В Алматы намерены потеснить грузовики и мотоциклы в интересах велосипедистов

Сама идея в некоторых ее частях, может быть, и неплоха, вот только работа, на которую планируют выделить несколько миллионов тенге, уже давно проделана. Нужно ли платить дважды?

В Алматы намерены потеснить грузовики и мотоциклы в интересах велосипедистов

Капля в море

На портале госзакупок появился любопытный лот No 36016942-ОК1, согласно которому акимату требуется команда экспертов, которые возьмутся за «разработку мероприятий по ограничению движения транспортных средств на территории города Алматы и стратегию развития велоинфраструктуры для КГУ «Управление городской мобильности города Алматы». За эту работу акимат предлагает чуть более 148 миллионов тенге.

В задачи включен достаточно большой объем работы, рассчитанный практически на год труда. Здесь и изучение существующей ситуации по влиянию передвижения грузового и мотоциклетного транспорта в условиях уплотненной застройки, и разработка оптимальной схемы и плана введения ограничений, обеспечивающих снижение следующих показателей: транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть, уровня аварийности, негативного воздействия на окружающую среду, шумового воздействия и так далее. При этом пределы зоны исследования ограничиваются так называемым малым транспортным кольцом: Рыскулова — ВОАД — Аль-Фараби — Саина.

Рассмотрим самую незначительную, а в некоторой степени даже нелепую задачу — выявление влияния на экологию мотоциклов. Так ли много мотоциклистов в Алматы и Казахстане? По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), количество зарегистрированной мототехники уступает автомобильному рынку примерно в 30 раз. Это подтверждает и картина продаж на вторичном рынке. Так, на страницах ключевой интернет-платформы по продаже автомобилей в Казахстане в Алматы можно найти всего 778 предложений мототехники, в то время как автомобилей почти 29 тысяч (то есть в 37 раз больше). Это количественное сравнение. Если говорить о «качественном», то достаточно посмотреть сравнительную таблицу мотоциклов и автомобилей по выбросам вредных веществ — и станет очевидным, что выбросы оксидов азота у мотоцикла в 12 раз ниже, чем у автомобиля.

Конечно, есть мотоциклы, которые чадят сизым дымом — это ИЖ, «Мински» и все остальные модели Росавтопрома (правильнее сказать, сделанные в СССР). Почему акцент на них? Дело в том, что эти аппараты оборудовали двухтактными двигателями, которые не обладают выделенной системой смазки. То есть масло нужно добавлять непосредственно в бензин, что и приводит к выбросу синего шлейфа дыма — картина знакома многим, чья юность и более зрелый возраст пришлись на доперестроечный период. Однако эра ИЖ в далеком прошлом, их давно потеснили более современные и мощные байки.

В процессе подготовки материала на сайте продаж мы нашли всего 10 предложений «советских» мотоциклов, которые могут чадить. Все остальные модели импортного производства, их двигатели уже четырехтактные и работают по совершенно другому принципу. То есть они не выбрасывают в атмосферу видимых продуктов сгорания топлива.

Нельзя не брать во внимание и особенности алматинского климата, ведь байкерский сезон длится всего три-четыре месяца, все остальное время «кони» стоят в стойлах.

Опираясь на эти данные, «МК» задается вопросом, что именно собирается измерять команда экспертов. Те самые 10 экземпляров, большая часть которых зарегистрирована, а следовательно, и эксплуатируется в Алматинской области — территории, которая, согласно спецификации документа, не включена в зону исследования...

Другое дело — измерения уровня шума. Некоторые мото-любители действительно любят прокатиться с грохотом, что не только раздражает, но и может привести к сильному испугу, скажем, ребенка или пожилого человека. Как правило, это переоборудованные мотоциклы, на которых владельцы сняли заводские выхлопные трубы и установили «прямоточные». Но, согласитесь, это ведь совершенно другая история. Здесь необходимо не исследование, а профилактика со стороны дорожной полиции.

К слову, еще в начале месяца полицейские Алматы провели отработку: в ходе оперативно-профилактического мероприятия они отлавливали «рычащих» мотоциклистов и водителей авто с «прямотоком». Результат: 56 нарушений ПДД мотоциклистами, 12 из которых остались без «колес» — мотоциклы водворили на специализированную штрафную стоянку. Кроме того, выявили 22 автомашины с «прямотоками». И это за один день отработки. А если усилить эти меры?

Так по-европейски

В теме изучения грузового транспорта тоже много интересного. От команды требуется провести разработку конкретных предложений по приоритетным мероприятиям в области организации дорожного движения грузового транспорта, обеспечивающих снижение загрязнений, уровня шума и так далее. Также требуется провести оценку воздействия существующей транспортной системы на экологическую ситуацию.

Карантин показал, что львиная доля загрязнения воздушного бассейна Алматы приходится не на транспорт и даже не на частный сектор, а на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 — это те источники, где применение новейших технологий принесет видимый, в буквальном смысле слова, эффект.

Но вернемся к теме грузовой техники, которой в Алматы не так много, однако она все-таки встречается. Все фуры, проезжающие транзитом через Алматы, выбирают маршрут, не входящий в зону обследования, и это понятно, ведь въезд в центральную часть города попросту закрыт. Другое дело — грузовая техника, задействованная в строительных работах или коммунальных службах. Но она, чтобы колесить по городу, получает пропуск и маршрутный лист в том же акимате. Здесь и школьнику понятно, что ни одна стройка на сможет продвигаться без тяжелой техники.

