Крупные махинации, которыми ознаменовалась перестройка

Тридцать пять лет назад, 23 апреля 1985 года, состоялось историческое выступление генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева на пленуме Центрального комитета партии — именно на нем был провозглашен курс на перестройку. Само это слово также прозвучало в речи генсека, хоть и не в том значении, в каком мы его знаем сейчас. Горбачев говорил о необходимости ускорения социально-экономического развития страны и повышения благосостояния народа. Едва ли он мог предполагать, чем это закончится.

Крупные махинации, которыми ознаменовалась перестройка

И именно период перестройки и нескольких последующих лет запомнился такими «ноу-хау» как «беспроигрышные» лотереи, многообещающие финансовые фонды, письма счастья и ловкость рук уличных аферистов. Постсоветские доверчивые граждане были отличной мишенью для мошенников в 90-е. Схемы лихих дельцов давно в прошлом, но последствия перестроечных «лохотронов» ощутимы и по сей день. Продолжаем серию материалов о самых легендарных «разводах» смутного времени.

Как это было...

Вместе со свободой слова в 90-х годах в страны СНГ пришли и мошеннические финансовые схемы, самыми масштабными из которых были так называемые финансовые пирамиды. Их было много, чуть ли не в каждом городе по несколько организаций.

Как мы помним, крупнейшей и самой знаменитой во времена перестройки была пирамида, создателями которой выступили Сергей Мавроди, его брат Вячеслав Мавроди и жена Вячеслава Ольга Мельникова. Из первых букв фамилий основоположников и родилось лаконичное название МММ. Как и все последующие финансовые пирамиды, она работала под «лозунгом» «Завтра больше, чем вчера». Изначально были выпущены акции, но после того как правительство начало регулировать рынок ценных бумаг, в ход пошли билеты, которые вкладчики называли «мавродиками». Сто билетов равнялись одной акции. Несмотря на то, что эта «валюта» не была нигде утверждена, «мавродики» скупали все, кое-где ими даже выдавали зарплату.

Все шло гладко, пока в один «прекрасный» день, 27 июля 1994 года, стоимость акций не упала в 127 раз, вернувшись к исходному значению, а через два дня вкладчики остались без выплат.

По общим данным, ущерб преступной деятельности МММ составил от 110 миллионов до 80 миллиардов долларов США. Только при обыске центрального офиса МММ на Варшавском шоссе изъяли 4 миллиарда рублей наличными (690,6 тысячи долларов по тому курсу) Со слов очевидцев 4 августа 94-го, когда офис МММ взяли штурмом, из здания кооператива сотрудники спецслужб вывезли семнадцать КАМАЗов наличных денег. Количество обманутых вкладчиков разнится: следствие заявило о 10 тысячах человек, но обычно говорят о 2-10 миллионах. Огромное количество людей собралось в тот день на Варшавском шоссе, и они требовали от властей вернуть выброшенные на ветер деньги. Но было уже поздно. Известно, что после обрушения акций компании 50 человек покончили жизнь самоубийством.

К слову, успех этой финансовой пирамиды был неудивителен. Ведь не все даже современные бренды могут похвастаться такой рекламной кампанией, какой отличалась МММ. Наверное, большинство людей, живших в 90-е, помнят ее телевизионную рекламу, а именно— ее героя Леню Голубкова. Он был простым парнем, который, вложив значительную часть своих сбережений в МММ, преумножил сумму и может позволить купить: новые сапоги жене, шубу, путевки на чемпионат мира по футболу себе и брату, уже «почти» накопил на дом в Париже и готовится к переезду... Простого парня сыграл актер «Мосфильма» Владимир Сергеевич Пермяков. Народный типаж внушал доверие зрителям. Помимо этого МММ спонсировала государственные праздники. Скажем, проведение Дня города в Москве, несколько раз устраивала дни бесплатного проезда в московском метро, выпускала клипы и фильмы от имени «МММ-студии» и даже выступила спонсором прощального матча «Спартак» — «Парма» в 1994 году.

Оглушительный успех МММ способствовал появлению бессчетного множества финансовых пирамид-последователей. Одной из таковых была «Властилина»...

В 1992 году предприимчивая гражданка Валентина Соловьева основала компанию, которая занималась продажей автомобилей по низким ценам. «Счастливым» вкладчикам этой компании предлагали внести деньги в размере 3,9 миллиона рублей, за что каждый из них мог получить по «красивой» цене автомобиль «Москвич». В то время «Москвич» на постсоветском рынке стоил примерно 8 миллионов. Соловьева выполняла обещания, и в скором времени число вкладчиков компании преумножилось. В отличие от МММ «Властилина» в рекламе не нуждалась. Фирма продавала квартиры, особняки и бытовую технику, а также принимала денежные вклады под огромные месячные проценты. Минимальная сумма вклада составляла 50 миллионов рублей. Вкладчиками пирамиды тогда стали многие знаменитости, такие как Пугачева, Розенбаум и Бабкина, криминальные авторитеты и даже чиновники. В своих масштабах пирамида разрослась и присутствовала во многих странах СНГ, в том числе и в Казахстане.

«Благополучие» компании пошло под откос спустя два года. «Москвичи» сначала выдавали только через месяц после вложений, потом — через два, а после срок ожидания увеличился на неопределенное время, пока однажды их не перестали выдавать вовсе... Вскоре в офис «Властилины» нагрянула проверка, в ходе которой стало известно, что у фирмы нет ни перечня вкладчиков, ни системы учета денег. Валентину Соловьеву приговорили к семи годам лишения свободы, из которых она отсидела лишь один. По прошествии лет, в 2005 году, ее снова задержали за попытку провернуть подобную схему, но на этот раз ей на четыре года была уготована колония строгого режима. От действий фирмы пострадали более 26 тысяч человек, принесшие «Властилине» всего за год деятельности 543 миллиарда рублей.

1994 год также не прошел незамеченным в Казахстане и ознаменовался появлением первой отечественной финансовой пирамидой «Смагулов и К». К слову, именно российская МММ создала для нее благодатную почву.

Компания, которую организовал некто Нурлан Смагулов, имела даже производство и недвижимость (не путать с Нурланом Эркебулановичем Смагуловым — известным предпринимателем, меценатом, основателем и единственным акционером Astana Group). Общий долг компании перед вкладчиками превысил 600 миллионов тенге. После начала расследования Смагулов скрылся за границу. Официально основатель пирамиды обманул 35 тысяч человек.

Странное слово «ваучер»

Помимо напасти в виде финансовых пирамид граждане постсоветского пространства попались и на государственную финансовую махинацию — так называемую ваучерную приватизацию. Вот только в самом начале использование ваучеров (государственных ценных бымаг) было подкреплено авторитетом государства. В первые дни после распада СССР президент России Борис Ельцин подписал указ, давший старт приватизации. Правительство планировало совершить беспрецедентный маневр: было объявлено, что основная часть государственных предприятий должна была стать акционерными обществами и перейти в руки собственников из народа. Для приобретения госсобственности выпустили ваучеры — государственные ценные бумаги номинальной стоимостью 10 тысяч рублей каждая и раздали гражданам от мала до велика. На них-то и можно было купить свою долю госсобственности.

Однако большинство людей просто не представляли, зачем нужны «красивые бумажки» и что с ними делать. Примерно треть населения, как потом выяснилось, решила вопрос просто: люди сбывали ваучеры скупщикам. «Тогда как раз появились мужички с характерной прической, которые держали объявления «Куплю ваучеры, деньги — сразу». Вот им и сдал», — припомнил в одном из онлайн-обсуждений несостоявшийся «капиталист». Другой обладатель ваучера рассказал, что проиграл его в карты. Еще один респондент честно признался, что оставил парочку на память, а остальные пропил.

Но большая часть граждан, как правило, выменивала ваучеры на еду. В 90-е за два ваучера можно было купить одну бутылку водки или пару килограммов гречки.

И хотя ход приватизации теоретически регулировался правовыми актами, на деле эти законы не действовали. Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия захватывали их директора. В других в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов. В то время существовала отработанная схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу. Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов, таких как морские пароходства, заводы черных и цветных металлов, предприятия по добыче и переработке минеральных ресурсов.

Ценнейшая госсобственность практически передавалась тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях. Ваучерная приватизация в России завершилась 30 июня 1994 года. Около 60 процентов предприятий перешли в частные руки. Акционерами разных акционерных обществ стали около 40 миллионов человек. Но, как отмечают эксперты, слой массовых собственников существовал формально. На деле распоряжаться и владеть собственностью смогла лишь узкая группа лиц.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру