вождению как можно раньше... И вот это главный вопрос: в каком возрасте за руль пора, а когда — еще рано?

В Казахстане с момента становления его независимости есть четкий возрастной рубеж — 18 лет, минув который, можно сесть за руль легкового автомобиля. С 16 лет можно получить водительское удостоверение (ВУ) категории «А-1» — легкие мотоциклы с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров максимальной мощностью не более 11 кВт.

Аналогичная норма действует во многих странах СНГ, однако в Узбекистане, например, предложили сместить порог выдачи полноценного ВУ с 18 до 16-летнего возраста. Такое предложение появилось на портале meningfikrim.uz, который является в Узбекистане единой площадкой общественных инициатив, предназначенной для публикации коллективных обращений. Авторы мотивируют это тем, что новшество может простимулировать молодых людей раньше искать работу и становиться финансово независимыми.

Назвать это предложение экстраординарным нельзя, поскольку аналогичные предложения уже не раз поднимали общественность и чиновники в разных странах. И потом, здесь стоит четко разделять, о какой целевой аудитории идет речь. Понятно, что «золотая» молодежь садится за руль, невзирая на установленные правила, и некоторые юнцы допускаются за руль своими родителями намного раньше. Получается, что если изменения примут, то их больше всего прочувствуют люди из среднего класса, а также из малообеспеченных семей. В сельских районах, где зачастую наблюдаются большие проблемы с общественным транспортом и графиком движения, такая возможность может стать определяющей, дав молодому человеку/девушке возможность стать более мобильным.

Понятно, что молодого и неопытного водителя вряд ли возьмут на работу в таксопарк, как в целом и в другую организацию, где нужен шофер. Ведь здесь в первую очередь требуется определенный стаж. Но тут и открывается еще одно преимущество перехода на раннее «созревание» водителя: получив ВУ в 16 лет, к совершеннолетию можно накопить уже два года стажа, что, согласитесь, неплохо и дает молодому человеку больше возможностей.

Восьмиклассники рулят

Дойдет ли это предложение до кабинетов чиновников — покажет время, которого на самом деле осталось не так много. Согласно требованиям, чтобы обращение официально рассмотрели, оно должно набрать не менее 10 тысяч голосов за 90 дней. На момент подготовки материала практически половина отведенного времени уже утекла, а новшество поддержали всего чуть более 1600 человек. При этом более двух тысяч участников голосования нажали кнопку «против».

Активные споры на тему допустимости смещения возрастного порога не стихают и в комментариях к обращению. Там участники разделились на два лагеря: за и против. «Горячий нрав подростков и право на вождение авто — это взрывная смесь. За время карантина с 15 марта в Узбекистане в ДТП погибло в пять раз больше людей, чем от COVID», — утверждает участник Orxideyev Yevgeniy. В этом тезисе, в котором акцент на то, что молодые люди больше склонны к созданию аварийных ситуаций, сформулирована основная позиция тех, кто против снижения возрастного порога. Здесь автор прав, но только в сравнении с водителями старшей возрастной категории. Если же сравнить водителей из категорий 16 и 18 лет, то какова будет разница?! Что касается реакции в экстренных случаях, то никаких исследований о том, что 16-летний человек в психологическом смысле отличается от 30-летнего или 60-летнего, мы не нашли.

В целом эту тему весьма любопытно рассматривать через призму мировой практики, а не ограничивать себя лишь опытом стран СНГ, который отсылает к единым правилам Советского Союза. Они, собственно, и легли в основу создания кодексов и ПДД всех объединенных ранее стран.

Например, в сети можно наткнуться на информацию, что в Великобритании ВУ можно получить уже с 15 лет (!). Это даже ниже порога, обсуждаемого в Узбекистане. Правда, такие сообщения являются правдивыми лишь отчасти.

Если в странах СНГ есть только один формат прав, в которых со временем и набором соответствующего опыта можно открыть категории, разрешающие ездить на легковых, грузовых автомобилях, автобусах, то во многих странах мира этот этап многоступенчатый и в разном возрасте можно получить лишь определенный вид ВУ, который потом можно обменять на ВУ другого, более высокого класса.

Так, в Британии «первые» или временные ВУ действительно можно получить сравнительно рано, только не в день 15-летия, а в 15 лет и девять месяцев, то есть уже практически в 16 лет. При этом первое ВУ дает право на управление исключительно мопедом и легкими квадроциклами. Кстати, даже имея документ на руках, по британским законам за руль можно будет сесть только после наступления 16-летия. А практический экзамен по вождению автомобиля можно сдать только при достижении 17 лет.

В Германии аналогичная ситуация — с 16 лет можно рулить лишь мопедом или легким мотоциклом (объем которого не должен превышать 125 «кубиков»). ВУ категории «В» (легковые машины весом до 3,5 тонны) можно получить через год, с 17 лет, но управлять автомобилем можно только в сопровождении «уполномоченного лица» — человека не моложе 30 лет со стажем водительского удостоверения не менее пяти лет. В одиночку можно колесить после 18-летия.

Один из самых низких возрастных порогов в Америке, но все зависит от законов в конкретном штате, а порой — и в городе.

Например, в Канаде возраст для получения лицензии на вождение автомобиля зависит от провинции: в большинстве своем заявители могут получить ее при достижении 16 лет, но в штате Альберта — с 14. При этом обязательным условием является наличие документа, подтверждающего согласие родителей. Конечно, «молодые» лицензии имеют ограничения, которые позволяют водить автомобиль только в сопровождении опытного водителя и в определенное время суток. Но все-таки фактическая возможность порулить уже в 14, при этом не нарушая закон, есть. Для приобретения полной лицензии необходимо пройти несколько уровней обучения, сроки ее получения различаются в провинциях и могут составлять до трех лет.

Аналогичный возрастной разброс и в США, где в разных штатах закон допускает к управлению автомобиля юношей и девушек начиная с 14-летнего возраста.

Стержень

Более ранний возраст, чем в СНГ, встречается не только в либеральной Америке, но во многих других станах, включая вполне консервативную Европу: Сенегал, Мексика, Пуэрто-Рико, Колумбия, Израиль, Филиппины, Франция, Исландия, Норвегия, Словения, Швеция, Острова Мэн, Македония, некоторые штаты Австралии, Новая Зеландия, Гуам, Американское Самоа, большинство штатов США, Эстония. В этих государствах допускают за руль уже с 16 лет.

И все же наиболее распространенный возраст — 18 лет — именно его власти чаще всего используют как порог для молодых автомобилистов. В более чем 120 странах выдают права именно с 18 лет, так что в этом смысле Казахстан, можно сказать, в мировом тренде. А самые «суровые» правила — на Гибралтаре. Это единственная страна, где установлены столь суровые ограничения для молодежи. Несмотря на то, что протяженность дорог на Гибралтаре всего 50 километров, местные власти считают, что до 19 лет подростки не справятся с управлением.

В действительности, чтобы говорить об аварийности конкретной возрастной категории, нужно провести большие исследования, которые скорей всего будут отличаться в зависимости от страны проведения эксперимента, национальных особенностей и даже климата. Ведь еще в 40-e годы прошлого века психологи провели исследование, которое показало, что человек водит машину так же, как он живет. То есть если подросток терпеливый и любит просчитывать свои шаги, то его поведение на дороге будет отличаться от стиля вождения сверстника, который является задирой и забиякой. Как правило, если человек импульсивный, то эта черта характера не исчезнет ни в 18, ни в 30, ни даже в 50 лет. Формирование всех особенностей характера человека и его как личности происходит намного раньше, а значит, и при допуске к вождению должны учитывать не столько дату в паспорте, сколько заключение психотерапевта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру