Провалы запретительных карантинных мер в Алматы

В Казахстане продлили режим карантина до начала августа, а вместе с ним «обрезали» все дороги в горы, по которым автомобилисты попадали в Иле-Алатауский нацпарк. Аргументы запрета, конечно, веские, но результативность подобных ограничений заставляет задуматься.

Провалы запретительных карантинных мер в Алматы

Просто чтиво

О том, что режим усиленного карантина продлили до 2 августа, стало известно в начале прошлой недели, во вторник, 14 июля. Оглядываясь на предыдущий опыт, нет никаких гарантий того, что эта дата будет заключительной, то есть локдаун могут продлить и дальше. Вместе с тем лето, которого все так ждали, чтобы восстановить иммунную систему после зимне-весеннего авитаминоза, проходит мимо. И если весной отсиживаться в квартирах было терпимо, то сейчас хочется из них бежать, поскольку эти самые многоэтажные «скворечники» превратились в душные и угнетающие «душегубки».

Ни для кого не секрет, что для алматинцев, которые живут в городе с очень влажным и тяжелым климатом, на протяжении десятилетий единственным способом пережить зной была возможность сбежать в горы. Но и ее теперь отобрали, причем не понятно, на каком основании.

В разных казахстанских СМИ, а позже и на официальном сайте города Алматы появилась информация, в которой говорится о вводимых ограничениях: «В целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции COVID-19 среди населения города Алматы постановлением главного государственного санитарного врача Алматы с 14 июля 2020 года введены частичные ограничения на посещение национальных парков и туристических мест.

В частности, запрещен выезд на территорию национальных парков, популярных туристских и горных объектов (Медеу, Бутаковка, Алма-Арасан, в том числе радоновый источник) на любом виде транспорта. В выходные дни национальные парки закрыты для посещений».

При этом есть условия, при которых попасть в нацпарки будет все-таки можно, предупреждают чиновники: «Разрешаются пешие прогулки только в будние дни при условии соблюдения следующих правил: категорически запрещается проносить с собой продукты питания, кроме напитков, устраивать пикники и разводить костры; запрещается нахождение на территории парка группой более трех человек; соблюдать санитарные нормы социального дистанцирования, носить маски и соблюдать расстояние между людьми».

На самом деле это сообщение больше озадачивает, чем дает разъяснение. Начнем издалека. В сообщении, которое растиражировали в СМИ (со ссылкой на тот же алматинский акимат), говорится, что пропускать будут не только пеших туристов, но и велосипедистов. Однако на официальном ресурсе города это уточнение почему-то «вычеркнули». Зачем?

Если разделение на пеших и автомобильных туристов очевидно, то, чем не угодили велотуристы, не понятно. Также в сообщении, опубликованном на сайте акимата, убрали еще один абзац, в котором говорится: «Контролировать соблюдение карантинных мер станут сотрудники ДЧС, правоохранительных органов, СЭС и национального парка. Нарушителей будут привлекать к административной ответственности, выдворяя с территории национального парка. Гражданам настоятельно рекомендуется на время карантина воздержаться от походов в горы».

Как объяснить эти разночтения? Ответ на этот вопрос может крыться в том, что было лишь некое устное распоряжение, которое и разослали через пресс-службу акимата Алматы, а никакого правового документа по этому поводу попросту нет. На эту мысль наталкивает тот факт, что Иле-Алатауский национальный парк, куда и входят граничащие с Алматы горные местности (включая упомянутые Медеу, Бутаковку, Алма-Арасан), относится не к городу, а к Алматинской области, административный центр которой находится в городе Талдыкоргане.

Откуда звон?

Таким образом регулирование всех передвижений, как и допуск в нацпарк, должно руководствоваться постановлениями областного главсанврача, но никак не городского. Собственно говоря, прежде так и было. В период первого локдауна выходили и своевременно публиковались в отрытом доступе четкие постановления Главного государственного санитарного врача Алматинской области Кайрата Баймухамбетова (редакция «МК” в Казахстане» приносит искренние соболезнования семье и близким Баймухамбетова Кайрата Кажымановича в связи с кончиной от сложного заболевания).

К примеру, в Постановлении областного главсанврача No 11 от 17 мая 2020 года «О карантине и послаблении карантинных мер на территории Алматинской области», в пункте 4.25 настоящего постановления говорится: «(Разрешить. — Ред.) деятельность по подготовке к летнему туристическому сезону мест размещения и отдыха людей в санаториях, туристических базах, курортах, домах отдыха, детских оздоровительных учреждениях, государственных национальных природных парках, музеях без права приема и обслуживания туристов».

В тот период мы задавали вопрос: «Когда откроют доступ?». В управлении Иле-Алатауского нацпарка ответили: «До особого распоряжения главсанврача Алматинской области».

Этого распоряжения все алматинцы ждали с нетерпением, и как только локдаун сняли, многие устремились в горы. Увы, не все умеют правильно отдыхать, и многие кемпинговые зоны все же замусорили, и это несмотря на то, что сотрудники Иле-Алатауского нацпарка собирают там мусор практически в режиме non-stop. Но об этом мы скажем чуть ниже, сейчас же вернемся к правовым документам.

