В Союзе манекенщицам миллионов не платили. Их зарплата была чуть повыше стипендии студента и чуть пониже оклада медсестры. При этом самых известных советских красавиц знали и ценили на Западе, но на родине работа в «модельном» бизнесе нередко создавала им проблемы. Почему судьбы многих советских моделей сложились трагично и с чем сегодня сталкиваются начинающие? Об этом «МК» в Казахстане» рассказала начинающая модель, конкурсантка «Мисс Евразия 2020».
Бесконечный харассмент и 67 рублей
Эпоха СССР была очень противоречивой и неоднозначной по отношению к такому явлению, как мода. Все, что касалось индустрии моды и красоты в Союзе, казалось, существовало вопреки здравому смыслу. С одной стороны, население нужно было во что-то одевать. С другой же — необходимо было блюсти кодекс «строителя коммунизма», который не допускал вольностей ни в чем, включая внешний вид.
Существовало мнение, что мода — это «буржуазные штучки». Если женщина выглядела стильно, это свидетельствовало о том, что она мало работает и тратит больше времени на свой внешний вид, чем на труд.
Что касается самих моделей, в это сложно поверить, но работа на подиуме не была привилегией молодых. Возрастной ценз у советской манекенщицы был 75 лет. Она свободно могла работать до этого возраста, демонстрируя свою возрастную модель. Ведь страна ставила перед модельерами главную задачу — изготовление вещей, носить которые сможет большинство населения.
На роль манекенщиц подбирали женщин самых «ходовых» размеров — от 44-го до 48-го. Никаких конкурсов для них не проводилось, не было и контрактов, а тем более — с иностранными журналами или кутюрье. Это была обычная работа по трудовой книжке, хотя профсоюза, защищающего интересы сотрудников, не было. Поэтому рабочий день мог продолжаться до 10 часов без какой-либо дополнительной оплаты. К слову, в 60-70-е годы зарплата манекенщиц составляла всего лишь 76 рублей. Для сравнения: уборщица на производстве зарабатывала 80 рублей в месяц, а в офисных помещениях — 60-70. В трудовой книжке моделей стояла запись «демонстратор одежды». Должность относилась к самому низшему разряду рабочей профессии. Что касается обывателей, наблюдавших лишь внешнюю сторону профессии, то у них создавалось впечатление о легкой жизни таких женщин. Обычные люди нередко завидовали манекенщицам. По их мнению, те вращались в высшем обществе, носили шикарные наряды, да еще и получали за это деньги! Но на самом деле за видимость насыщенной жизни иногда приходилось платить самим моделям, в том числе личной трагедией...
Как вспоминают сегодня историки моды, модели действительно получали небольшую зарплату, а все гонорары в валюте оставляли государству, но, несмотря на это, ничто не могло заставить их покинуть подиум. Уход из модельного бизнеса часто происходил лишь в тех случаях, когда на кону стояло спокойное существование женщины. Как это произошло в случае советской модели Леки Мироновой. Советская Одри Хепберн — так называли ее за границей. О профессии манекенщицы девушка никогда не мечтала. В Доме моделей на Кузнецком мосту она оказалась случайно, за компанию с подругой. К ней подошел молодой человек и спросил: «А вы не хотите быть моделью?». Этим человеком оказался Вячеслав Зайцев, и эта встреча стала для Леки решающей. Казалось, мир моды был для нее распахнут, но всю ее карьеру перечеркнул один случай.
Однажды Леку привезли на съемки для журнала, но детали опустили. Как оказалось, сниматься нужно было обнаженной — готовили что-то вроде «Плейбоя». Девушка ответила категорическим отказом. Ей предлагали оказывать эскорт-услуги, на что она тоже не согласилась. После этого ее полтора года никуда не приглашали на работу. Личная жизнь Мироновой тоже не сложилась — однажды она встретила человека, с которым отношения были невозможны. Литовец Антанас состоял в националистической организации, и за связь с русской ему угрожали расправой. Чтобы не подвергать его опасности, Лека сама решила уйти. После этого она так и не вышла замуж, детей у нее не было. В течение 30 лет она работала швеей, чтобы прокормить себя и маму, но, как позже призналась советская модель, она ни секунду своей жизни не жалела о своем решении.
