Онлайн-обучение в Казахстане: Кунделік, сопротивление масс и техническое несовершенство. Но плюсов больше

20.05.2020 в 06:01, просмотров: 398

Впервые в истории человечества весной этого года одновременно 165 стран перешли на дистанционное образование из-за пандемии коронавируса. Система kundelik.kz, созданная в Казахстане три года назад, в первый день выхода в эфир на карантине сравнялась по трафику с нагрузкой на YouTube. За один день в систему kundelik.kz зашло более 2,2 миллионов посетителей, количество просмотров страниц и внутренних разделов составило 48,7 миллиона!

Онлайн-обучение в Казахстане: Кунделік, сопротивление масс и техническое несовершенство. Но плюсов больше

За кадром — большая работа

Первый раз за всю историю развития интернета в стране на казахстанский ресурс пришлась такая суточная нагрузка. Из-за этого пользователи, имевшие невысокую скорость интернета, испытали сложности со входом в систему. Тут же полился шквал негативной информации в сети. И если многие родители впервые столкнулись с этим ресурсом, то учащиеся и педагоги пребывают в нем уже несколько лет. Ведь электронный дневник, чем и является эта система, появился не внезапно. Сегодня он обслуживает более 3 миллионов учеников, 2,3 миллиона родителей и 340 тысяч учителей в Казахстане. Но многим и в голову не приходило, что все сообщения, как по тому же WhatsApp, приходят через kundelik.kz, через него же ведется контроль качества знаний и поведения школьников, заполняются журналы и расписание, отмечаются все необходимые школьные и внеурочные мероприятия.

В связи с нагрузкой на интернет стали дополнительно расширяться серверы и системы хранения данных онлайн-дневника, чтобы в чрезвычайной ситуации он мог исправно функционировать. Что касается дистанционного образования, то и оно нагрянуло в наши дома не сегодня. На «удаленке» учится, совершенствует свои знания, повышает квалификацию, работает и зарабатывает, преподает, проводит миллионы обучающих занятий, тренингов, мастер-классов огромное количество населения планеты. Но полного перехода на дистанционное школьное образование не предполагалось, kundelik.kz создавали для удобства и оперативности системы электронных журналов и дневников, и еще для прозрачности общеобразовательного процесса.

Прозрачность и удобство как цели сайта

Мухтар Ильясов, генеральный директор компании «Кунделік», рассказывает о целях создания этой платформы, проблемах, которые возникли, путях их решения, дает практические советы для более оптимального использования образовательного сайта.

— С какой главной целью создавали «Кунделік»?

— Мы все свидетели того, сколько процессов в повседневной жизни стали автоматизированными, и на них затрачивается меньше времени и сил, чем ранее. Все это стало возможным с использованием информационных технологий. Четыре c половиной года назад группа IT-специалистов поставила перед собой задачу создать продукт с использованием информационных технологий, позволяющий решать ежедневные вопросы академического учебного процесса в школе с его масштабированием на всю страну. Кстати, создали мы этот проект на основе государственно-частного партнерства с Министерством образования и науки, что означает, что мы не получали и не получаем от государственного бюджета ни единого тенге. Почти полтора года мы проходили все проверки по всем ведомствам страны.

Но актуальность цифровизации учебных процессов была уже в воздухе! Давайте представим, как это может помочь всем участникам общеобразовательного процесса. К примеру, учащимся с появлением гаджетов уже не хочется заполнять в бумажном дневнике расписание, теряя время на записи всех уроков и заданий на дом. Оценки в этих дневниках могут и не контролировать родители. Если помните, то и в бумажных журналах учителей необходимо было на каждой странице заполнять фамилии учеников, темы уроков, отмечать отсутствующих и успеваемость каждого. При этом ни сами ученики, ни их родители никогда не видели, сколько отчетов по окончании четверти и учебного года заполняли предметники и классные руководители. Надо было посчитать все оценки, все отметки о посещении, вывести успеваемость класса и так далее. И все эти отчеты очень срочно всегда были нужны руководству школы, районным, городским отделам образования, областным управлениям образования и далее Министерству образования и науки. То есть вся эта бумажная волокита всегда отнимала уйму времени и энергии.

— Что предложил сайт kundelik.kz?

— Здесь можно объяснить по пунктам:

— доступность журнала для учителей в любое время, когда отпадает необходимость носить с собой килограммы бумажных версий — надо знать только пароль и логин, чтобы войти на сайт с любого электронного устройства;

— возможность выставлять оценки сразу на уроке в журнал, и в этом случае оценка сразу переходит в дневник ученика и тут же видна школьнику и его родителям;

— составление отчета по успеваемости, включая новые системы оценивания в Казахстане, такие как СОР и СОЧ плюс формативное оценивание;

— доступность отчетов для администраторов школ буквально через несколько секунд. Хочется отметить, что с такой же скоростью отчеты по школам может собрать региональный отдел образования или Министерство образования и науки. Сразу после урока видно, кто и сколько задал на дом, сколько оценок выставил, кто отвечал и что получил.

— Что самое важное в системе сайта?

— Самое главное — сайт дает абсолютную прозрачность оценивания! Теперь уже никто не может потихоньку исправить оценку с помощью ластика или лезвия. Это очень влияет на сокращение коррупции в системе образования в итоге. Возможно, это не всем сегодня нравится.

Что еще важно: родители с первых дней стали активными участниками электронного дневника. Они сразу видят сообщения с оценками детей и домашними заданиями. Тем самым у них появилась возможность вовремя скорректировать знания, помочь с выполнением домашних заданий. Родители также узнают о выходных днях, изменении в расписании, родительских собраниях и школьных мероприятиях.

Проблемы электронного дневника

О проблемах и способах их решения также рассказывает Мухтар Ильясов:

— Проблемы есть, и их было много. Самым сложным оказалось сопротивление массы в вопросах цифровизации в образовании. Но во все времена общество противилось новому.

Мы обучили десятки тысяч учителей пользоваться новой системой журналирования и электронного дневника. Для этого проводили выездные семинары, сейчас практикуют вебинары, функционируют call-центр, видео- и электронные инструкции. Также это касается родителей учеников и представителей уполномоченных органов образования. Только такая ежедневная работа по просвещению в области цифровой грамотности с пользователями, консультации и обучение, совершенствование функционала решат этот вопрос.

Наличие в школах оборудования, доступа к интернету — это вторая большая проблема. И другая половина технического вопроса — доступность к сети в домах у школьников, там, где ученики и их родители смогли бы воспользоваться благами цивилизации.

Эти вопросы государство решает уже напрямую, через местные исполнительные органы, или через центральные органы власти, где-то — путем привлечения спонсорской помощи от бизнеса, а также совместной работой с провайдерами интернет-связи.

Есть вопросы бюрократии при работе с государственными органами, которых было очень много в начале проекта, но с каждым годом это уходит на второй план, и вопросы решают быстрее.

Планы развития и рекомендации пользователям

— Пользователи нашей системы могут ознакомиться с интересными материалами на самом сайте kundelik.kz и на портале сайта portal.kundelik.kz, следить за новостями на наших ресурсах и в социальных сетях, — говорит Мухтар Ильясов. — Из них можно почерпнуть много полезного в области образования и в то же время найти ответы на многие ежедневные вопросы по нашей системе, волнующие наших пользователей. Нам всем сейчас предстоит успешно завершить последнюю четверть, которая в этом году отличается из-за дистанционного образования и перехода в онлайн-формат, подвести итоги, подумать над планами на предстоящий период, проанализировать свою деятельность за прошлый период.

В перспективах развития нашего образовательного ресурса предусмотрено создание вместе с партнерами нового учебного контента к сентябрю 2020 года, — поясняет Мухтар Ильясов. — Мы планируем расширять функциональные возможности нашего проекта, включая его мобильные решения для смартфонов, расширять методологические решения в тесной связи с МОН РК и его структурами, улучшим систему отчетности с помощью BI аналитики и обогащением данных с помощью Big Data-процедур.

Из бесед с родителями и педагогами

Есть такое мнение Натальи Резаевой, мамы ученицы третьего класса школы No 23 города Шымкента:

— Я сложностей в онлайн-обучении не увидела, возможно, потому что не расстаюсь с ноутбуком, разве что сами школьники и родители создают путаницу даже тем, что не подписывают свои файлы. Возможно, я бы предложила для удобства более четко распределять по папкам темы и выполненные задания. Для себя отметила такие, к примеру, плюсы: когда мы получаем задание по английскому с прописанными правилами, мне как человеку, не владеющему этим языком, проще эти правила видеть, и тогда я учу их для себя и могу объяснить ребенку. Мне даже кажется, что за несколько недель в карантине мы выучили больше, чем когда занимались в обычном формате. А что касается дистанционного образования, то я категорически против него — мы можем рассматривать такой вариант лишь как вынужденный и временный.

Из педагогов, которым в этот пандемический период пришлось перейти на дистанционку, удалось пообщаться с Кармине Барбаро, профессором, преподающим итальянский язык сразу в нескольких учебных заведениях Алматы:

— Я понимаю, что идея государства прекрасна, если бы к ней добавить соответствующий интернет. Конечно, как педагог я пока недоволен этим ресурсом. Добавлю сюда и безответственность обучающихся, которые могут просто не выходить на связь, отправлять выполненные домашние задания без подписей, в ужасном качестве, иногда даже сфотографированные на помятой бумаге. У меня в гимназии 149 студентов в семи классах, и как я могу управлять ими одновременно дистанционно при такой ситуации? Но мы как-то справляемся в итоге.

Вот и получается, что проблему с дистанционным обучением мы создаем сами, все вместе, порой даже не разобравшись в ней. Да, такая чрезвычайная ситуация случилась впервые, но она не должна была исключить возможности получать образование. До конца учебного года осталось всего несколько дней, и стоит, пожалуй, взять всем себя в руки, благополучно сдать все и СОРы, и СОЧи, отдохнуть за лето и вернуться осенью за новыми академическими знания, ибо они свет. Всем добра и здравомыслия!


|