Управление городской мобильности будет ждать от исполнителей «внесения предложений по продвижению наиболее экологически чистых транспортных технологий. В том числе рассмотрение международного опыта по использованию газомоторного опыта». Но и здесь ничего нового. До тех пор, пока по улицам Алматы будут курсировать автобусы, работающие на дизельном топливе, ситуация не сдвинется с мертвой точки. Другое дело, что большая часть этих автобусов принадлежит частникам. А любой предприниматель всегда будет стараться минимизировать затраты, выжимая из каждого транспортного средства все до последней капли. Здесь о покупке электробусов или масштабном переоборудовании транспорта, как, допустим, это сделали в Москве, не может идти и речи.

Очевидно, что единственной рекомендацией, которую может дать команда экспертов, станет замена транспорта на более современный. Пойдут ли на это строительные компании и начнут ли они закупать вместо бюджетных КАМАЗов дорогостоящие, но более экологически чистые Volvo, Mercedes и другие тягачи? Вопрос, скорее всего, так и зависнет в воздухе.

Еще одной задачей, которую ставит управление городской мобильности, является подготовка предложений по схемам зонирования города в пределах территории улиц малого транспортного кольца для внедрения «зон с низкими выбросами» (low emission zones). Что скрывается за этим словосочетанием?

Low emission zones (LEZ) была введена в Лондоне в 2008 году и сегодня охватывает практически весь так называемый Больший Лондон (Greater London). Сейчас это самая большая зона с низким уровнем выбросов в мире. Целью ее введения в Лондоне было ограничение выбросов выхлопных газов, производимых старыми моделями дизельных двигателей. Система LEZ действует 24 часа в сутки круглый год, включая все выходные и праздничные дни. Чтобы избежать штрафов за несанкционированный въезд в зону, необходимо оплатить въезд в LEZ — от 100 до 200 фунтов стерлингов за каждый день! Но штрафов и сборов можно избежать, если следовать правилам все той же лондонской LEZ, достаточно обладать автопарком, отвечающим экологическим стандартам сжигания топлива Evro-4 и выше.

Другими словами, если этот опыт примут у нас, то по факту речь идет о вводе очередного «налога», с помощью которого будут пополнять казну. Скорее всего, ни один из курсирующих по Алматы КАМАЗов попасть в LEZ без «налога» попросту не сможет. Для справки: на шасси этих грузовиков ставят несколько типов двигателей. Самый дешевый отвечает стандарту Evro-0, более современный, стоимость которого превышает «нулевой» вдвое, дотягивает лишь до Evro-3. Есть в продаже КАМАЗы с шильдиками Evro4 и даже 5, но это все те же машины, за основу которых взяты разработки 80-х годов.

Выводы делайте сами.

Дело-то в шляпе

На втором этапе экспертам предлагают разработать стратегию развития велоинфраструктуры в южной столице на ближайшие пять лет. Итогом должно стать «построение актуальной, комфортной и безопасной сети веломаршрутов». Зачем?

Еще в 2018 году в Алматы стартовал проект по нулевой смертности на дорогах — Vision Zero Almaty. Под его началом запустили автобусные линии BRT, оборудовали пешеходные зоны, а самое главное — одним из приоритетов программы Vision Zero Almaty является развитие сети велодорожек. То есть уже существует рабочая группа экспертов, которые занимаются развитием именно этого направления.

К слову, в одном из недавних интервью «МК» член совета Vision Zero Almaty Алексей Алексеев отметил, что после смены градоначальства темпы развития проекта заметно сократились. В частности, за 2019 год не продлили ни одного километра велодорожек, в то время как при Байбеке темпы развития велосети шли семимильными шагами.

— Но мы продолжаем работу, и, вероятно, до 25 августа удастся открыть участок новой велодорожки, который протянется по Абая от района Центрального стадиона вплоть до улицы Момышулы, — подчеркнул тогда Алексеев.

Как нам кажется, целесообразнее было бы направить эти 148 миллионов тенге на пропаганду и развитие культуры вождения, которая, увы, у алматинских райдеров практически полностью отсутствует. Одним из ярких тому примеров является ДТП с участием грузовика и парня на электросамокате, произошедшее 30 июля в Алматы. Напомним, грузовая машина выезжала с улицы Айтиева на улицу Гоголя, в то время как самокатчик двигался по тротуару (что на самом деле запрещено). Не сбавляя скорости, райдер решил пролететь по пешеходному переходу (где он обязан был спешиться) и на полном ходу врезался в кузов проезжающего грузовика. Благо молодой человек отделался лишь ушибами и поломанным самокатом, однако этот эпизод мог закончится трагедией.

Алматы растет с каждым днем, переживая трансформацию не только на окраинах, но и в историческом центре. Потребность в расширении сети велодорожек, точно так же, как и в сокращении числа дымящего транспорта, очевидна. Но есть ли смысл вкладывать средства в столь неоднозначные исследования или лучше направить их в то русло, где они принесут практическую пользу?