Шрот снова в тренде?

29.07.2020 в 06:27, просмотров: 249

Говорят, что лучший автомобиль в мире — это тот, который есть у тебя. И в свете последних событий это уравнение, скорее, только закрепится, поскольку с каждым карантинным днем цены на новые автомобили становятся все более заоблачными, а покупательская способность по понятным причинам падает.

Шрот снова в тренде?

Впереди планеты всей

Автомобильный рынок, как и все остальные отрасли, лихорадит от последствий пандемии. В докоронавирусный период различные производители авто конкурировали между собой, показывая стабильный рост продаж. Этому способствовало значительное улучшение качества продукции многих брендов. Например, в Казахстане набрали большую популярность автомобили корейских производителей, все чаще стали говорить о французском и китайском автопроме, и, конечно, свою роль сыграла программа льготного кредитования «отечественного» автопрома. Но это было «до»!

Теперь приоритеты резко изменились: почти две трети автолюбителей на территории стран СНГ, планировавших покупку автомобиля в этом году, изменили свои предпочтения в пользу более бюджетной модели или подержанного авто. Сейчас главной проблемой авторынка является снижение покупательского спроса вследствие падения реальных доходов населения, в том числе и из-за последствий пандемии. Весенние месяцы были «мертвыми», но с началом лета рынок не просто оживился, а пошел в рост. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), продажи новых автомобилей в июне увеличились на 36,7 процента по сравнению с июнем прошлого года.

По данным ассоциации, лидером продаж первого полугодия 2020 года стала Lada, которой удалось реализовать 7957 автомобилей, на втором месте Hyundai с показателем 6792 проданных автомобиля, замыкает тройку сильнейших Toyota — 4731. Совсем рядом Ravon и Kia с показателями 4195 и 3080 соответственно.

И это, с одной стороны, удивительно, ведь россияне и белорусы решили придержать сбережения до тех пор, пока ситуация стабилизируется. Если посмотреть на происходящее в странах Европы и США, то там ситуация еще более сложная. Автопроизводителям многих брендов пришлось арендовать взлетно-посадочные полосы, футбольные поля и другие просторные площадки, где они разместили новые, но невостребованные автомобили. Еще в конце мая стало известно, что американская компания Hertz — один из крупнейших и старейших в мире сервисов проката автомобилей — объявила о банкротстве. То есть свыше 700 тысяч автомобилей оказались брошенными в одном месте — впечатляющая и одновременно ужасающая картина.

С другой стороны, есть вполне логичные объяснения. Во-первых, это исторически сложившаяся тенденция — ради хорошего «жеребца» можно некоторое время посидеть и на дошираке. Во-вторых, автомобильные эксперты убеждены, что причина роста продаж кроется в отложенном спросе. То есть сейчас мы видим активность тех покупателей, которые из-за закрытия салонов или других ограничительных мер не смогли приобрести авто. Что будет дальше, когда вал пройдет, судить пока никто не берется.

Абсолютный лидер

По данным АКАБ, премиум-класс чувствует себя хорошо, и просадки по продажам не наблюдалось даже в период, когда в экономклассе продажи обрушились. Это видно и по реакции покупателей в Европе, и по объему продаж на казахстанском рынке. BMW — 315 единиц (+12 процентов), Infiniti +14 процентов, Porsche +24 процента. Правда, некоторые марки все же просели, вероятные причины мы укажем позже, сечас же цифры: Land Rover потерял 10 процентов, Mercedes-Benz минус 2,3 процента, Cadillac потерял 19 процентов, Volvo упала по продажам на 43 процента.

Ажиотаж в автосалонах касается только той категории людей, кто имеет достаточную сумму на руках и готов пройти к кассе. А как быть с теми, кто для того, чтобы купить автомобиль, сначала должен продать имеющийся? Для них в сложившейся ситуации вторичный рынок — единственный возможный путь.

Кстати, ситуация с коронавирусом весьма необычно сказалась на японском рынке вторички. Прекращение вывоза в марте-апреле подержанных машин привело к затовариванию площадок. Торговцы были вынуждены пойти на беспрецедентные скидки, лишь бы освободить площади для новых машин. Цены на автомобили категории три миллиона иен упали до двух миллионов иен, об этом сообщает Drom, ссылаясь на анализ рынка, проведенный консалтинговой фирмой Kobunsha Co. Ltd. К примеру, Lexus IS 2012 года выпуска, который стоил в феврале 1 032 000 иен (3,87 миллиона тенге), в мае можно было приобрести всего за 617 000 иен (2,31 миллиона тенге), то есть дисконт оставил внушительные 40,2 процента. Сравнения ради: в Казахстане эта модель, но с «нормальным» рулем, стоит около 10 миллионов тенге.

С оживлением внешнеторговой деятельности в начале лета цены на японский секонд-хенд поползли вверх, к своим обычным значениям. Однако еще долго будет сохраняться возможность купить машину с большой скидкой, констатируют японские эксперты рынка. Увы, казахстанцам остается довольствоваться старыми Toyota выпуска конца 90-х — начала 2000-х годов, которые, к слову, и сегодня намного дороже японского Lexus 2012 года выпуска. Мода на «праворульки» канула в Лету, и сколько бы автолюбители ни ностальгировали по временам, когда лучшие машины приобретались на СВХ, это уже в прошлом. А значит, и аппетитные предложения с японских торговых площадок будут интересовать людей из других стран.

Что же сегодня предлагает рынок вторички? На самом популярном и, пожалуй, единственном сайте по продаже автомобилей почти 120 тысяч предложений по продаже. Выставляем фильтр: авто растаможено в РК, не дороже восьми миллионов тенге (мы ведь за эконом-класс) и с левым

рулем. Число предложений сразу сокращается вдвое. С учетом того, что в доступе 60 тысяч автомобилей на весь Казахстан, можно сказать, что выбор небольшой, но он все-таки есть.

Возьмем за основу топ брендов-лидеров продаж на казахстанском рынке, о котором говорилось ранее. Оказывается, и здесь на вершине пьедестала Lada — их в продаже 9,5 тысячи штук, подержанные Toyota на втором месте — 6,6 тысячи объявлений, Hyundai — 2,7 тысячи, Kia -1,9 тысячи экземпляров, Ravon — 340 штук.

Выбор за тобой

Но является ли лидерство Lada на вторичном рынке показателем успеха? По мнению российских автоэкспертов, у которых гораздо больше опыта в эксплуатации этой марки, это негативный показатель. То есть после определенного промежутка времени машины пытаются попросту «слить». Почему?

Уже на пробеге до 100 тысяч километров владеть, скажем, Lada Priora становится дороже, чем бюджетной иномаркой. Дело в том, что автомобиль сильно подвержен воздействию коррозии из-за низкого качества лакокрасочного покрытия. В двигателях слабым узлом являются датчики, которые могут начать выходить из строя уже на минимальном пробеге. Ремень ГРМ также не выхаживает свой ресурс, а требует замены в два раза чаще, чем прописано в регламенте. Это все приводит не только к дополнительным тратам на ремонт, но и к увеличению расхода топлива, что тоже ложится бременем на кошелек автовладельца.

Кстати, для любителей раритетов: сейчас в продаже есть «копейка» (ВАЗ 21013) 1985 года выпуска. Как пишет автор, «в идеальном родном состоянии!». И просит за нее ни много ни мало — почти 10 миллионов тенге. Конечно, «те» машины, где металл кузова был «толщиной с палец», не сравнимы с авто, которые выходят с конвейера сегодня, однако и удовольствия, а точнее комфорта, к которому многие так привыкли, в «копейке» вы не получите.

Машин Toyota в продаже также большое число, но здесь ситуация иная, отличная от Lada. Во-первых, в мировом рейтинге «по затратам на содержание автомобиля в возрасте до 10 лет» этот бренд находится на 30-й позиции. То есть машина практичная и, как говорят автолюбители, крепкая. Именно этим и обусловлено большое число автомобилей этого японского производителя. И потом, такой любви к Toyota Camry, как у казахстанцев, нет даже в Японии. На сайте объявлений с теми же критериями фильтра число этих моделей составляет 62 процента от всех объявлений этого бренда. Подчеркнем, в нашем обзоре мы не рассматриваем класс джипов, поскольку во главу угла все-таки ставится транспорт эконом-класса.

Hyundai на вторичном рынке немного — 2,7 тысячи. Этот корейский бренд вполне законно завоевал свою нишу на казахстанском рынке и достойно держится в тройке лидеров по числу продаж. К недостаткам можно отнести относительно слабое лакокрасочное покрытие. Машина, конечно, не «зацветет» так же быстро, как Lada, но неприятные сюрпризы могут начать выявляться уже после пятого года эксплуатации. Сюда же можно отнести скрипы в салоне, дверных проемах и прочих «музыкальных суставов». Поэтому при покупке «возрастных» Hyundai следует особое внимание уделить осмотру автомобиля.

«Кия» — 1,9 автомобилей на «вторичке». Машина в большинстве своем схожа по качеству и используемым материалам с корейским земляком Hyundai. В автомобилях используют идентичные моторы и трансмиссии. По большому счету, разница этих автомобилей только в дизайне. Каждый выбирает машину на свой вкус, и, судя по числу продаж, Hyundai вырывается вперед.

Ravon на «вторичке» всего 342 автомобиля — марка новая на казахстанском рынке, самая «старая» из предложенных — 2016 года выпуска. Но если верить отзывам автовладельцев российского рынка, где бренд представлен уже давно, то больших нареканий авто не вызывает. Да, нужно понимать, что это не люксовый автомобиль, и даже в своем классе эконом: металл кузова тонкий (но это ахиллесова пята всех современных машин), качество компонентов и самой сборки терпимое, но и цена вполне гуманная. Золотая середина для тех, кто не хочет покупать Lada, но не накопил на Hyundai или Kia. Это подтверждает и реакция казахстанского рынка: по результатам января-июня 2020-го, по сравнению с прошлым годом продажи автомобилей Ravon выросли с 369 до 4195 единиц.

Что же касается антирейтинга, то, согласно исследованию, проведенному американской компанией Your Mechanic, предоставляющей услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей по месту их нахождения, больше всего денег и внимания требуют BMW, Mercedes-Benz и Cadillac. А модели с самым дешевым обслуживанием — это Toyota Prius (которых в отличие от США в Казахстане всего четыре десятка), Kia Soul и Toyota Camry, замыкающая тройку практичных авто.

Похоже, что действительно, лучший автомобиль — это тот, который стоит у тебя в гараже. Здесь важно понимать, что объем причиненных хлопот зависит не только и не столько он шильдика на решетке радиатора, сколько о того, насколько бережно машина эксплуатируется. Ведь в умелых руках даже «копейка» 1985 года способна дожить до наших дней.


|