В Казахстане идет “зачистка” вузов

Закрывают те альма-матер, которые предоставляют некачественное образование. Оставшиеся будут ранжироваться по четырем категориям-лигам. Это, по словам чиновников, делают для того, чтобы вузы “чувствовали ответственность за подготовку кадров в выделенном им сегменте и понимали свой уровень в контексте страны и мира”.

О проблеме качества высшего образования говорил в своем Послании глава государства Касым-Жомарт Токаев. По словам президента, лишь половина высших учебных заведений страны обеспечивает 60-процентный уровень трудоустройства своих выпускников. В этой связи Министерству образования и науки поручили провести оптимизацию вузов.

Чтобы выяснить - кто печатает дипломы, а кто действительно обучает студентов, с начала 2020 года профилактический контроль провели в 26 высших учебных заведениях. До конца года запланировано проверить еще пять вузов. Как отметили в МОН РК, результаты проверок свидетельствуют о том, что допускают нарушения по приему абитуриентов, принятию на работу преподавателей, не соответствующих установленным квалификационным требованиям, в части повышения квалификации преподавателей, планирования педагогической нагрузки, итоговой аттестации обучающихся и так далее. В итоге закрыли пять вузов. По двум министерство приняло постановления о лишении генеральной лицензии. Сейчас идет процесс обжалования в суде этих постановлений. Также 25 вузов лишили 60 приложений к лицензии по непрофильным направлениям подготовки кадров. В частности, педагогические университеты обучали юристов и экономистов, что недопустимо.

В случае ликвидации вуза, отзыва лицензии или приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью студенты могут перейти в другие учебные заведения, не дожидаясь завершения семестра. Прорабатывают вопрос о трудоустройстве преподавателей.

Кроме того, в этом году впервые к размещению госзаказа не допустили 36 вузов. Основные причины - предоставление недостоверных данных, неудовлетворительное качество образования, низкий уровень трудоустройства. Во внимание также брался рейтинг НПП “Атамекен”, который составляют исходя из пожеланий работодателей и отраслевых ассоциаций. В целом более 53 тысяч грантов присвоили обучающимся на основе проведенного конкурса - ЕНТ. Государственная программа развития образования и науки РК на 2020-2025 годы предусматривает повышение стоимости госзаказа с 1 сентября 2020 года. Так, в госвузах госзаказ увеличили с 342,9 до 955,8 тысячи тенге ($2200), в нацвузах - с 635,8 тысячи до 1 млн 82 тысяч тенге ($2500). В докторантуре стоимость повысилась с 1,3 млн тысяч до 1,9 млн тенге ($4400).

Еще одно новшество, которое планируют внедрить, - ранжирование вузов. Это международная практика, в соответствии с которой составляют рейтинг по определенным индикаторам. Учебные заведения оценивают как в пределах одной страны, так и по всему миру. В зарубежных странах рейтинг выставляется по пяти-шести категориям. В Казахстане будут оценивать по четырем категориям - на международном, национальном, региональном и отраслевом уровнях. В качестве основных критериев такие показатели, как международная аккредитация, уровень трудоустройства выпускников, вклад в развитие науки, вклад выпускников в развитие страны, региона и отрасли, уровень заработной платы преподавателей.

Каждый институт или университет будет принимать решение о том, на каком уровне он хотел бы ранжироваться. После подают заявку в Министерство образования и науки, которое выносит этот вопрос на рассмотрение Совета по повышению конкурентоспособности вузов. В первую очередь оценивают заявленную программу учебного заведения. “Вуз, который заявился как конкурентный на национальном уровне, поскольку чувствует, что его выпускники делают серьезный вклад в развитие не только региона, но и страны, в дальнейшем, по истечении года-двух, может также заявить о том, что он будет чисто региональным вузом”, - отметил вице-министр образования и науки Мирас Дауленов.

Ранжирование создаст конкуренцию среди высших учебных заведений, и, чтобы не остаться “за бортом”, они будут вынуждены улучшать свои показатели. Это станет возможным и благодаря академической самостоятельности, которая закреплена законодательно. Так, сегодня она достигла 85%, а в реестр внесли 9999 образовательных программ, которые были самостоятельно разработаны высшими учебными заведениями. Работа в этом направлении будет продолжаться. В августе 2020 года министр образования и науки РК анонсировал Антикризисный план развития высшего образования, которым предусмотрено три основных шага по дальнейшему расширению академической самостоятельности вузов. Этому будет способствовать измененный государственный общий образовательный стандарт в системе высшего и послевузовского образования. К примеру, теперь на написание и подготовку дипломных проектов в качестве руководителей могут привлекаться практики, что позволит связать производство и теоретическое обучение в вузах.

Между тем проблема некачественного образования актуальна для многих стран. Но, к примеру, в США ее решают, ориентируясь на работодателя. Именно он принимает окончательное решение, какому университету верить. Поэтому учащиеся могут выбирать - диплом ради диплома или диплом ради карьеры.

В системе высшего образования Казахстана насчитывается 128 вузов. Из них 56 государственных, 72 частных.