В Казахстане лоббируют повышение цен парковки

Казалось бы, алматинцы уже привыкли к желтым табличкам, предупреждающим о въезде в зону платной парковки, и тем тратам, к которым приходится быть готовыми в таком случае. Но если раньше водитель четко представлял, во сколько обходится час у бордюра, то в скором времени можно будет только догадываться, какой чек тебе выкатит паркомат.

В Казахстане лоббируют повышение цен парковки

Из мухи слона

Тема платных парковок интересна каждому автолюбителю, и поэтому «МК» следит за малейшими изменениями в этом вопросе. Одна из последних весточек в «прибордюрном» бизнесе — стало известно о возможном вводе в Алматы дифференцированного тарифа за стоянку. На прошлой неделе в южной столице прошли общественные слушания, на которых озвучили одноименную тему.

Теоретически термин «дифференцированная парковка» подразумевает не фиксированный тариф за час, как сейчас, а плавающий. Есть несколько вариантов дифференциации, но о них мы скажем чуть позже. Сейчас же о внесенном и фактически уже одобренном предложении.

Директор компании A-Parking (ей принадлежат все платные парковки Алматы) Марат Принбеков видит дифференциацию весьма своеобразно: на онлайн-заседании общественного совета он предложил увеличить стоимость часа вдвое. То есть вместо 100 тенге час будет обходиться уже в 200 тенге.

«Как показывает анализ, в местах с высоким трафиком при едином тарифе эта задача (сохранять на участке 10-20 процентов свободных мест. — Прим. ред.) невыполнима. Основной показатель здесь — заполняемость парковки. Если на парковке нет свободных мест, значит, тариф нужно дифференцировать», — пояснил Принбеков.

Причинами, которые согласно повестке дня и стали поводом для оживления темы (а ввести дифференциацию пытались неоднократно), оказались жалобы автовладельцев на отсутствие свободных мест на платных парковках. Со слов все того же господина Принбекова, этих жалоб в A-Parking сбирает около 1100 ежемесячно. Мы уверены, что в парковочной компании должны быть записи разговоров операторов со «страдающими» от нехватки мест водителями, однако, судя по комментариям в соцсетях и новостных лентах, горожане глубоко сомневаются в объективности этой цифры.

Чтобы понять масштабы представленной общественности проблемы, проведем простой расчет. По имеющимся данным, в Алматы ежедневно передвигаются 500 тысяч автомобилей и еще 350 тысяч въезжают (это в докоронавирусный период). То есть 1100 жалоб — это 0,15 процента автолюбителей против 99,85 процента, у которых этот вопрос никаких неудобств не вызывает. Даже если взять в расчет исключительно алматинцев, без областного транспорта, то все равно количество составит всего 0,22 процента.

Здесь любопытно другое, почему главный парковщик Алматы не приводит статистику по жалобам от жителей районов, в которых из-за появления платных парковок дворы оказались захламлены «чужими» автомашинами. Или A-Parking таких жалоб не получал? Сложно поверить в то, что люди попросту смирились с импровизированными стихийными стоянками во дворах, а молодые матери с детьми в колясках смиренно протискиваются между образованными «грудами металла».

Но вернемся к общественному совету. Большая часть жалоб, а спикер их обозначил в 70 процентов, поступают из района Зеленого базара. Собственно говоря, там и планируют ввести пилотный проект с дифференцированным тарифом.

Но ведь все понимают, что статус «пилотного» он будет носить весьма условно. В теории он подразумевает насколько этапов: применение нововведения, анализ, обсуждение и принятие общего решения. В реалиях происходящего и опыта прошедших лет мы видим, что это данность, с которой нужно будет просто смириться. Первую платную парковку A-Parking запустил там же — в районе Зеленого базара, а вылилось это в «оккупирование» самых прибыльных мест. Поэтому новшество справедливее будет назвать примером того, как будет если не везде, то на многих участках, которые уже попали в руки парковщиков.

