В Алматы запускают scooter sharing. Но в чем проблема-то?

В Алматы планируют запустить новый вид шеринга, который позволит передвигаться по городу, не задерживаясь в автомобильных заторах и не выматывая себя накручиванием педалей велосипеда. Правда, о доступности новой услуги можно говорить весьма условно.

В Алматы запускают scooter sharing. Но в чем проблема-то?

Второй заход

На днях в Алматы запустят новую услугу — scooter sharing (аренда электросамокатов). Сама задумка, несомненно, отличная! Она уже давно должна была занять свою нишу в сегменте городского транспорта, ведь ландшафт южной столицы не располагает к вальяжным прогулкам на велосипедах, как ни крути! Алматы не Амстердам, построенный на равнине.

И если не вдаваться в детали новой услуги, то может показаться, что алматинцы дождались достойной альтернативы, которая позволит оставить машину в гараже, при этом не вымучивать себя в общественном транспорте. Но так ли это? Попробуем вместе разобраться и ответить на ключевые вопросы, которые интересуют простого обывателя.

Сразу скажем, что этот стартап уже пытались запустить ровно год назад, однако его реализацию отложили, как сообщают, из-за задержек в поставке оборудования. Сейчас, судя по всему, «хвосты подтянули».

На первом этапе обещают выставить 50 электросамокатов, число которых в дальнейшем должны расширить до нескольких сотен. Увы, все они будут «привязаны» к станциям, то есть принцип будет таким же, как у муниципального проекта шеринга велосипедов Almaty bike. Насколько это удобно, судите сами.

Для того, чтобы поездка состоялась, нужно, чтобы совпало несколько факторов: недалеко от места старта был свободный самокат, место назначения было рядом с «парковкой» и чтобы на этой самой «парковке» были свободные ячейки. В противном случае вам придется либо искать другую станцию, что еще сильнее отдалит вас от места назначения, либо вызывать сотрудника компании, что влетит в копеечку. Но об этом чуть позже.

Для сравнения, в калифорнийском ЛосАнджелесе электросамокаты не прикреплены к станциям, а разбросаны по всему городу. Там нет ограничений, куда можно ехать и где их оставлять — главное, чтобы они не мешали пешеходам и автомобилям. Но оставим пока калифорнийцев, нам до них далековато. Вернемся к реалиям алматинским.

Пожалуй, самый главный вопрос — стоимость аренды, а она составит... 45 тенге за минуту плюс к этому еще 100 тенге за разблокировку. То есть снять со станции самокат и тут же поставить его на место обойдется в 100, а может, и в 145 тенге. Сразу после выхода новости о стартапе пользователи сети возмутились обозначенному чеку. Но руководство проката считает стоимость адекватной.

«Сервис не предназначен для того, чтобы взять и кататься часами. Это для коротких расстояний, которые можно проехать за пять-семь минут. Это будет быстрее, особенно в часы пик, и дешевле, чем такси», — утверждает руководитель компании Ozim Scooters Асылбек Есенов.

Судя по всему, стартап должен решать проблему «последней мили», но с учетом того, что все станции расположены в зоне платных парковок, для автомобилистов этот вид транспорта вряд ли будет привлекательным.

20 со звездочкой

В прошлом году Ozim Scooters презентовали представители алматинского акимата, и тогда этот же самый проект анонсировали с тарифом 25, а не 45 тенге за минуту. Понятно, что за прошедшее время свою роль сыграла инфляция, но 180 процентов — не перебор ли это?

