Карантин породил караванинг в Казахстане

Путешествие на собственном автомобиле стирает многие границы, поскольку ты волен сам решать, куда двигаться, а где делать остановку. Однако ночевки на креслах даже вместительных джипов — еще то удовольствие... Другое дело, когда на прицепе целый дом с мягкой кроватью, душем, микроволновкой и холодильником.

Карантин породил караванинг в Казахстане

Сквозной маршрут

Карантин загнал любителей отельного формата отдыха в очень тесные и оттого дискомфортные рамки: COVID-справки, социальное дистанцирование, ношение масок, «покалеченный» all inclusive. Но даже в этих условиях можно путешествовать с комфортом, при этом не нарушая установленный порядок. Дают такую возможность путешествия с домом (или в доме) на колесах или, как правильно их называют, — караванеры. Культура эта широко развита в Европе, США и даже в соседствующих России и Китае. К примеру, в Германии ежегодно отправляются в путешествие более пяти миллионов караванеров, а еще один миллион автотуристов въезжает в эту страну из других государств, принося суммарный доход около четырех миллиардов евро. Казахстанский же парк караванеров насчитывает чуть более 150 «домов», и всех их объединяет Казахстанская ассоциация кемпингового туризма и караванинга.

В наших широтах дома на колесах остаются экзотикой, и если такая машина появляется на дорогах города, то неизбежно притягивает взгляды не только автомобилистов, но и пешеходов. Немалое число караванеров-интуристов въезжает к нам, но, увы, лишь транзитом, задерживаясь в Казахстане всего на пару-тройку дней. И это при том, что большинство автотуристов стараются уделить каждой стране по меньшей мере две недели. Корреспонденту «МК» посчастливилось попасть на старт уникального проекта — автопробега казахстанских караванеров, на котором председатель Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга Баян Шапагатова рассказала о всех нюансах этого туристического сегмента.

Ключевых причин, по которым Казахстан остается лишь страной для транзита, спикер выделила две.

Первая заключается в отсутствии информации о местных достопримечательностях и о самих кемпингах на англоязычных сайтах. Члены клубов из других стран, готовя туристическую поездку и изучая маршрут по Казахстану, сталкиваются с массой неудобств из-за дефицита информации. Но это, можно так сказать, проблема широкого спектра, касающаяся всех сфер туризма... Вторая касается непосредственно кемпинговых зон для караванеров, а точнее — полного их отсутствия.

— На Шелковом пути есть множество старых исторических караван-сараев, но современные тенденции требуют того, чтобы рядом с ними появились новые туристические места для кемпинга, — говорит Баян Шапагатова. — Яркий тому пример — вопиющий случай, произошедший на озере Кобейтуз. Это очень популярное место, однако никакой организованной стоянки там нет, и, как следствие, мы видим хаотичное размещение машин, что приводит даже к экологическим катастрофам. Очень большой поток туристов идет в Узбекистан (ежегодно — около 6 миллионов), где большую часть составляют автотуристы. Но они проскакивают Казахстан, потому что у нас нет туристической инфраструктуры. Европейские туристы остановятся в КНР или в Узбекистане на несколько недель или даже месяц. А ведь это потребление продуктов, покупка сувенирной продукции, траты на экскурсии, то есть валютный поток, поступающий в экономику страны, но не нашей. Если бы в РК были аналогичные кемпинги международного стандарта, то многие туристы останавливались бы и на Балхаше, и на Алаколе, и даже у береговой линии Капшагайского водохранилища. То есть сейчас первостепенная задача — сделать так, чтобы все те туристы, которые проскакивают Казахстан за два-три дня, оставались здесь на две-три недели. Китайские караванеры едут в Европу, Европа тянется к Китаю, а наша страна выступает в роли той площадки, которая может принять оба этих потока, но по факту лишь провожает их транзит взглядом.

Первый путеводитель

Под полноценным кемпингом понимается не только заасфальтированный пятачок, на котором можно будет поставить свой прицеп. Международный стандарт подразумевает полноценные комплексы, позволяющие пополнить запасы пресной воды и дающие возможность запитать дома на колесах электричеством. Не менее важной, особенно для европейцев, является возможность цивилизованного способа освобождения емкостей для отходов. Конечно, должны быть продуктовые и сувенирные магазины, а также заведения общепита. Это тот минимум, который должен быть на каждой точке, где автотурист решит остановиться на неделю или даже один день.

При поддержке Комитета индустрии туризма Минкультуры и спорта РК и Kazakh Turism 16 сентября стартовал автопробег караванеров, которым предстоит проследовать по сравнительно небольшому отрезку Великого Шелкового пути практически от границы КНР до Узбекистана. В маршрутном листе обозначены локации и популярные места, расположенные близ городов Жаркента, Алматы, Тараза, Шымкента и Туркестана. Всего же за 15 дней следования караванеры должны преодолеть более 3500 километров пути.

Целью пробега поставлена не только популяризация этого формата путешествий, но и проведение инвентаризации всего маршрута. Членам экспедиции предстоит оценить и отметить дорожную навигацию, удобство подъездных путей, наличие мест размещения и прочей инфраструктуры, оценивая ситуацию именно с позиции автотуриста.

По итогам экспедиции планируется определить места для размещения стоянок караванеров, и на основе полученных данных будет выпущен путеводитель с отмеченными на нем локациями. Уже этого будет достаточно, чтобы интуристы заинтересовались отдыхом в Казахстане. Желающих увидеть местные красоты будет в разы больше, если они смогут точно проложить и распланировать свой маршрут.

На зубок

Конечно, одним из факторов, тормозящих развитие караванинга, является стоимость этих самых «улиток». Еще три-четыре года назад в Казахстане можно было купить только жилой прицеп, сейчас же в наличии есть и полноценные жилые автобусы. Цены, правда, из-за низкого числа предложений по-прежнему кусаются. Самый дешевый прицеп со встроенными биотуалетом, холодильником, газовой плитой и душем будет стоить от двух миллионов тенге. Причем в этом ценовом диапазоне выставлены лоты не самого хорошего состояния производства 80-90-х годов. Если же говорить о современных домах на колесах с автономной системой на борту, то здесь нужно будет приготовить от 20 до 60 миллионов тенге. Но выбор уже есть, и это положительная тенденция.

Также можно выделить еще одно важное направление — организацию проката автодомов и жилых прицепов. Ведь потратиться на то, что мало известно и не популярно, человек вряд ли захочет. Если же будет возможность взять жилой модуль в аренду, скажем, на сутки или неделю и прочувствовать все преимущества такого формата отдыха, то принять верное решение будет гораздо проще. В сети можно найти частные предложения. К примеру, двуместный прицеп с миникухней можно арендовать за 30 тысяч тенге в сутки. Путешествовать в таком доме не получится, но ночевать с комфортом можно.

Сейчас в Европе бум на продажи туристического транспорта, которые выросли на 30-35 процентов. Это объясняется тем, что многие боятся отдыхать в местах большого скопления людей. А караванинг является практически единственным вариантом для комфортного отдыха.

В Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга считают, что здесь хорошим подспорьем и толчком к развитию могут послужить госсубсидии, чтобы туроператоры могли приобретать караванинговые минибусы и продавать их как услугу. Ведь есть такие туристы, которые хотят путешествовать исключительно внутри конкретной страны. Например, они прилетают из Европы в Казахстан на самолете и уже здесь в качестве услуги туроператора арендуют дом на колесах (причем, возможно, даже с водителем) и путешествуют в том направлении, в котором им захочется.

Перспективы у караванинга не имеют границ. В открытом доступе есть готовые решения и опыт других, более развитых караванеров. Вопрос лишь в том, когда Казахстан реализует весь тот потенциал, которым, по большому счету, уже обладает, но не пользуется.