У медали две стороны

В качестве одного из аргументов, призывающих к необходимости ввода дифференцированного тарифа, в опубликованной презентации на сайте A-Parking говорится: «Длительность парковки в районе Зеленого базара в среднем три часа, что в два раза больше, чем в районе базара Алматы-1 или оптового базара в Тастаке».

Но насколько объективно сравнивать эти локации? Прежде всего нужно отдавать себе отчет, что Зеленый базар — это целый квартал, универсальная точка продаж с огромным ассортиментом, где можно приобрести не только продукты питания, но и одежду, и сантехнику, и многое другое. При этом на территории есть и многоярусные строения... Но даже не это главное, хотя и опускать этот момент нельзя. Площадь Зеленого базара составляет примерно 50 тысяч квадратных метров, в то время как площадь базара Алматы-1 — всего 14 тысяч квадратов (с учетом различных административных зданий и прочих сооружений, не имеющих отношения к базару), рынок «Тастак» — 17,5 тысячи квадратных метров. То есть даже на то, чтобы просто пройти из одного края рынка в другой, в случае с Зеленым базаром требуется в три-четыре раза больше времени. Если не просто идти, а еще и выбирать товар, как это бывает обычно, то, по понятным причинам, период парковки увеличивается. И те три часа простоя, о которых заявляют в парковочной компании, как нам кажется, складываются вовсе не из посетителей Зеленого рынка, которые приехали на закуп. Даже для такой большой площади три часа — это перебор. Но данные были озвучены, что дает нам право предположить о реальной причине их изменения.

В A-Parking констатируют, что, согласно их данным, оборачиваемость одного парковочного места (то есть число машин, припарковавшихся в течение дня) в 2016-2017 годах составляла семь автомобилей, в то время как теперь этот показатель упал до двух-трех. Оперируя этими цифрами, в компании вновь призывают к необходимости увеличения стоимости парковки.

А как же резидентские абонементы?

Отмотаем время назад и вспомним ключевые причины большого скопления автомобилей вокруг Зеленого базара: одна из них заключалась в том, что продавцы с того же базара, а также работники расположенной рядом фабрики сладких изделий и прочие приезжали рано утром и занимали парковочные места на целый рабочий день. После запуска A-Parking в 2016-2017-х ситуация улучшилась, поскольку отдавать за парковку по 800 тенге в день или около 20 тысяч в месяц работникам (а не посетителям) оказалось дорого. Но позже сыграли свою роль сразу два фактора.

Во-первых, в 2016 году зона парковки охватывала один лишь периметр Зеленого базара, то есть как люди, работающие в этом квартале, так и посетители оставляли автомобили на соседних улицах, где парковаться можно было бесплатно. Сейчас же в квадрате от проспекта Аль-Фараби до улицы Маметовой и от улицы Зенкова до улицы Наурызбай батыра практически нет ни одного «бесплатного» отрезка обочины. Другими словами, выбора не оказалось, и платить начали все.

Во-вторых, A-Parking ввел так называемые резидентские разрешения и абонементы, которые позволяют за 6000 тенге в месяц парковать автомобиль в определенной зоне. Изначально эти «проездные» выдавали только жильцам прилегающих к зоне платных парковок домов, но после того как в Казахстане упразднили адресные справки, их стали покупать все, кому не лень. Вот и получается, что те же работники фабрики всего за 6000 тенге в месяц могут позволить себе стоять целый день на парковке Зеленого базара, тем самым портя статистику оборачиваемости автомобилей и искажая реальное положение дел.

Если вопрос действительно в освобождении 20 процентов свободных мест, а не в желании заработать на горожанах, возможно, достаточно будет отменить все «резидентские» в районе Зеленого базара?! Ведь там почти нет жилых домов и никто от этого не пострадает. Собственно говоря, эта инициатива прозвучала и от A-Parking: отменить либо увеличить вдвое — до 12 тысяч тенге. Только вот не совсем понятно, парковщики хотят убрать «проездные» только в проблемной зоне или избавиться/удвоить цену для всего города?

