Эксперименты и нововведения на казахстанских автомагистралях

Дорожные заторы — ахиллесова пята всех больших городов, и каждый муниципалитет ищет свои инструменты в борьбе со сложившейся обстановкой. Увы, принятые решения не всегда находят поддержку в обществе, поскольку порождают новые трудности, при этом не решая ключевых задач.

Эксперименты и нововведения на казахстанских автомагистралях

Услышали, но не поняли

Едва алматинцы привыкли к выделенной полосе bus line на проспекте Абая и научились выстраивать маршрут так, чтобы избегать BRT на улице Тимирязева, как городские службы начертили «выделенку» на проспекте Суюнбая — разметку нанесли в первых числах сентября. Участок, который раньше был загружен только в часы пик, после нововведения погрузился в нескончаемый затор. И это при том, что проспект Суюнбая — одна из ключевых артерий города, на которую возложены сразу три важные функции.

Во-первых, это главная нить, ведущая в международный аэропорт. Так уж исторически сложилось, что именно по этой дороге все приезжающие в Алматы гости попадают в город и начинают знакомство с ним именно с Суюнбая. Теперь у вновь прибывших интуристов может сложиться совершенно иное, возможно, ошибочное мнение о южной столице, поскольку простои в заторе теперь гарантированы.

Конечно, неплохой альтернативой, если говорить исключительно о поездке в (из) аэропорт (а), можно назвать ВОАД, но это только в том случае, если крайняя точка маршрута находится в верхней (южной) или восточной части города. Если же говорить о центре, западной и северной частях, то этот «крюк» — сомнительная альтернатива.

Во-вторых, проспект Суюнбая является тем самым мостом, который соединяет город с областью в направлении поселка ГРЭС, где расположен крупный транспортный логистический узел. В этом направлении идет ежедневное сообщение в десятки тысяч машин. В целом же Алматы, как ядро агломерации, является магнитом притяжения для примерно 2,4 миллиона людей, проживающих за чертой города. По официальным данным, ежедневно в южную столицу въезжает от 250 до 300 тысяч автомобилей. Возможно, их водители и пассажиры и пересели бы на общественный транспорт. Но ни электричек, ни современного автобусного парка, объединяющих город с областью, попросту нет.

В-третьих, это все то же связующее звено, позволяющие людям, живущим в районе Алматы-1, быстро добраться в центральную, деловую часть города, где и сконцентрирована большая часть рабочих мест.

Реакция на дорожное нововведение не оставила себя ждать, и уже 16 сентября в сети появилась петиция, адресованная акиму города Алматы Бакытжану Сагинтаеву, с просьбой убрать bus line на проспекте Суюнбая. «Просим Вас отменить выделенную полосу для общественного транспорта на проспекте Суюнбая в городе Алматы в связи с тем, что до введения указанной выше полосы автомобильные заторы были в разы меньше. Вы осуществляете мониторинг социальных сетей и, думаю, видите возмущение горожан, по проспекту Суюнбая никогда не было препятствий для передвижения общественного транспорта. После введения выделенной полосы для общественного транспорта обстановка не изменилась, однако для автомобилистов ситуация значительно ухудшилась. Движение по проспекту стало затруднено в обе стороны, даже в ночное время», — сказано в тексте, размещенном на сайте общественных петиций Avaaz. На момент подготовки материала она набрала 3280 голосов.

В управлении города документ увидели, но мнения о сложившейся ситуации у акимата и автомобилистов не совпали. Градоначальник высказался о проблеме дорожных пробок на телеканале «Алматы».

— После того как появилась выделенная полоса, на 30 процентов на первом этапе вырастет пассажиропоток. Понятно, что для водителей возникает вопрос касательно пробок. Я думаю, что, когда автобус быстрее будет ездить, многие пересядут, так как на нем будет быстрее доехать, нежели стоять некоторое время в пробках. Наша задача в этом и заключается, в том числе в рамках решения вопросов экологии, — отметил Бакытжан Сагинтаев.

Другими словами, «выделенку» не только сохранят, но и продолжат расширять сеть полос для общественного транспорта.

Дождались

Согласно ранее озвученному плану развития инфраструктуры для общественного транспорта, на этот год в Алматы, помимо вышеуказанного участка, обустроят выделенные полосы по Кульджинскому тракту (от проспекта Рыскулова до улицы Халиуллина), по отрезку улица Халиуллина — улица Татибекова — проспект Райымбека до улицы Жангельдина, по улице Момышулы от улицы Толе би до улицы Монке би, по Северному кольцу от проспекта Рыскулова до улицы Москвина.

В целом же, как сообщили в прессслужбе акимата города, все эти нововведения направлены на «работу по снижению транспортной нагрузки и усилению приоритета общественного транспорта».