Как только эпидемиологическая ситуация стала ухудшаться, некоторые ограничения решили вернуть. В частности, на выходные дни начали закрывать не только ТРЦ, но и нацпарки. Что подтверждается, например, постановлением главного государственного санитарного врача Алматинской области от 12 июня 2020 года No 16 «Об усилении карантинных мер на территории Алматинской области», где в пункте 4-1 говорится: «Акимам Карасайского, Илийского, Талгарского, Енбекшиказахского районов и города Капшагая обеспечить закрытие въезда на период с 20 по 21 июня 2020 года в туристические зоны и национальные парки, а лицам, находящимся в указанных зонах, — соблюдать социальное дистанцирование».

И сейчас, пожалуй, самое интересное. Различные постановления главсанврача Алматы также есть в открытом доступе, но мы не нашли документ, который подтвердил бы информацию о закрытии нацпарков. Напомним, информация о запрете стала известна 14.07.2020 года (если быть более точным, то в ключевых новостных агентствах Казахстана эта информация появилась примерно в 23.00 еще 13.07.2020 года). В свою очередь, последнее постановление за подписью главсанврача Алматы (действующее на момент подготовки материала), которое нам удалось найти в открытом доступе, — от 3 июля 2020 года No 46 «О введении строгих ограничительных мер на территории города Алматы». В нем прописаны все те запреты и ограничения, которые сейчас действуют в городе: запрет деятельности непродовольственных магазинов более 500 м2, приостановление междугородних автобусных перевозок, ограничение перемещения лиц старше 65 лет и прочее. Но... о нацпарках там ни сказано ни одного слова. Областной акимат запретительных распоряжений также не давал. Выводы делайте сами.

Верный путь

Даже если не обращать внимание на историю возникновения «нового» запрета на въезд в нацпарки, то все равно остается непонятен ход мыслей его авторов.

Причины, послужившие стартером введения новых ограничений, понятны, а вот сделанные выводы и выбор тактики — нет. Как и говорили ранее, некоторые действительно оставляют после себя много мусора, и они действительно собираются большими группами, что противоречит всем рекомендациям по борьбе с COVID-19. Но стоит ли из-за них лишать возможности посещения гор законопослушных граждан? Ведь есть и другие рычаги воздействия, причем уже утвержденные. В начале этой недели стало известно, что во всем Казахстане ввели новые штрафы для нарушителей карантинного режима.

«В связи с несоблюдением предписанных санитарно-эпидемиологических норм министерствам здравоохранения, внутренних дел, акиматам регионов поручено усилить работу мобильных групп с принятием всех мер, направленных на устранение выявляемых нарушений карантинного режима», — сказал заместитель Премьер-Министра РК Ералы Тугжанов. Организаторов и гостей тоев планируют наказывать наравне с владельцами: на физлиц будут накладывать штраф в размере 30 МРП — 83 340 тенге. На субъектов предпринимательства — от 230 МРП и выше (от 638 940 тенге). Чем не аргумент?

Понятно, что исполнительному органу намного проще «накрыть» один ресторан, где проводят той, и выписать, скажем, 5070 штрафов по 30 МРП, чем курсировать по ущельям, выискивая единичные случаи скопления людей в группы.

К слову, если верить выброшенной в сеть информации, то контролировать соблюдение карантинных мер станут сотрудники ДЧС, правоохранительных органов, СЭС и национального парка — значит, ресурсы есть, только их усилия необходимо направить на другой путь.

Корреспонденты нашей редакции выезжали в Иле-Алатауский национальный парк до введения запрета — людей там много даже в будние дни. И здесь правильнее сказать — особенно в будние. Введенный запрет «выходного дня», который длится практически месяц, привел к тому, что многие просто изменили свои привычки, сдвинув уикенд на четверг, пятницу или другой день. Тем более что сделать это сейчас гораздо проще, когда половина предприятий города не функционирует, а многие из тех, кто работает, делают это в удаленном режиме.

Аналогичный провал запретительных мер можно наблюдать и на примере с супермаркетами: если раньше большое скопление людей было в субботу/воскресенье, то теперь оно сдвинулось на другие дни. То есть конечная цель — избежать столпотворения — не достигнута! Условно-запретительные меры не работают — отрицать это, по меньше мере, нелепо. И те люди, которые собирались большими группами в горах, продолжат это делать, только уже в степи, у озер и рек. Можно ли это назвать решением поставленной задачи? Конечно, нет!

Очевидно, что в сложившейся ситуации нужно бросить больше усилий на контроль за соблюдениями правил, а не «вырезать» маршруты выходного дня из числа доступных. Если до сознания некоторых людей не доходит информация через социальную рекламу и ролики, то, вероятно, «чувство долга» проснется, если начать наказывать нарушителей «рублем»?!

Борьба с COVID-19 — это большая и кропотливая работа для всех, но если какие-то из ранее принятых мер сегодня не дают результата или утеряли свою эффективность, то, вероятно, стоит от них отказаться.

В завершение хотелось бы добавить ложку меда в эту бочку дегтя. Из достоверных источников, приближенных к Управлению туризма Алматинской области, известно, что национальные парки Алматинской области закрывать не планируют (видимо, запреты коснутся только тех участков, которые граничат с Алматы). Введут ограничение относильно групповых туров и экскурсий, то есть в индивидуальном порядке и членам одной семьи посещение нацпарков не запрещается. Эту норму должны будут отразить в очередном постановлении главного санитарного врача или акимата Алматинской области. Осталось только его дождаться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру