Риски онлайн-обучения, которые непременно проявятся в будущем

Дистанционное образование в школах Казахстана вызывает немало критики, в том числе и со стороны тех, кто причастен к этому процессу. Онлайн-обучение никогда не заменит традиционного формата, и на это есть масса причин.

Риски онлайн-обучения, которые непременно проявятся в будущем

Минус на минус не дает плюс

В Казахстане для школьников и студентов новый учебный год начался онлайн. Исключение сделали лишь для учеников начальных классов. Для них организовали дежурные классы, где не более 15 человек, с учетом соблюдения санитарных требований. В этом учебном году в начальных классах более одного миллиона детей, 60 процентов из которых начали учебу в дежурных классах.

Многие родители школьников недовольны онлайн-обучением в нынешнем виде и обратились к Президенту страны КасымЖомарту Токаеву с просьбой разрешить обучение в школах в традиционном, очном формате.

Стало понятно, что онлайн-школа никогда не заменит традиционную. Не все ученики могут заниматься удаленно, не у каждого есть для этого возможности, да и учителя к этому еще и не готовы. Перестроиться на новый лад не всегда легко, потребуется время, чтобы привыкнуть к новому режиму учебы. Все теперь по-другому — не нужно рано просыпаться, одеваться и куда-то ехать к первому уроку. Появились новые обязанности — вовремя подключиться к онлайн-уроку, выполнить домашку до «дедлайна». На учеников навалился огромный объем материала в непривычной для них форме. Иногда даже родителям непонятно, что написано в задании и как его решить. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

По словам специалистов, дистанционное обучение подходит не каждому. Многими специалистами в области нейропсихологии давно замечено, что только три-пять процентов от всех учащихся в школе, особенно это касается начальной, в состоянии изучить программу успешно. Большая часть детей не умеет концентрировать свое внимание, самоорганизовываться и контролировать все свои действия. Для того чтобы дистанционное обучение оказалось успешным, необходимо иметь осознанное отношение к образованию. Если говорить о школьниках младшего возраста, то их психика пока еще недостаточно устойчива и развита для полноценного самостоятельного обучения. Кроме того, они еще не обладают навыками самостоятельного поиска информации, ее анализа. Надо быть уверенным компьютерным пользователем, и если ученик таковым не является, то весь груз ложится на родителей, которые вынуждены быть в роли учителя и объяснять уроки. А с учетом занятости времени у многих на это нет. Увольняться с работы и заниматься только уроками детей не выход, ведь для такого обучения нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и скоростной интернет, а это все требует дополнительных финансовых затрат. Между тем многие дети предоставлены сами себе, что ведет к росту травматизма, вовлечению подростков к различного рода группировки, пристрастию к игромании и другим нежелательным последствиям.

Но даже если отбросить технические проблемы и человеческий фактор, у дистанционки все равно много других недостатков. И главный из них — это мотивация. Во время четвертой четверти, которая также прошла в онлайн-формате, учителя отмечали сначала рост эффективности обучения у детей, но спустя месяц все изменилось: энтузиазма хватило ненадолго. Причина этого — отсутствие личных эмоциональных отношений «ученик — учитель», а также постоянного контроля, что ослабляет процесс обучения.

К сожалению, не все можно изучить дистанционно. Многие учащиеся сегодня ощущают недостаток практических занятий. Удаленно можно изучать историю или литературу, можно стать отличным дизайнером или программистом. Но никак не получится выучиться на пилота или хирурга. Методы, используемые в определенных предметах, где требуется выполнение практической работы непосредственно учащимся, оказываются неэффективными при дистанционном обучении. При таком формате нельзя изучить химию, математику или физику, поскольку у каждого предмета есть свои особенности. Также при удаленном образовании основа обучения — только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в устной, словесной форме может превратиться в камень преткновения. Кроме того, на онлайн-уроках трудно включить всех учащихся в общее обсуждение, организовать диалог. Обычно в дискуссии участвуют 15–20 процентов присутствующих.

Другой минус онлайн-образования — недостаток компетентных специалистов. Многие педагоги привыкли стоять у доски с мелом в руках, поэтому им сложно донести информацию через экран компьютера, чтобы это было ярко, понятно и интересно. Ведь методика проведения дистанционного урока отличается от методики обычного: нужно отобрать самое важное в материале, грамотно его оформить и представить. Эта работа целиком легла на учителей. Теперь они работают за пятерых — не только как учителя, но и как методисты, разработчики, наборщики текстов и психологи.

Также ввиду недостаточного опыта дистанционного обучения много времени тратится на техническую организацию урока. Сегодня объем материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведенного в классе.

Дружба и любовь онлайн

Социологи и психологи считают, что ничто не может заменить личное общение. Очное обучение ценно не только набором знаний. С переходом на дистанционное образование у детей отсутствуют необходимые навыки социализации и взаимодействия в учебном процессе. Получая традиционное образование — сидя за партой или в аудитории, школьники и студенты погружаются в эту сферу. Они взаимодействуют с преподавателями, одноклассниками и одногруппниками, в том числе в неформальной обстановке. При таком обучении учитываются все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, которые при онлайн-формате исключаются. Детям необходимы знания не только по предметам, они должны научиться строить эффективные коммуникации. В онлайн-формате это сложно сделать. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это еще один значительный минус. Такое общение может порождать удивительные идеи и кардинально менять судьбы людей. Если бы Билл Гейтс получал образование дистанционно, возможно, он никогда бы не встретил Стива Балмера и не основал Microsoft. Сейчас общаться с учителем стало сложнее. Если после урока можно подойти, задать вопрос и получить ответ, то при дистанционном обучении все сводится к виртуальному общению через мессенджеры. Если школьник экстраверт и учится онлайн, ему может не хватать общения со сверстниками. Переписок в чате и соцсетях тоже не всегда достаточно. Дружбу, первую любовь не прочувствуешь онлайн.

