Как будут сдавать экзамены казахстанские школьники и студенты

В Казахстане отменили выпускные экзамены в школах. Итоговую аттестацию 9-11-х классов будут проводить на основе годовых оценок. В высших учебных заведениях госэкзамены и защиту дипломных работ отменять не собираются, а сейчас решают, в каком виде они будут проходить. Текущие экзамены во многих вузах также отменили. Между тем некоторые эксперты считают, что после снятия карантина процесс получения образования во всем мире уже не будет прежним.

Как будут сдавать экзамены казахстанские школьники и студенты

В докладе Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша говорится о том, что 166 государств закрыли школы и университеты из-за пандемии COVID-19, более полутора миллиардов школьников и студентов, а это 87 процентов от общего числа всего обучающегося населения, не посещают образовательные организации. В некоторых странах вообще ввели долгосрочные каникулы и остановили учебный процесс — школьники Кувейта вернутся за парты только 4 октября (исключение — выпускники). Президент США Дональд Трамп 20 марта объявил об отмене школьных экзаменов. Вступительные экзамены в вузы перенесли с апреля на июнь. Сообщали также, что студентам простят проценты и поздние платежи по учебным кредитам. Министерство образования Франции перенесло национальные экзамены, которые должны были состояться 5 апреля, не менее чем на три недели. По словам министра образования Жан-Мишеля Бланке, экзамены пройдут, но их форма может измениться. Власти прорабатывают вариант проведения экзаменов онлайн. В Великобритании отменили экзамены GCSE (на аттестат об общем среднем образовании), намеченные на май и июнь. Учителя выставят оценки, необходимые для поступления в вузы исходя из усредненного показателя знаний. Государственное управление среднего образования Швеции также объявило об отмене всех госэкзаменов в начальных и средних школах. Учебным заведениям предписано самостоятельно выбрать форму оценки знаний учащихся. Власти Индонезии отменили школьные выпускные экзамены всех уровней, которые должны были пройти в апреле. Прорабатывают новые методы оценки знаний: выставление финального балла на основании оценок, полученных за семестр, или проведение проверки знаний онлайн. Вузы Германии перенесли начало летнего семестра, университеты Берлина, Мюнхена, Галле и других городов начали принимать экзамены онлайн. В Чехии, если учебные заведения останутся закрытыми до 1 июня, то все выпускные экзамены отменят, а аттестаты об окончании школы будут составлять на основании оценок за последние три года. Министерство образования и науки Украины отменило школьные экзамены для 4-х и 9-х классов и перенесло высшее национальное оценивание (ВНО, аналог ЕНТ) на август. По словам и.о. министра образования Любомиры Мандзий, вступительную кампанию в вузы продлят до октября 2020 года. В Азербайджане первый этап вступительных экзаменов перенесли — он должен был состояться еще в начале апреля. Дату проведения последующих этапов назовут только после завершения карантина.

Есть ряд стран, где выпускные экзамены не перенесли. В Кыргызстане 11-классники будут их сдавать с 3 по 20 июня, а 9-классники — с 3 по 18 июня. При этом общереспубликанское тестирование — обязательный экзамен для абитуриентов — перенесли на неопределенный срок. В Беларуси школьные выпускные экзамены не переносили. Они пройдут в начале июня. Однако общественность требует их отменить или изменить формат. В качестве альтернативы предлагают дистанционное проведение экзамена в режиме онлайн. Подготовили петицию на эту тему и собирают подписи. В России ЕГЭ и вступительные экзамены в вузы решили перенести в связи с эпидемией коронавируса, но провести их очно. Сроки единых государственных экзаменов перенесли на две недели: обычно ЕГЭ и ОГЭ начинались с 25 мая, теперь же 11-классники отправятся сдавать экзамены с 8 июня, а 9-классники — с 9 июня. Российское Минобрнауки не исключило, что даты могут сдвинуться еще дальше. В Молдове с переносом экзаменов для выпускников 12-х классов пока не определились. Но экзамены уже отменили для 9-классников. В Грузии вообще нет выпускных экзаменов. Вступительные испытания в вузы пока не переносили, они должны начаться в июле. В высокотехнологичной Японии заняли выжидательную позицию — продлевают каникулы.

В Казахстане выпускные экзамены в школах отменили совсем. Итоговые оценки будут ставить по годовой успеваемости. Также в четвертой четверти суммативное оценивание за раздел (СОР) будут проводить один раз, хотя раньше их было несколько — за четверть почти по каждому предмету. Срок установлен с 4 по 8 мая 2020 года. При этом СОРа не будет по самопознанию, художественному труду, музыке, физической культуре, основам предпринимательства и бизнеса, графике и проектированию, обществу и религии. Суммативное оценивание за четверть (СОЧ) будет проходить один раз — с 18 по 22 мая.

Проведение ЕНТ в Казахстане предполагается оставить в прежнем формате, однако усилят санитарные нормы: увеличат расстояние между тестируемыми, будут измерять температуру тела. Выпускники могут бесплатно использовать подготовительные тесты, которые размещены на сайте Национального центра тестирования. По каждому предмету предложено 70 уникальных вариантов. В этом году в тесты не включат вопросы программы четвертой четверти 11-го класса. Да и в целом в IV четверти 11-классники в основном закрепляют изученный ранее материал, то есть новых тем мало.