Еще одна модель, перевернувшая мир советской моды, Регина Збарская. Ее называли советской Софи Лорен и самым красивым оружием Кремля. Но, несмотря на то, что карьера манекенщицы складывалась хорошо, счастливой она так и не стала. Муж модели, представитель высшего света СССР, художник Феликс-Лев Збарский, был категорически против рождения ребенка и заставил супругу сделать аборт. После этого Регина впала в затяжную депрессию. Супруг бросил ее, женился на Людмиле Максаковой, в браке с которой у него родился сын. Узнав об этом, Регина попыталась покончить с собой, но ее спасли. Казалось бы, после этого кризис миновал, и ее снова приняли на работу в Общесоюзный дом моделей одежды. Однако неожиданный удар по самообладанию модели нанес роман с югославским журналистом. В начале 80-х в Германии вышла скандальная книга «Сто ночей с Региной Збарской», в которой смаковались интимные подробности, а также говорилось о том, что Регина была шпионкой на службе КГБ. После этого она стеснялась выходить на подиум. В 50 лет, чтобы хоть как-то заработать себе на хлеб, она работала уборщицей все в том же доме моделей. Неустойчивая психика дала о себе знать, и в 1987 году после двух попыток суицида женщина снова попала в лечебницу. Там и скончалась, выпив смертельную дозу снотворного. Таким образом, существование этих моделей и десятков других показывает, что им в СССР приходилось существовать в определенных реалиях.
Главное то, что внутри
Ежегодный конкурс красоты, искусства и таланта MISS EURASIA проводится с 2005 года, имеет легендарный статус, серьезную историю, современную мощную платформу и возможности продвижения в соцсетях, модной индустрии, бизнес-среде и властных структурах для своих победительниц и обладателей титулов.
Впервые он состоялся в 2005 году в Казахстане. Первой победительницей стала представительница Кыргызстана. В разные годы конкурс выигрывали прекрасные участницы из Узбекистана, России, Казахстана, Венгрии...
Этот год станет юбилейным в истории конкурса, и пройдет он с 9 по 18 сентября в Стамбуле. На этот раз в нем примут участие около 40 представительниц разных стран.
Что касается современного мира моды и с чем сегодня сталкиваются начинающие модели, только что ступившие на подиум, рассказала нашему изданию представитель Казахстана, конкурсантка предстоящего конкурса «Мисс Евразия 2020» Карина Кузиева.
Еще в детстве девушка часто смотрела конкурсы красоты и мечтала принять в них участие. И однажды после многочисленных кастингов отправила свою анкету для конкурса «Мисс Евразия», считала дни, когда объявят результаты, а когда они были представлены — узнала, что честь представлять Казахстан на международном конкурсе выпала именно ей.
В свои 22 года Карина не видит жизни без творчества. С самого детства она увлекалась музыкой и танцами. Еще в пять лет победила на конкурсе и стала мисс «Хрустальный башмачок». Также научилась играть на фортепиано. Уже на второй год учебы с музыкальным преподавателем могла идеально исполнить «Лунную сонату», которую чаще всего играют на экзаменах. После старших классов ее выбор пал на Государственный алматинский технический университет (АТУ), окончила она его с красным дипломом по специальности «финансист».
Но на пути к своей мечте девушка, так же как и советские модели, столкнулась с предвзятым отношением, и этот путь отнюдь не был устлан лепестками роз, как это может показаться из ее биографии.
В свои 18 лет Карина покинула родной город и в одиночку перебралась в Алматы. Хотелось доказать родителям и в первую очередь себе, что она может чего-то достичь... Но сразу после переезда и поступления в университет девушка столкнулась с проблемой поиска работы. Просить денег у родителей она не привыкла. Несмотря на то, что Карина из благополучной, среднеобеспеченной семьи и в деньгах никогда не нуждалась, по своему желанию она начала работать еще в 14 лет. Училась на одни пятерки и летом втайне от родителей подрабатывала в ресторане.
Первой ее работой в мегаполисе стала работа в сфере администрации. Поначалу все складывалось благополучно, но постепенно девушка столкнулась с приставаниями на рабочем месте. Получала определенные предложения, и, так как Карина не соглашалась на роль содержанки, ее увольняли. Платили мало, всего 35 тысяч тенге. Как признается девушка, иногда приходилось даже голодать. Но, несмотря на это, она стоически перенесла невзгоды, все также не рассчитывая на поддержку родителей. Конечно, они были готовы поддержать ее в любую минуту, но девушка не хотела их расстраивать и этим самым бросала вызов судьбе.
После еще нескольких подобных случаев приставаний на работе она приняла решение работать в женском коллективе. До переезда в Алматы будущая модель получила диплом мастера по маникюру. Как вспоминает Карина, еще в 17 лет, до переезда, она получала за это неплохие деньги. После этого будущая конкурсантка приняла решение снова вернуться в мир красоты: заняться дизайном ногтей. Работать приходилось на два салона. И, чтобы улучшить материальное положение, девушка также подрабатывала бэбиситером. Работать приходилось без выходных, с утра до вечера, и через время здоровье девушки начало сдавать. Но к тому моменту она уже имела солидную базу клиентов и, став признанным мастером, на личные деньги в 21 год сумела открыть собственную студию красоты и создать личный бренд нижнего белья.
В мир моды девушка попала около года назад. Первые кастинги не принесли успеха. Для большинства конкурсов требовались девушки европейской внешности. Но Карина не опустила руки и обратилась в агентство Revelation_film, где с помощью знакомого, преподающего курсы актерского мастерства, создала собственное портфолио и получила новые знания. После этого знакомый добавил ее в одну киногруппу, и девушку заметили. Она начала участвовать в фотосъемках, представлять различные бренды одежды. После этого ее стали приглашать в качестве актрисы в короткометражные ролики, а вскоре — и на второстепенную роль в казахстанский сериал «Сен жалгыз емессын». После этого девушка приняла участие во многих фотосессиях, работала над своей внешностью, держала себя в форме, отрабатывала актерское мастерство.
Как признается Карина, даже по сей день модели сталкиваются с предвзятым отношением к своему роду деятельности.
«Некоторые мои знакомые считают синонимом слова «шоу-бизнес» слово «проституция». Но я считаю, что не нужно ни под кого подстраиваться. Даже если полностью спрятать себя под одеждой, это не спасет вас от людских замечаний. Только ты сам решаешь, насколько важно для тебя чужое мнение, ведь только ты знаешь, кто ты есть на самом деле», — делится с «МК» девушка.
На вопрос о том, какие качества сегодня важны для модели, Карина ответила: Сегодня в отличие от прошлого времени требования к стандартам красоты изменились. В понимании общества модель — это человек с определенными параметрами, иногда не отличающийся особым умом, о котором нередко слагают анекдоты. Но, на мой взгляд, самые главные качества моделей во все времена — это душа и человечность. В наш век за деньги можно сделать абсолютно все: придать себе любые стандарты, даже полностью переделать себя внешне. Но главное — оставаться при этом человеком, ведь даже пластическая операция не сможет изменить то, что есть внутри».
Несмотря на то, что, на первый взгляд, работа модели не отличается особой сложностью, необходимо приложить огромные усилия, чтобы держать себя в нужной форме, превозмогать внутренние переживания, нести правильный внутренний посыл, ограждать себя от чужого негативного мнения и влияния.