Обучаясь удаленно, учащийся лишает себя и многих навыков. Так, процесс конспектирования длинных лекций тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все это полезно и в повседневной жизни.

В процессе дистанционного обучения можно столкнуться с другими непредвиденными обстоятельствами, которые будут мешать получению знаний. К примеру, в самый неподходящий момент может отключиться свет, выйти из строя компьютер или «заглючить» интернет во время важного онлайн-урока либо вебинара. Поэтому удаленное обучение делает нас весьма зависимыми от технических средств.

Во вред здоровью

Образование за компьютером вызывает немало проблем со здоровьем. Об этом неоднократно говорили врачи. В школе ребенок проводит за партой по 40 минут, потом перемена и новый урок. Он смотрит на доску, пишет в тетради, но, как правило, при естественном освещении. Внимание переключается, напряжение глаз снижается. Сидя дома перед компьютером, есть опасность перенапряжения для глаз. Почти круглосуточное нахождение в квартире создает недостаток движения, что тоже вредно для растущего детского организма. Усугубляется проблема переедания — нахождение у монитора компьютера способствует поеданию всяческих «вкусняшек», результатом чего может стать не только лишний вес, но и проблемы с пищеварением. Также долгое сидение и даже лежание в одной позе наносит вред спине. У детей портится осанка, возникает сколиоз.

Онлайн-обучение влияет и на психическое здоровье. Люди, которые проводят много времени за компьютером, к концу рабочего дня чувствуют эмоциональное выгорание. Когда человек работает в онлайн-формате, мозг сильно перегружается. При личном контакте он отдыхает, поскольку есть язык телодвижений, эмоциональный контакт, сигналы и происходит полноценная коммуникация.

В России НМИЦ здоровья детей Министерства здравоохранения провел исследование относительно влияния самоизоляции и дистанционного обучения на психику школьников. Оно проводилось методом онлайнопроса в конце мая, и в нем приняли участие почти 30 тысяч школьников 5-11-х классов из 79 регионов России. Результат оказался неутешительным. У 83,8 процента учащихся были обнаружены неблагополучные психические реакции пограничного уровня: депрессивные состояния — у 42,2 процента и астенические — у 41,6. Благоприятно адаптировались к условиям самоизоляции и дистанционному обучению только лишь 13,4 процента опрошенных. Также у 37,2 процента школьников обсессивно-фобические состояния, у 26,8 — синдром головных болей, а у каждого второго ученика — нарушение сна. Ровное и положительное настроение сохранили 32,5 процента школьников, 13,1 чувствовали себя подавленно, а у 44,2 была неоднократная смена настроения в течение дня.

Последствия страшнее, чем от COVID-19

К концу марта, когда пандемия коронавируса захватила почти весь мир, по данным ЮНЕСКО, средние и начальные школы закрылись практически во всех государствах. Это затронуло более 1,5 миллиарда учащихся в 165 странах. Где-то учебный год окончили досрочно, где-то его продолжили в онлайн-формате. Сегодня многие исследователи в области образования, психологи и врачи лучших вузов подтверждают мысль о том, что «возвращение в школы детей должно стать национальным приоритетом». Даже во Всемирной организации здравоохранения считают, что решение о закрытии школ должно быть крайней мерой — временной и принимаемой на местном уровне в районах с интенсивной передачей коронавируса. И на такой шаг надо идти только для принятия исключительных мер, которые позволят предотвратить распространение инфекции после возвращения учеников за парты.

Это важно не только для социально-эмоционального и академического развития, но и для экономики. Именно образовательная система нивелирует социальное неравенство и помогает предоставлять равные возможности, в том числе для уязвимых слоев населения.

Как рассуждают эксперты, опасность заболеть коронавирусом при условии соблюдения правил изоляции и гигиены невелика, но те угрозы, о которых никто сейчас не задумывается, могут доставить гораздо больше хлопот, когда COVID-19 будет побежден и все вернутся к обычной, нормальной жизни.

Социологи предполагают, что дистанционное обучение усугубит разницу в качестве образования между городом и селом. На продуктивность дистанционного обучения влияют доступ к интернету и его скорость, а также развитость образовательной инфраструктуры и навыки преподавателей организовать дистанционное обучение. В сельской местности все эти показатели ниже, что неминуемо приведет к разрыву.

Уже сейчас отдельные исследователи полагают, что дистанционное обучение снижает продуктивность образования, а следовательно, будет влиять на успешность и материальное благополучие детей, обучающихся на «удаленке» в будущем.

Всемирный банк ранее опубликовал экономический доклад по Казахстану «Преодолевая кризис». Специалисты провели исследование сферы образования в странах Центральной Азии. По их данным, если до пандемии школьники этого региона отставали в знаниях от своих европейских ровесников на полтора года, то после дистанционного обучения этот разрыв увеличился еще на полгода. Согласно докладу, в Казахстане качество образования снижалось на протяжении нескольких исследований. Предполагается, что учащиеся потеряют в среднем восемь баллов по эквиваленту обучения PISA за четвертую четверть, а закрытые школы в два раза менее эффективны. Это отразится на результатах международных сопоставительных исследований в будущем, которые выявят еще большее количество функционально неграмотных казахстанцев.

Также специалисты Всемирного банка подсчитали, что слабое обучение во время пандемии ударит по экономике Казахстана на десятилетия. Ежегодный ущерб будет составлять 1,9 миллиарда долларов. Нынешние учащиеся предположительно потеряют 2,9 процента своих доходов.