«МК» полностью поддерживает концепцию идеи, в которой общественному транспорту выделяется особое место, причем не только на бумаге, но и на дороге. Только, как показывает практика, в том числе и мировая, приоритет уместен отнюдь не на всех участках дороги, а где-то может вызвать даже обратный эффект. Наглядный пример — «выделенка» на улице Толе би. В целом она неплохо вписалась в дорожный трафик, а практически на всей ее протяженности можно наблюдать гармоничное передвижение частных автомобилей и общественного транспорта. Однако на перекрестке улиц Кожамкулова и Муратбаева она заметно сужается, что не раз приводило к ДТП. Таких проблемных участков на Толе би было несколько. И когда, после анализа, на нескольких отрезках busline все-таки убрали, ситуация нормализовалась.

Споры о необходимости BRT по улице Тимирязева не утихают до сих пор. Результатом этого нововведения стало то, что транспортный поток, который раньше приходился на нее, перекочевал на другие улицы. На этот отрезок заезжают лишь те, у кого нет выбора, скажем, если конечная точка назначения расположена в прилегающих районах.

Можно ли здесь найти выигрыш с позиции экологии — также вопрос открытый. Уже есть печальный опыт с занижением скоростного режима на Аль-Фараби, когда многие эксперты доказали, что чистота воздушного бассейна на всей протяженности мощной магистрали из-за «простоев» значительно ухудшилась.

К слову, на том же ресурсе, о котором говорилось выше, появилась еще одна петиция, касающаяся «выделенки» на Суюнбая. Только в отличие от предыдущего документа этот поддерживает нововведение.

«Мы — жители города Алматы и пассажиры общественного транспорта — требуем от акимата города сохранить выделенную полосу на проспекте Суюнбая! «...» Район все время находился «на окраине» во всех смыслах. После запуска выделенной полосы на проспекте Суюнбая у нас наконец-то появилась возможность быстро добираться от вокзала до центра города и станции метро на автобусах. Теперь мы гораздо быстрее приезжаем на работу. Мы не тратим деньги на такси. Мы можем больше времени провести с семьей и подольше погулять в новых парках», — говорится в петиции.

Сторонников у петиции собралось чуть больше 200 за два дня. Любопытно будет отследить эту «гонку» подписей, не правда ли?

Разлиновка вне закона

И если с выделенными полосами алматинцы познакомились еще пять лет назад, то с «вафельной» разметкой перекрестков и островками безопасности красного цвета сталкивались немногие. О чем они говорят и как автолюбителю двигаться, чтобы не получить штраф?

Разберем по порядку. «Вафельная» разметка, которая появилась на перекрестках улиц Желтоксан и Макатаева, а также Алтынсарина — Шаляпина и Сатпаева — Желтоксан, представляет собой сетки с диагональными линиями и обозначенными границами, цвет — желтый. В странах, где такую разметку практикуют уже давно, разрисованный участок позволяет снизить загруженность перекрестка. Отсюда вытекает предположение, что с их помощью будут контролировать исполнение пункта 13.2 ПДД РК, гласящего: «Запрещается выезд на перекресток или пересечение проезжих частей дорог, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении».

Но в ПДД РК, разделе «Дорожная разметка и ее характеристики», мы не нашли обозначения характеристик/разъяснения такой разметки. Поэтому, какими именно правовыми документами намерены руководствоваться полицейские, непонятно. Известно лишь то, что проект пилотный и пока штрафовать за выезд на «вафельный» перекресток не должны. В полиции это осознают, и скорее всего уже скоро в ПДД внесут соответствующие поправки. А значит, полезно знать, как правильно проезжать такой перекресток.

Если впереди затор, а вы, скажем, заехали на участок «вафельницы», остановились, ожидая, когда машины продвинутся дальше, но не смогли покинуть желтую сетку до момента включения красного света, то создали помеху для движущихся в поперечном направлении автомобилей, а значит, нарушили правила разметки. Фиксация таких нарушений, как правило, осуществляется комплексом фото-, видеофиксации.

Кстати, согласно российским ПДД, разметка «не работает», если автомобиль «поворачивает направо или налево». Как правило проезда такого перекрестка будет работать в Казахстане, пока также не понятно.

Островки с красной разметкой, в которые перекрасили как минимум семь участков на дорогах Алматы, несут информационный характер и призваны привлечь внимание водителей к аварийно-опасным участкам дорог — не более того. Как и в случае с сетчатой, ее пока нет в казахстанских стандартах, и наносят в качестве эксперимента.

Подводя итоги, остается только констатировать, что будни автомобилиста все больше превращаются в один большой эксперимент со множеством составляющих и неизвестных.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру