В Казахстане нарушают нормы утилизации зараженных коронавирусом медотходов

Комитет экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов провел анализ всех предприятий, оказывающих услуги по переработке и утилизации медицинских отходов. В ходе проверки удалось выявить предприятия и медицинские учреждения, у которых и вовсе отсутствуют экологические разрешения на оказание услуг по переработке и утилизации медицинских отходов. Напомним, что по своей характеристике медицинские отходы являются экологически опасными и могут привести к чрезвычайной санитарно-эпидемиологической обстановке не только в отдельных регионах, но и в стране.

Ампутированные части тела в пластиковых ведрах, использованные шприцы, контейнеры с остатками крови - эти медицинские отходы за три месяца прошлого года обнаружили казахстанцы в степи и селах. Один из таких случаев произошел в конце апреля в Ленгере Туркестанской области.

Как стало известно, это были медицинские отходы, которые хранились на складе для дальнейшего уничтожения. За хранение и утилизацию медотходов в Ленгере отвечает ТОО “Олжас”. В отношении фирмы начали внеплановую проверку. Выяснилось, что водитель “Газели”, принадлежащей ТОО “Medox”, заехал домой. После этого загадочным образом его автомобиль вскрыли, а опасный груз разбросали.

- Медотходы весом 93 кг везли из Нуринской центральной районной больницы Карагандинской области. Ввиду того, что больница территориально находится ближе к столице, ответственное за утилизацию ТОО “Олжас” заключило договор аренды оборудования и “Газели” с ТОО “Medox”. В связи с поломкой дробильного оборудования отходы после обезвреживания должны были вывезти в Караганду. Нарушений со стороны ТОО “Medox” не выявлено, - прокомментировали в Комитете охраны общественного здоровья.

Изъятые из “Газели” медотходы оперативно собрали и уничтожили, а на территории провели дезинфекцию. За несоблюдение мер наказали разве что гендиректора ТОО “Олжас”. Штраф составил 290 тысяч тенге ($675).

Это не первый с начала прошлого года случай обнаружения несанкционированных “медсвалок”. В феврале прошлого года в степи под Нур-Султаном выбросили почти три тонны медицинских отходов (пробирки с кровью и шприцы). Сомнительного происхождения мусор обнаружили возле села Ключи Шортандинского района Акмолинской области. Медицинские отходы принадлежали Национальному кардиохирургическому центру в столице. Компания, в чьи обязанности входила утилизация этих отходов, - ТОО “Казпереработка”. За нарушение правил хранения и утилизации медотходов фирму оштрафовали на 20 МРП (50 500 тенге, или $117).

Об этом и других подобных случаях вспомнила на недавнем пленарном заседании палаты депутат Меруерт Казбекова.

Такие действия депутат назвала “убийственно преступными”. Она отметила, что даже похороны погибших от коронавируса граждан проходят в особом порядке. И, к сожалению, эти меры, призванные изначально защитить людей и окружающую среду от распространения болезни, порой игнорируют даже человеческие чувства и религиозные традиции родственников. Медицинские отходы при этом представляют не меньшую, а даже большую опасность, так как на них находится биоматериал не одного, а многих носителей вируса. Так, во время своего выступления депутат подняла вопрос утилизации медотходов в период пандемии (защитные костюмы, шприцы, бинты, использованные в работе с зараженными COVID-19).

В ответ на запрос в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов сообщили, что по своей характеристике медицинские отходы являются экологически опасными отходами “янтарного” уровня. То есть отходы могут быть инфицированными либо потенциально инфицированными и способны стать причиной резкого ухудшения эпидситуации. Исходя из этого Комитет экологического регулирования и контроля Министерства провел анализ всех предприятий, которые оказывают услуги по переработке и утилизации медотходов. Проверка установила, что есть предприятия и медучреждения, у которых отсутствуют экологические разрешения на оказание услуг по переработке и утилизации медотходов.

Стоит пояснить, что вопросы утилизации медотходов в основном сосредоточены в руках частных компаний. Другую же часть медотходов утилизируют лечебно-профилактические организации, имеющие технологическое оборудование. Компании, которые занимаются утилизацией опасных отходов, есть в каждом регионе Казахстана.

“Отдельную статистику по таким компаниям и их количеству не ведут. Денежные средства в больницы для утилизации медотходов поступают из Фонда социального медицинского страхования. Обязательный и единый тариф утилизации отходов отсутствует, так как это отнесено и находится в конкурентной среде”, - пояснили в Минздраве.

Основную массу отходов утилизируют методом сжигания. Золу вывозят на полигоны ТБО.

При этом в Казахстане отсутствуют специальные полигоны для медотходов. Патологоанатомические и органические операционные отходы (органы, ткани, ампутированные конечности) подлежат кремации или захоронению на кладбищах на специально отведенном участке.

По закону, за ненадлежащую утилизацию медотходов компанию могут привлечь к ответственности - как к уголовной, так и к административной.

Председатель правления Ассоциации профессиональных экологов Алексей Смирнов считает, что в Казахстане “никто не соблюдает нормы по утилизации медицинских отходов”. Как отмечает специалист, для занятия этим бизнесом у каждой компании должна быть специальная печь-инсинератор, которая поддерживает температуру от 900 до 1200 градусов.

- Нет никакой системы сертификации этого оборудования. Любой может построить печь, назвать ее инсинератором, написать, что у него там якобы соответствует температура, и никто не проверит, так ли это. Проверяющие органы интересуются, как правило, санитарными нормами помещения, сотрудниками, где они моют руки, где медотходы хранят, а технические параметры остаются не у дел. В Казахстане каждый может собрать минимальный пакет документов и участвовать в тендерах, а выиграв - сжигать опасный мусор кустарным методом, - размышляет эксперт.

Инсинератор отличается от печи тем, что мусор в нем вращается и сжигается дотла. В большинстве прогрессивных стран давно ввели автоматизированные печи, которые работают без помощи людей.

Также он пояснил, что для утилизации медотходов многие компании используют крематоры. Но в них можно сжигать исключительно биологический материал, к примеру, туши животных, но никак не пластик. В Казахстане на это никто не обращает внимания.

По мнению экологов, чтобы решить проблему утилизации медицинских отходов в Казахстане, необходим новый кодекс. К слову, сейчас он уже находится на стадии разработки. Новый стандарт должен базироваться на проверенных нормах, которые давно применяют во многих странах. В идеале новые правила утилизации медотходов должны быть такие же четкие, как правила утилизации шин, где прописаны все ступени от сбора и упаковки до перевозки и сжигания.

Справка

Сегодня в Казахстане около 200 фирм, занимающихся утилизацией медотходов; и до тех пор, пока не ввели четкие стандарты, предприниматели могут строить самодельные печи за 5 млн тенге, а не покупать импортные инсинераторы за 70 млн. В конкурентной среде это объяснятся просто: установив самое передовое оборудование, ты все равно не будешь иметь каких-либо конкурентных преимуществ при проведении госзакупок...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру