Это семейный врач, который следит за здоровьем всей семьи — от младенчества до старости. В целесообразности этой реформы сомневаются многие. А то, что Казахстан лидирует по детской смертности в СНГ, по мнению родителей и общественников, явно свидетельствует о поспешности и непродуманности решения.
Под одну гребенку
На днях в редакцию «МК» обратились обеспокоенные родители. Одна из них — жительница Нур-Султана, мама пятилетнего Артема Наталья. По ее словам, несмотря на то, что медицинскую реформу провели еще в 2006 году, ее последствия начали ощущаться именно сейчас. Люди замечают, что на работу приходят врачи, которые успели получить образование по новой системе. С одной стороны, к чему беспокойство? Ведь изначально цель здравая: один врач будет заниматься человеком от рождения и до смерти, будет знать особенности здоровья всех членов семьи. И по идее это должно улучшить качество оказания медицинской помощи. Но на практике все гораздо сложнее. Во-первых, родителей смущают общие очереди, где к одному и тому же врачу стоят и беременные женщины, и мамы с грудничками, и пожилые люди. Эмоциональная атмосфера в таких очередях порой весьма накаленная. А если учитывать ситуацию с коронавирусом в нашей стране, то это все равно что собрать в одном помещении все группы риска и осознанно подвергнуть их заражению.
Сомневаются «бывалые» родители и в эффективности назначенного врачами общей практики лечения. По их мнению, педиатры подходили к лечению детей более тонко, индивидуально, поэтому родители доверяли назначенным препаратам и не сомневалась в качестве диагностики. А теперь создается впечатление, что новые «разносторонние» врачи, быть может, и хорошо ориентируются в организме взрослого человека, но не видят нюансов в диагностике детского. Смущает и сам факт того, что после семи лет обучения выпускник вуза не сможет работать педиатром, но работать врачом общей практики может и, по сути, занимается тем же лечением детей. Обратившиеся в «МК» родители видят в этом противоречие.
Их точку зрения в одном из своих интервью разделяет и Назипа Утегенова, врач-невропатолог, педиатр, инфекционист со стажем работы 23 года: «Нужно понимать, что организм ребенка — это не копия организма взрослого. Сложно запомнить большой пласт информации диагнозов и препаратов, физиологических данных. Однако сейчас в мединститутах педиатрию проходят всего лишь три (!) месяца, детские инфекции изучают всего десять (!) дней. Просто нереально изучить физиологию детей за такое короткое время! Вместе с этим педиатрию по прошествии семи лет как узкую специальность выбирает очень мало студентов. Я как педиатр-инфекционист с большим стажем работы честно признаюсь, что не знаю, на что рассчитывает государство. Растерять здоровое поколение?».
Но это мнение разделяют не все. «Переход к подготовке врачей широкого профиля, семейных врачей — это мировая тенденция, мы не можем оставаться в стороне от развития мединдустрии. Да, многим родителям хочется, чтобы их дети наблюдались у специализированного педиатра, и система образования ни в коей мере не мешает дальше специализироваться и становиться педиатрами. Кто действительно хочет стать педиатром, тот будет учиться и дальше — в интернатуре и резидентуре, — считает Алмаз Шарман, профессор медицины, ученый, специалист в области биомедицинских и медико-демографических исследований, международного здравоохранения и больничного управления».
Но, как говорят общественники и сами медики, стимулировать такие кадры нужно более высокой заработной платой. Работа с детьми сложная, нужно проводить приемы и на участках, и в случае чего выезжать на дом, а зарплата у этой категории врачей даже меньше, чем у врачей общей практики. Сколько именно составляет эта разница — не говорят.
А как у них?
Чтобы понять, как все-таки работают врачи общей практики за границей, рассмотрим в качестве примера несколько стран.
Скажем, педиатры и семейные врачи в США после четырех лет учебы в высших медицинских школах получают степень бакалавра. За ней следует трехлетняя резидентура по выбранной специальности. В случае успешного завершения обучения и сдачи экзаменов выпускнику вручают сертификат о том, что он является педиатром или семейным врачом. Разница в том, что педиатры на протяжении трех лет получают специализированные навыки, а у семейных врачей педиатрия является только частью профессиональной подготовки. По сути, это та же система, которую теперь практикуют в Казахстане. Но даже в Америке многие клиники считают такое образование недостаточным для ведения детского приема. «Большинство страховых компаний не оплачивают пациентам лечение у врача общей практики, и большинство больниц скорее откажутся его нанимать», — рассказывает педиатр Carrol Hospital США Екатерина Туленко.
По словам специалистов этой клиники, к педиатрам американцы относятся с большим доверием, так как эти врачи имеют более глубокие и актуальные знания о лечении детей и уходе за ними. С другой стороны, иногда у родителей складываются доверительные отношения с семейным врачом и они не видят повода поручать лечение ребенка педиатру. Семейный доктор лучше знает анамнез (сведения о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях, операциях, травмах, патологиях), что помогает выявить факторы риска и генетические особенности развития ребенка.
Наконец, этот же специалист продолжит лечить пациента, которого он прекрасно знает, после его совершеннолетия. И все же, в большинстве случаев уже на протяжении 20 лет американцы предпочитают делать выбор в пользу педиатра. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании Amino, располагающей базой медицинских специалистов по всей стране: «График вакцинации стал более сложным, увеличивается тяжесть младенческих и подростковых заболеваний, обостряется необходимость решать проблемы психического и поведенческого здоровья — все это выходит за рамки компетенций семейного доктора».
Но, несмотря на личные предпочтения, квалифицированная помощь именно педиатров доступна далеко не каждому. Аналитики констатируют: педиатры в основном практикуют в мегаполисах, семейные же врачи — в провинции. В результате на одного педиатра в США приходится 1,4 семейного доктора. Примечательно, что среднегодовая зарплата семейных докторов и ВОП выше, чем у педиатров, — 200,8 тысячи долларов против 184,2 тысячи. Педиатрам платят больше лишь в тех штатах, где особо ощутим дефицит таких специалистов. Например, на Аляске и в Южной Дакоте, каждый из которых располагает лишь 40 педиатрами, среднегодовая зарплата детского врача составляет 270 тысяч долларов и 237,2 тысячи долларов соответственно. Таким образом, профильных специалистов в американской глубинке не хватает, и за узкоспециализированной помощью население вынуждено обращаться к семейным врачам.
Что касается Великобритании, то прием и лечение детей здесь осуществляют два специалиста: врач общей практики и педиатр, при этом их функции справедливо распределены. Первичный осмотр как взрослых, так и детей всегда проводит врач общей практики, который может направить ребенка к педиатру в тех случаях, когда его компетенции не хватает для оказания ребенку специализированной помощи. Педиатры главным образом задействованы в крупных клиниках и многопрофильных медцентрах, частную практику ведут единицы, в основном в Лондоне. Профессор неонатологии и президент Королевского колледжа педиатрии и детского здоровья Неена Моди уверяет, что такая система подтвердила свою эффективность: «Замысел в том, чтобы избежать ненужных госпитализаций и по возможности оказать помощь пациенту на местном уровне. Врач общей практики признается также семейным врачом, который знаком со всеми членами семьи и способен обеспечить комплексное наблюдение и терапию»...
Если говорить о Казахстане, то трудно однозначно сказать, к чему приведет введение врачей общей практики со временем. Как ясно из вышесказанного, в этом есть свои плюсы и минусы. Но, судя по возмущениям общественности, пока эта система адаптирована у нас не совсем верно. Вопервых, не готова программа образования. Во-вторых, не до конца информировано само население. Казахстан по сравнению с соседями лидирует по детской смертности. Как говорят общественники, одной из причин этого является нехватка квалифицированных кадров. Возможно, мы слишком быстро отказались от прежней системы и гораздо эффективнее было бы не повторять чужой опыт, а идти по своей модели. Ведь, как утверждают, педиатр может вылечить взрослого человека, но терапевт не всегда вылечит ребенка.