Большинство казахстанских детей сталкиваются со школьным насилием

По данным ЮНИСЕФ Казахстан, 66% детей сталкиваются со школьным насилием и дискриминацией, 44% стали жертвами насилия в школе, 24% совершали акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе.

Буллинг (травля) - это повторяющееся агрессивное поведение, которое направлено на причинение кому-либо эмоционального или физического вреда. Последствиями для жертвы травли могут стать: трудности в учебе, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса, постоянные пропуски занятий, так как идти в школу страшно и находиться там мучительно. Одно из последствий - устойчиво сниженная самооценка, неверие в свои силы, искаженный образ себя как "ущербного", "не такого, как надо", тревожные и депрессивные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы, социальные неврозы, социофобия, сложности с общением, с завязыванием и поддержанием социальных связей, которые будут оставаться долгие годы после школы.

Исследование ЮНИСЕФ Казахстан также показывает, что дети, пережившие школьное насилие с элементами унижения и вымогательства, подвержены более высокому риску суицидального поведения.

В Казахстане первой информационно-образовательной кампанией против травли (буллинга) в школьной среде стала "Айналайын SOS".

Официальный хэштег "Айналайын SOS": #ТравляЭтоБольно. Каждый может под этим хэштегом рассказать свою историю буллинга. Слоган кампании: "Класс - без жертвы. Школа - без травли. Общество - без насилия".

Основные задачи "Айналайын SOS": рассказать, как можно решать проблему буллинга, привлекать внимание тех, кто ответственен за безопасность детей в школах. Кампания "Айналайын SOS" - инициатива медиа-ресурса Peremena.media. Это первое издание в Казахстане для обсуждения трендов современного образования и воспитания детей. Антибуллинговая кампания запущена при грантовой поддержке Internews Kazakhstan.

Наряду с буллингом, в информационном пространстве становится актуальной проблема кибербуллинга. Это травля, оскорбление или угрозы, высказываемые жертве в Интернете, в частности, через сообщения в социальных сетях, чаты, электронные письма.

По словам руководителя Центра детской безопасности "Ангел" Зарины Джумагуловой, кибербуллинг - форма травли именно нашего времени, и она может серьезно навредить детской психике.

Поэтому необходимо учить детей противостоять троллям и самим не быть такими. Важно объяснять им, что кроется за отправкой оскорбительных сообщений в мессенджерах или интернете, размещением пренебрежительных комментариев и унизительных фотографий, а также за угрозами и запугиваниями в Сети.

Согласно исследованиям Национального центра общественного здравоохранения РК, в 2018 году, по крайней мере, один раз, или более 12% подростков от 11 до 15 лет, подвергались кибербуллингу.

«К сожалению, бывают случаи, когда зачинщиками травли являются учителя. Они могут оказывать психологическое давление, говорить при всем классе обидные для ребенка слова и даже прямые оскорбления, подавая это как часть воспитания. Такое отношение негативно отражается на психологическом состоянии ребенка. Так учитель может сам стать агрессором или дать сигнал остальному классу, что и другие могут также неуважительно обращаться с конкретным учеником. И дети начинают травить именно этого ребенка», - сказала юрист, координатор антибуллинговой программы "Street Law Kazakhstan" Халида Ажигулова.

«Ботан, фрик, жируха... Дети находят «чучело» и начинают травить за непохожесть. А почему так происходит? Наше общество крайне терпимо к насилию, и дети растут в культуре агрессивного поведения взрослых: дома, на улице, в общественных местах. А маскулинное и подавляющее поведение стало нормой во взаимоотношениях подростков. Эмпатия и толерантность - это то, что мы должны транслировать детям», - отметила социальный работник, психолог Елена Норакидзе.

Дия Батенова - редактор Peremena.media, соавтор проекта "Айналайын SOS" считает, нельзя говорить, что «дети сами разберутся» и стоять наблюдателями в стороне. Напротив, совместными усилиями нужно создавать в школах нетоксичную экологичную среду.