Время такое

Как отметили активисты, принявшие участие в слушаниях, решение увеличить стоимость парковочного часа до 150-200 тенге не принесет желаемого результата. Тем более что по факту это не дифференциация, а банальное взвинчивание цен. В A-Parking уже не раз упомянули схему, по которой стоимость может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от загруженности конкретного участка. Только предложение это вызывает еще больше вопросов.

Получается, что если на отрезке свободно одно парковочное место, то оно может стоить, скажем, и все 400 в час, а если свободны 19 из 20, то цена будет значительно ниже 100 тенге в час. Но как отследить и понять загруженность конкретной парковки простому водителю? Где гарантия того, что свободная парковка не окажется загруженной уже через пару минут после того, как водитель оставит там свой автомобиль? Ведь получится, что, вернувшись через час и планируя вложить в паркомат 100 тенге, тот выставит счет на все 400?!

Дифференциация должна представлять четкий и прозрачный механизм в первую очередь для водителя. Если и говорить о тарифе «200 тенге», то он должены включаться не сразу, а со второго или третьего часа стоянки машины. Когда водитель знает, что, простояв два часа, он заплатит 200 тенге, а скажем, за два с половиной часа придется выложить 400, он сам постарается уложиться в экономичный лимит времени.

И потом — дифференциация должна работать в обе стороны. Если человек успевает сделать свои дела и освободить место меньше чем за час, то и стоимость парковки должна быть выставлена не из расчета 100 тенге в час, как это происходит сейчас, а по тарифу 50 тенге в час. То есть, если он успеет завершить парковку на 59-й минуте стоянки, то заплатит 50 тенге. Сама суть дифференциации в том, что появляется стимул, который впоследствии выработает привычку занимать парковочное место как можно меньше времени.

Это все в теории, на практике же мы видим, что тема удорожания стоимости парковочного часа — это всего лишь вопрос времени. Господин Принбеков, сославшись на статью 4 Закона РК «Об особом статусе города Алматы», представил участникам онлайн-слушания юридическую сторону вопроса, показав механизм введения дифференцированного тарифа. Для этого нужно внести предложение на рассмотрение в КГУ «Управление городской мобильности города Алматы», провести общественный совет и получить Постановление об утверждении дифференцированных тарифов на платные автостоянки. Первые два этапа уже позади, при этом большинство членов совета, включая его председателя Рахмана Алшанова, поддержали предложение A-Parking об изменении цен. Так что дело за малым.

Пусть «за» выступило большинство, но не все. Член совета Ерлан Смайлов подчеркнул, что сейчас не самое лучшее время для таких маневров.

«Рекомендую сейчас не рассматривать вопрос о поднятии тарифа. В условиях кризиса и пандемии многие остались без работы, сидят дома и считают каждый тенге. В этих условиях нельзя ставить вопрос о росте цен. Когда кризис уйдет, станет легче, у людей появится работа и восстановится зарплата, можно будет вернуться к вопросу о тарифах».

Его слова поддержал и экоактивист Думан Капасов.

«Если человек оставил машину на три часа, то он явно не на базар приехал. Скорее всего, эти люди живут или работают рядом. Сейчас после пандемии и снятия карантинных мер многие лишились работы. Миллионы наших граждан ждут пособия в 42 500 тенге. Они морально и физически истощены и иногда забывают оплатить парковку. Я предлагаю на время отменить плату за парковки, расположенные возле медицинских учреждений и аптек, особенно там, где большая концентрация аптек», — добавил Думан Капасов.

Действительно, насколько своевременно рассмотрение ввода новых тарифов сейчас, когда полгорода сидит на удаленке, предприятия простаивают, а парковочные места пустуют? А ведь даже 200 тенге на дороге не валяются.