Как COVID-19 изменит здравоохранение?

20.05.2020 в 06:13, просмотров: 576

Пандемия коронавируса повлияла на многие сферы жизни. Некоторые из них уже не будут такими, как прежде. В первую очередь это касается здравоохранения. Будет пересмотрен порядок оказания медицинской помощи, а часть услуг, возможно, перейдет в виртуальный формат.

Как COVID-19 изменит здравоохранение?

С начала введения карантина во всем мире, в том числе и в Казахстане, оказание медицинской помощи видоизменилось. Все медучреждения в последние месяцы работают по принципу инфекционных больниц. Поступивших больных обязаны принимать через фильтр. И уже после диагностики и исключения коронавирусной инфекции можно приступать к лечению.

Основные силы медиков брошены на борьбу с COVID-19. На это же нацелена работа «скорой». Поликлиники и больницы работают в новом режиме, некоторые виды помощи видоизменены или приостановлены. Посещать эти учреждения без острой необходимости не рекомендуют. В коридорах поликлиник нет привычных очередей. Участковые врачи и профильные специалисты принимают только пациентов, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи, для них же доступны услуги лаборатории и диагностики. К группе пациентов, обслуживающихся врачами без записи, относятся беременные женщины, дети и больные, которые нуждаются в безотлагательной помощи. Остальные пациенты находятся на постоянном дистанционном мониторинге. Увеличилось количество посещений на дому, идет активный патронаж новорожденных и диспансерных пациентов. При необходимости организовываются консультации профильных специалистов по видеосвязи и по телефону. На время приостановлено оказание плановой медицинской помощи по порталу Бюро госпитализации. Плановые операции проводят только в том случае, если от этого зависит жизнь пациента.

Во время карантина казахстанцы могут получить видеоконсультацию опытных врачей на портале 1430.kz. Для этого необходимо зарегистрироваться, выбрать врача и записаться на онлайн-прием. Порядок работы таков: доктор предварительно изучает анализы пациента и запись к его медицинской карте, проводит видеоконсультацию и при необходимости может назначить очный прием. На портале зарегистрировано более 700 квалифицированных врачей, которые дистанционно оказывают медицинскую помощь населению из всех регионов страны. В то же время при обострении других хронических заболеваний можно использовать возможности телемедицины, советоваться с врачами дистанционно. Как говорят разработчики этого портала, это экономия времени, безопасность и эффективность медицинских онлайн-услуг.

Новые технологии в помощь

Нынешняя ситуация продемонстрировала, что ряд услуг и функционала можно смело перевести в режим онлайн и от этого ничего не изменится. Только всем станет лучше. Советская система — с талонами на запись к врачу, обязательными явками — давно себя изжила. Сегодня есть новые технологии, которые позволяют упростить любой процесс. Поэтому необходимо полное переформатирование существующей системы здравоохранения.

В Казахстане при заболеваниях и травмах врач выдает больничный лист работающим пациентам на три календарных дня. Есть исключения: в период вспышки ОРВИ этот срок продлевают до шести дней. Отсрочить больничный можно максимум до 20 дней, в остальном требуется заключение врачебной комиссии. Но в сегодняшних условиях, когда ходить по поликлиникам стало опасно для здоровья, необходимо пересмотреть сроки и формат выдачи больничного листа. Понятное дело, что за три дня человек не выздоровеет, а если пойдет к врачу, то есть риск подцепить заразу, поскольку иммунитет ослаблен, или, наоборот, стать источником заражения. Учитывая загруженность и нехватку врачей, вызов на дом не лучший вариант. Гораздо удобнее и эффективнее онлайн-прием. Пациент может сдать анализы, которые в электронном виде придут к врачу. Доктор, в случае если заболевание не предусматривает обязательной «очной ставки», может связаться с пациентом, расспросить его о самочувствии и на основании общей картины принять решение продлить больничный, а также в случае необходимости назначить дату следующего приема. Минимум лишних «телодвижений», риска распространения инфекции при личной явке в поликлинику, экономия времени врача и пациента.

Новые технологии повысят операционную эффективность клиники. В стенах типичной больницы на 200 коек лабораторные образцы, постельное белье, медицинские материалы, лекарства преодолевают 371 милю в неделю. Медсестры обычно тратят менее двух часов 12-часовой смены на прямой уход за пациентами. В оставшееся время они обрабатывают документы, ищут лекарства, результаты лабораторных исследований. Использование робототехники позволит сэкономить время, потратив его на более нужные дела. В канадском госпитале Humber River, расположенном в Торонто, задачи медсестер выполняют роботы, которые доставляют пациентам еду, выдают необходимые лекарства. А освободившиеся медсестры, приглядывая за роботами, занимаются другими делами.

Университетская больница South Glasgow в Шотландии имеет 26 роботов, которые перемещают медицинское оборудование, постельное белье, продукты питания и отходы. У них есть свои подземный туннель и выделенный лифт. Робот может остановиться и обратиться за помощью, если возникнет препятствие. После выполнения задачи он возвращается в очередь роботов. Технические помощники выполняют около 10 процентов от рутинных задач больницы. Поскольку роботы становятся более доступными, эта цифра может увеличиться до 25 процентов к 2025 году.

Формат лекарственного обеспечения тоже необходимо менять. Так ли нужно пациентам с хроническими заболеваниями ходить за рецептом к врачу? Их диагнозы доказаны, как и необходимость принимать постоянно определенные лекарства. Зачем каждый месяц ходить в поликлинику за рецептами, когда можно их сразу выдавать на год или продлевать в случае необходимости в электронном формате. Тем, кто до сих пор не подружился с новыми технологиями, присылать по почте или приносить лично в руки. К слову, в Южной Корее каждому пациенту выдают браслет с радио-чипом, который в автоматическом режиме, без медсестер, сверяет данные больного с предписаниями врачей и дает соответствующую команду на склад лекарств. Эта разработка не только исключает возможность ошибок под воздействием человеческого фактора, но и повышает эффективность работы медсестер, высвобождая до двух часов рабочего времени в день.

Некоммерческая система здравоохранения, основанная в Миннесоте — Allina Health, позволяет автоматизировать процесс управления персоналом, отказаться от ручного планирования и отслеживания часов работы и расходов. За четыре года использования Allina удалось сэкономить более 4,8 миллиона долларов. Также автоматизация экономит 120 часов в неделю, ранее потраченных на рутинные процедуры, например, планирование, размещение и выставление счетов.

Одна из проблем медицины — текучесть кадров — тоже может быть решена с помощью цифровых технологий. Например, можно автоматизировать процесс выбора кандидата. Облачные возможности могут помочь быстрее фильтровать резюме и профили. Аналитика также может играть некоторую роль в определении заработной платы и пособий, автоматически приравнивая опыт кандидата к рыночным ставкам и организационной структуре. И, конечно, все чаще технологии используют для дистанционного обучения.

Клиники будущего

Сегодня больницы зачастую это скучные «советские» палаты, которые не прибавляют оптимизма, а наоборот, вгоняют в стресс. Руководители больниц все больше признают, что дизайн помещений может улучшать физическое, духовное и психическое здоровье, а также способствовать более быстрому восстановлению пациента. Больницы в со временном понимании — это не помещения с традиционной бело-зеленой или голубой цветовой гаммой. Палаты должны быть больше похожи на номера в отелях.

Многие страны уже идут в ногу со временем. «Клиника будущего» — термин, которым принято описывать принципиально новую для мирового здравоохранения реальность. Так, государственный госпиталь Каролинского университета в Швеции в 2016-м открыл новую клинику. Все стационарные палаты — это отдельные комфортные комнаты с современными дизайном, цветом и материалами. Стеклянная структура больницы максимизирует естественный свет. Клиника спроектирована так, чтобы в ней было намного тише и спокойнее, чем в типичной городской больнице. В клинике есть картины стоимостью 13,2 миллиона долларов, скульптуры, установленные в комнатах для персонала, на лестницах и в залах ожидания.

В самых передовых клиниках по всему миру устанавливают прикроватные терминалы, посредством которых больной получает доступ к электронной истории болезни и всем сервисам, предоставляемым больницей, не вставая с места. Так, в цифровом госпитале Bundang в Южной Корее пациентов в стационаре размещают на смарт-кроватях («умных»), на экране которых в режиме реального времени появляются результаты анализов и отражается ход лечения. В Китае уже насчитывается 79 «умных больниц», большинство из которых построили после 2016 года.

В некоторых больницах есть клинические командные центры, в которых врачи, медсестры и техперсонал в режиме реального времени в отделениях интенсивной терапии контролируют жизненно важные показатели состояния пациента. У каждого пациента есть ячейка на цифровой стене, которая показывает имя, возраст, место его расположения в больнице и основные показатели здоровья. Зеленая точка — низкий риск, красная — высокий. Команда внимательно следит за красными точками и предупреждает персонал подразделения о возможных вмешательствах.

В клиниках США внедряют так называемый OSUMyChart, который позволяет пациентам просматривать записи их здоровья, результаты тестов, задавать вопросы врачам, назначать встречи с врачом и родственниками, подавать сигналы персоналу или читать учебные материалы, относящиеся к их диагнозу. Пациенты, использующие OSUMyChart, чувствуют себя более уверенно, лучше понимают состояние своего здоровья.

Многие больницы сегодня опаздывают с внедрением цифровых технологий. Информация зачастую разобщенная, нет единой базы. Но ситуация, уверены эксперты, изменится. Пациент будет вовлечен в процесс лечения и сможет получать информацию о своем здоровье по одному запросу, как сегодня он получает новости о погоде или пробках на дорогах. Виртуальный помощник может ответить на обычные вопросы пациента о диагнозах, ожидаемом выздоровлении, а также о ежедневных графиках приема лекарств.

Технологии, вероятно, будут иметь первостепенное значение в будущем, но оказание помощи особенно для сложных пациентов и процедур не обойдется без человеческого вмешательства.


|