Можно было бы предположить, что поднять ценник заставили тарифы на электроэнергию, ведь самокаты нужно постоянно заряжать... Берем калькулятор и высчитываем среднюю «прожорливость» самокатов с аналогичной мощностью. Не вдаваясь в сложные вычислительные примеры, выведем сухой остаток: во время подзарядки электросамокат потребляет 60-70 Ватт в час, на полную зарядку требуется 4-5 часов (это максимум, современные аккумуляторы заряжаются за 2-3 часа). То есть при средней в Алматы стоимости тарифа электроэнергии 23 тенге за 1 кВт/ч «топливные» затраты на 20 километров пути составляют 55,2-64,4 тенге. При этом райдер должен будет заплатить за 48 минут аренды (примерно это время потребуется в идеальных условиях), что составит 2260 тенге (с учетом стоимости разблокировки). Понятно, что в цену нужно заложить амортизацию транспортного средства и другие расходы, но... 2260?!

Слово о «дешевле, чем такси». Расстояние от перекрестка Саина — Толе би до развязки ВОАД — Толе би составляет как раз 20 километров (если проложить маршрут через Аль-Фараби). «Яндекс такси» в разгар рабочего дня предложил поездку за 1810 тенге против 2260 тенге за самокат, на котором скорее всего добраться до места не получится.

Дело в том, что скорость и максимальная дистанция электросамоката напрямую зависят от: числа стартов/остановок, веса райдера, угла подъема. Особенно остро все эти моменты ощущаются на самокатах с маломощными, по современным меркам, двигателями мощностью 250 Ватт, а именно такие и будут сдаваться в аренду. В открытом доступе есть множество тестдрайвов, показывающих, что разница в дальности поездки райдера весом 40-50 килограммов и человека весом около 100 килограммов может составлять до 40 процентов. Получается, если говорить о поезде по прямой, то на отрезке в 20 километров, который проедет самокат с хрупкой девушкой, «болид» под управлением рослого мужчины разрядится на отметке 14 километров. Оставшиеся шесть — пешком. Ускоряется процесс разрядки и при подъеме в гору, то есть на дистанции все тех же 20 километров, но с солидным уклоном вверх до финиша рискует не добраться даже легкий райдер. Также падает и скорость: если по прямой самокат может разогнаться до 25, то в гору — не более 15 километров в час, что опять-таки приведет к увеличению времени в пути и конечной стоимости проезда.

Если же отсечь длинные поездки, а сфокусировать все внимание исключительно на коротких, то и тут не все так просто. При максимальной и непрерывной скорости в 25 км/час за пять минут на самокате удастся преодолеть два километра — это отрезок по улице Желтоксан от Сатпаева до Толе би. Стоимость шеринга в теории должна составить 325 тенге. Сумма вполне реальная, но опять же лишь в определенных условиях — если посчастливится попасть на «зеленую волну», когда все светофоры на пути будут светить зеленым светом.

Если же «повезет» в обратную сторону, то на этом отрезке вы «соберете» семь «красных» светофоров, на каждом из которых нужно будет отстоять по две-три минуты. То есть к предполагаемой стоимости проезда нужно будет прибить еще 945 тенге, что увеличивает сумму общего чека до 1270 тенге. «Яндекс-такси» предлагает реализовать эту поездку за 750 тенге, причем независимо от цикла светофоров.

Еще один важный момент, намекающий на то, что стоимость шеринга излишне «заряжена», — наличие конкурентов из совершенно другой ценовой категории. На платформе бесплатных объявлений OLX есть множество предложений по аренде электросамокатов. В среднем эта услуга стоит 1000 тенге в час (выходит 16,6 тг/мин), а за 5000 тенге можно арендовать электросамокат на все 12 часов (6,9 тг/мин). Судя по количеству объявлений, эта услуга уже завоевала своего потребителя, ведь именно спрос рождает предложение, а цена даже в 16,6 тенге вполне рентабельна. Конечно, предложения на OLX не лишены недостатков. К ним можно отнести необходимость предоставления в качестве залога документа, удостоверяющего личность арендатора, и сумму в размере 20-30 тысяч тенге. Но некоторые арендодатели согласны выдать транспорт и в случае наличия нотариально заверенной копии документа.

Отвечаешь головой

Для того чтобы взять самокат в аренду, «необходимо пройти регистрацию в мобильном приложении Ozim и ожидать активации. Проверка документов занимает до 24 часов», — говорится на сайте Ozim Scooters.

