Среди 100 городов мира Алматы занимает 29 место по уровню развития местных онлайн-услуг

Чем опасен казахстанский WEB

Согласно официальным данным, уровень цифрового развития в Казахстане находится на высоте. Есть даже мировой рейтинг, в котором страна расположилась на солидном месте... Все хорошо, если бы не web-мошенничество, от которого люди стали страдать гораздо больше.

Чем опасен казахстанский WEB

Ох уж эта фрагментация

Исследование ООН по уровню развития электронного правительства проводят раз в два года. В 2018 году Казахстан находился на 39-м месте, а в 2020-м занял 29-е место среди 193 стран — членов ООН. Таким образом, РК поднялась на 10 позиций, что, согласитесь, весьма показательно. Топ-10 государств с наилучшими показателями возглавили Дания, Южная Корея, Эстония, Финляндия, Австралия, Швеция, Великобритания, Новая Зеландия, США и Нидерланды. Среди стран СНГ наша занимает 1-е место, опередив Россию, Беларусь, Молдову, Украину, Азербайджан, Узбекистан и Армению. По индексу онлайн-услуг — 3-е место среди стран Азии и 11-е в общемировом рейтинге. Кроме того, Казахстан опередил в рейтинге такие государства, как Люксембург, Израиль, Бахрейн, Бельгия, Китай, Италия, Малайзия, Португалия и Румыния. По уровню развития местных онлайн-услуг Алматы расположился на 29-м месте среди 100 городов мира.

Портал электронного правительства в РК запустили в 2006 году, и за минувшие четыре года многие услуги перешли в цифровой формат, что действительно весьма удобно. Однако, несмотря на вышеуказанные достижения, у многих казахстанцев складывается впечатление, что цифровизация протекает не столько вяло, сколько хаотично и фрагментарно.

Адресная справка — документ, который прежде требовали все кому не лень (благо, упразднили ее в 2019 году). Это позволило исключить бюрократическую волокиту во многих инстанциях. Но, скажем, в посольстве вместо «адресной» могут запросить документ о регистрации из миграционной полиции — это своего рода альтернатива. Как быть? Выход есть — нужно написать письменное (!) заявление, причем (и это самое интересное!) не в саму миграционку, а представителям этой организации, которые сидят в ЦОНе. Однако эту информацию граждане получают, как правило, из личного опыта, а не в справочной. Есть несколько жалоб от людей. В них говорится, что представители ЦОНа за указанным выше документом отправляют в миграционку, а полицейские разводят руками и отправляют обратно, разъясняя, что в ЦОНе есть представители миграционной полиции, на которых и возложена эта ответственная функция — выдавать справки. И эта беготня по городу с поиском компетентных органов тоже попадает в рамки цифрового Казахстана?

Но если обращения по такому вопросу можно назвать не столь востребованными, то, скажем, тема покупки/продажи авто — вопрос большей валидности.

Возможность переоформить автомобиль онлайн, не выходя из дома, появилась еще в 2018 году. Но при всей этой компьютеризации процесса операция не избавляла вас от выматывающего нервы похода в автоЦОН: оформив все онлайн, вам все равно нужно было приехать в госучреждение, чтобы получить ГРНЗ и техпаспорт. И только сейчас, если быть более точным, с 14 октября, стало известно, что этот пакет могут доставить на дом. Услуга, понятно, не бесплатная. Для доставки ГРНЗ и техпаспорта необходимо внести на портал egov все требуемые данные и оплатить 2240 тенге. Срок оказания услуги не должен превышать один рабочий день. По крайней мере, так обещают.

Что мешало реализовать этот заключительный и вполне логичный шаг еще тогда, в 2018 году, остается загадкой. На самом деле таких примеров недоработок в электронном правительстве можно насобирать вагон и маленькую тележку. Остается надеяться, что все «хвосты» разработчики электронного правительства все-таки подтянут, а последующие ноу-хау будут продуманы полностью.

Между тем в день выхода информации о появлении функции доставок «номеров» из ЦОНа появилась информация о том, что депутаты мажилиса обратились с запросом вернуть (!) сверку номеров — действие, которое отменили еще в 2018-м. То есть назад в будущее? Ведь вопрос электронных услуг опять ставится под сомнение, поскольку для этой операции в обязательном порядке нужно не просто посетить ЦОН, но и привезти туда автомобиль.

Боты нам помогут

Генератором ускорения развития «цифры» выступила, понятно, коронавирусная пандемия. И, увы, казахстанцы на себе прочувствовали, насколько наше цифровое правительство еще «сырое».

В период первого локдауна нагрузка на сеть сильно возросла, и это чувствовалось не только при блуждании по интернету или провальном запуске онлайн-уроков. Дал сбой даже портал электронного правительства egov. Как позже выяснилось, проблема была в недостаточной производительности и пропускной способности серверов госорганизации. Еще весной этого года председатель правления АО «Национальные информационные технологии» Асет Турысов объяснил сложившуюся ситуацию тем, что портал не был готов к такому большому наплыву пользователей.

«При запуске услуги «42 500» к таким нагрузкам мы были не готовы. Точнее, к такому аномальному наплыву. Если ранее было 600 тысяч соединений в час в среднем и пять миллионов в сутки, то сейчас, в пиковое время, мы зафиксировали 15 миллионов соединений в час и, получается, 102 миллиона за тот день — 2 апреля», — сказал он.

Цифры внушительные, но невольно наводящие на вопросы. Действительно ли было 15 миллионов соединений в час? Количество казахстанцев в возрастной группе от 15 до 80 составляет около 11 миллионов человек, а работающих, полагаем, лишь половина. И все они подали на получение выплаты единовременно? Скорее всего увидеть такую цифру в пике удалось не потому, что все казахстанцы единовременно обратились за помощью. А дело в том, что система дала сбой заметно раньше, ведь системные ресурсы рассчитаны исключительно на те 600 тысяч, о которых сказал Турысов. Понятно, что в тот период многие делали безуспешные попытки зайти на портал egov, вот тут-то и накликали 15 миллионов нереализованных соединений. Все это говорит о том, что глубина цифровизации не отражает те 70-80 процентов, а ведь к концу 2020-го планируют достичь планки 90 процентов, о которых чиновники с гордостью заявляют в своих отчетах.

После того как сайт портала «рухнул» в первый раз, граждан заверили — после восстановления будут подключены дополнительные мощности и проблема с подачей заявки решится. Но даже после запуска портала и создания телеграм-бота все, как говорится, «висело». Дополнительно был создан отдельный сайт только для этой услуги — 42500.enbek.kz, но его пропускная способность также была низкой (на уровне 25 тысяч единовременных посещений), что также оказалось недостаточным в тот период. Чтобы снизить сетевую нагрузку на сервер, приняли решение запустить 18 региональных чат-ботов в «Телеграм», и только тогда людям удалось подать заявку на социальную выплату.

Этой суетой просто не могли не воспользоваться мошенники. Ведь сотни тысяч людей остались без работы (для некоторых 42 500 тенге были единственными деньгами, с помощью которых они могли прокормить семью), при этом все попытки заявить на получение пособия обрушивались на этапе подачи данных.

Тогда мошенники создавали копии телеграм-ботов, которых трудно было отличить от официальных каналов. О том, сколько персональных данных попало в руки третьих лиц сейчас уже никто точно не скажет.

Опасные клоны

Сейчас ситуация стабилизировалась, но не потому, что серверные недоработки устранили, а просто выплаты закончились. Однако попытки выманить у людей кровно нажитые не только наблюдаются, но они трансформировались и развились.

В целом схемы мошенничества и вымогательства остались прежними, и в помощь преступникам идет, увы, все та же тотальная цифровизация. При этом тактика аферистов стала более изощренной и технически проработанной.

Находят они потенциальных жертв на популярных торговых платформах онлайн-объявлений, как правило, где представлены товары, бывшие в употреблении. К слову, из-за снизившейся покупательской способности актуальность вторичного рынка значительно возросла, а число предложений увеличилось в разы. На продажу выставляют все: от автомобилей до детских игрушек. В целом же на всем просторе Казнета можно выделить всего двух крупных игроков, занимающихся приоритетно «вторичкой»: kolesa.kz — сайт для продажи автомобилей, запчастей, аксессуаров и всего, что связано с темой авто; olx.kz — ресурс, на котором можно найти практически все, что вы не нашли на названном выше. Теперь о самой схеме мошенничества.

Злоумышленники пытаются заверить потенциальных жертв, что на olx.kz, kolesa.kz или другом аналогичном ресурсе появился новый сервис для отправки и получения предоплаты (!). Уже это должно настораживать, ведь если вы попробуете найти такую вкладку или «кнопку» на указанных сайтах, то ничего не найдете. Но, убеждая вас, мошенники любезно скидывают ссылку, где отображается информация о вашем объявлении и сообщается, что заказ оплачен и сумма есть в системе. Знайте, что ссылка эта — клон оригинального сайта. При этом, чтобы получить сумму, надо внести данные своей карты, включая CVC-код (!). Более того, на карте должны быть деньги не меньше той суммы, которую вам якобы переводят злоумышленники. Получив доступ к вашей карте, мошенники опустошают ее.

Вторая схема из разряда «новых» также реализуется посредством интернет-операций. Только в отличие от первой здесь мошенникам не нужен даже CVC-код!

Жертв выискивают все там же — на сайтах бесплатных предложений о продаже различных вещей или даже недвижимости. Допустим, вы разместили объявление о продаже детской коляски. Звонит потенциальный клиент (мошенник), который готов приобрести вещь, и, опасаясь за то, что вещь «уйдет», предлагает оставить задаток. При этом он не отправляет вас на какой-нибудь сомнительный сайт и не выпытывает секретный код, а просит номер карты — операция безобидная. Спустя короткое время он вновь выходит на связь и, ссылаясь на то, что происходит какой-то сбой банковской системы и по номеру карты он не может провести платеж, просит 20-значный номер счета (IBAN). Это также не является чем-то криминальным, поскольку для проведения платежей многие юридические лица запрашивают такие данные — нормальная банковская практика. Спустя еще небольшой промежуток времени вам на карту «падает» 100 или даже 200 тысяч тенге. Плательщик (все тот же мошенник, который звонил ранее) найдется быстро и объяснит, что по ошибке перевел не ту сумму. Рядовой гражданин, если он честен, не будет присваивать деньги, которые ему не принадлежат, и, скорее всего, просто вернет случайный платеж адресату. Но еще до того следует насторожиться и тут же отправиться в полицию писать заявление. Если же все сделать, как просят мошенники, то через месяц-полтора вам могут позвонить из коллекторского агентства при микрофинансовой организации и поинтересоваться, почему вы не оплачиваете свои долги! Оказывается, с помощью IBAN мошенники оформляют на вас микрокредит — деньги, которые поступили к вам на карту, а вы собственноручно отдали их мошеннику.

Только за сентябрь в полицию Нур-Султана поступило более 50 заявлений по факту мошенничества, а суммарный ущерб превысил 2,5 миллиона тенге. Большая часть пострадавших — пенсионеры.

Популярность интернет-мошенничества растет и прогрессирует: если в 2018 году по стране зарегистрировали около четырех тысяч преступлений, то в прошлом году их число возросло в два раза. А за девять месяцев 2020-го уже зарегистрировано больше восьми тысяч фактов такого мошенничества.

И здесь возникает целый ряд резонных вопросов. Кто контролирует (или упустил это из виду) микрофинансовые организации, которые оформляют кредиты по IBAN без присутствия человека и, естественно, без его письменного согласия? Возможно, в сеть уплыли списки с конфиденциальными данными о казахстанцах, что и позволяет проворачивать такие аферы?! Если Казахстан действительно опередил в рейтинге ООН такие страны, как Люксембург, Израиль и прочие, а также продвинулся по уровню развития электронного правительства, то почему степень защищенности населения продолжает стремительно падать?

В заключение остается констатировать, что в связи с пандемией коронавируса люди будут вынуждены жить по новым правилам в совершенно другой реальности — виртуальной, которой пока веры нет.