И уже в первом шаге, регистрируясь, вы должны согласиться с пользовательским соглашением и условиями пользования. Пока вы не согласитесь, перейти к следующему шагу невозможно. «МК» рекомендует перед тем, как нажать кнопку «далее», не полениться и внимательно прочесть все 11 «листов» документа — в них много чего интересного. Кстати, документ (датируемый 2019 годом), загруженный на сайт Ozim, отличается от документов, прикрепленных к одноименному приложению (от 2020 года), но суть условий примерно сохранена.

Ранее мы уже говорили о том, что в случае отсутствия на станции свободных мест можно вызвать сотрудника Ozim. Так вот, услуга эта платная и составляет 5000 тенге. При этом в договоре оферты не уточняется, за какое время сотрудник должен приехать. Возможно, это будет 10 минут, а быть может, и час. То есть появляется риск опоздать на встречу, что ставит очень большой вопрос над самой задумкой экономии времени. Если же вы его (сотрудника) не дождетесь и оставите электросамокат около станции, то могут выставить штраф на все 10 тысяч тенге.

Перестраховку Ozim Scooters можно понять, ведь ранее в Казахстане уже был печальный опыт с шеринговыми велосипедами Ofo, которые, не стесняясь, растаскивали по поселкам и аулам, выставляли на продажу, прятали в подъездах и на балконах своих домов. Но должны ли страдать из-за этого законопослушные пользователи?

Конечно, нужно понимать, что пользователь берет на себя весь риск и ответственность за свои действия во время поездки — это понятно. При этом при регистрации пользователь соглашается с тем, что «ТОО «Ozim Scooters», любые его сотрудники и представители не несут никакой ответственности за вред, ущерб, повреждения, поломки и убытки, а также травмы, нанесенные пользователем самоката любой третьей стороне во время катания на самокате, а также за травмы, полученные пользователем самоката во время катания», уточняется в документе.

То есть, если на самокате, допустим, заклинит колесо (предположим, из-за заклинившего подшипника) и райдер упадет, то вся ответственность, без реальной вины, ляжет на последнего. В документах мы не нашли пункта, в котором рассматривалась бы хотя бы диагностика неполадки, которая определяла бы причину поломки и причастность арендатора. Виновен априори. Возможен ли такой сценарий? Вполне. Ведь это техника, а ничего вечного в этом мире пока не изобрели. Подшипник, тормозная система, рулевые узлы — все эти детали подвержены нагрузке и износу, а после определенного времени эксплуатации могут выйти из строя даже при работе в штатном режиме. Вопрос лишь в том, кто станет тем «счастливчиком», кому предъявят счет.

Еще из интересного: если самокат не будет деактивирован в течение 48 часов, он будет рассматриваться как потерянный или украденный, и пользователь выплачивает 200 тысяч тенге. И это верно, ведь в первую очередь нужно дисциплинировать!

А вот что лично нас оттолкнуло от регистрации в приложении, так это еще одно из условий, в котором пользователь дает согласие на обработку персональных данных не только в течение срока действия договора (то есть фактической аренды), но и «...в течение трех лет после истечения указанного срока. Персональные данные включают в себя: ФИО, адрес, контактные данные (номер телефона, номер мобильного телефона, адрес электронной почты), селфи-фото пользователя, фото удостоверения личности и иную информацию о нем...», говорится в условиях аренды. Зачем оператору право производить какие-либо манипуляции с моими данными в течение трех лет?!

В общем, не ленитесь, изучайте документы и только потом принимайте решение, чтобы в дальнейшем «последняя миля» не превратилась в золотую.

Электросамокаты — популярное средство передвижения во многих странах мира, причем, сравнивая со стоимостью аренды за рубежом, Ozim выглядит заметно дешевле. Но полноценно сопоставлять «их» цены и «наши» можно будет только тогда, когда уровень жизни и доходы казахстанцев будут на аналогичном уровне.