Защита по-новому

Иначе обстоит ситуация в высшем образовании. В этом году экзамены будут сдавать 604 345 студентов, из них 142 435 приступят к итоговой аттестации. В Министерстве образования и науки РК разработали методические рекомендации по сдаче экзаменов и защите дипломных работ. Алгоритм основан на требованиях законодательства, приказа МОН (от 1 апреля 2020 года, No 123) по организации дистанционного обучения, а также рекомендациях ЮНЕСКО. Но пока не совсем понятно, как у студентов будут оценивать знания, а это две категории: учащиеся 1, 2, 3-х курсов и выпускники. Что касается первой категории студентов, сложностей нет, они сдают сессию. Здесь предусмотрены три варианта: сдача экзамена в дистанционном формате, выставление оценки по дисциплине на основе текущих оценок, перенос экзамена на более поздний срок с выставлением оценки «I» (Incomplete). Это позволит студентам сдать экзамен позже и защитит их от отчисления. Решение принимает каждый вуз самостоятельно. Сегодня студентам уже выставили 1,15 миллиона оценок за работы, выполненные в дистанционном формате.

Со студентами выпускного курса ситуация иная. Итоговая аттестация выпускников высших учебных заведений состоит из двух частей: защиты диплома и комплексного экзамена. Защита дипломных работ остается. Она является интегральной частью образования и суммирует результаты обучения за все четыре года. Если карантинные ограничения не снимут, то работы будут защищать дистанционно. По дипломным работам, согласно академическому календарю, еще в феврале-марте должна была пройти предзащита. В каком виде будет проходить сама защита, каждый вуз решит самостоятельно. Благо им сегодня предоставлена академическая свобода. Министерство образования и науки предоставит университетам возможность бесплатно пользоваться тремя крупными системами антиплагиата. Студенты должны загрузить свои работы в эти системы, а преподаватели и комиссии — проверить их. Затем студент продемонстрирует презентацию, ответит на вопросы и пройдет тем самым онлайн-защиту. В случае если нет возможности выйти в онлайн-формат, вопросы по дипломной работе будут задавать письменно и направлять по любым каналам связи.

Что касается комплексного экзамена, то здесь каждый вуз также будет применять один из следующих вариантов: проведение комплексного экзамена в дистанционном формате, выставление суммативной оценки на основе оценок по базовым дисциплинам, перенос комплексного экзамена на более поздний срок (лето или осень). В 2018 году вузы Казахстана получили академическую самостоятельность. Таким образом, они могут сами отменить комплексные экзамены, не запрашивая на это разрешения министерства, выставляя итоговые оценки на основе суммативного оценивания. Все будет зависеть от доступности технологий. При этом в вузах заверили, что у них есть системы, которые обеспечат честную сдачу экзаменов. К студентам, не имеющим доступа к интернету, могут применить другой метод — суммативное оценивание по базовым дисциплинам, которое уже проводили.

В образовательном ведомстве не вводят жестких регламентов. Если вуз посчитает нужным перенести некоторые экзамены на летний период, то он может это сделать. «Бланки дипломов государственного образца будут предоставлены всем вузам. Министерство не говорит, когда вам нужно выдавать дипломы. В этом отношении вузы обладают свободой исходя из интересов студентов», — отметил вице-министр образования и науки Мирас Дауленов.

Сами студенты просят отменить им экзамены и поставить «средние арифметические» оценки или хотя бы дать больше времени на подготовку. Также предлагают предоставить им выбор: те, кто доволен своей текущей оценкой, могут не сдавать, а те, кто недоволен — сдавать. Учащиеся вузов жалуются, что постоянно сталкиваются с техническими проблемами при обучении — часто в ZOOM, а затем и в «Майкрософт Тим», на которую позже перевели многих студентов, происходят «вылеты», отключение звука, системные прерывания, что делает сдачу экзамена дистанционно не просто тяжелой задачей, а почти невыполнимой.

Онлайн-защита дипломной работы — что-то новое для нас. К слову, университеты Берлина, Мюнхена, Галле и других городов уже начали принимать экзамены онлайн. В России многие высшие учебные заведения объявили о проведении государственных экзаменов и защиты дипломов в дистанционном формате. В онлайн-режиме проэкзаменуют 10 602 выпускника МГУ имени М.В. Ломоносова.

Эта система ориентирована на обучение лишь способных и мотивированных студентов — тех, кто хочет учиться, а не просто получить диплом. Те, кто в аудитории не всегда учился, при переходе на «удаленку» вообще перестал что-либо делать, надеясь, причем не без оснований, что их «поймут и простят». Есть обоснованное беспокойство, что защита дипломов в онлайн-формате не увенчается успехом как из-за технических неполадок, так и из-за «проворности» некоторых студентов. Защитить дистанционно удастся только тем выпускникам, диплом которых представлен в виде текста. В то же время есть студенты, обучающиеся на творческих, физических и инженерных факультетах, где требуется наглядное представление проекта.

Также дистанционный формат сдачи может привести к тому, что студенты будут списывать или обманывать педагогов другими способами, пользуясь техническими помехами или возможностями. Довольно сложно понять, не помогает ли ему кто-то или, вообще — тот ли самый это студент. Изза качества связи комиссия может подумать, что вроде похож, а на самом деле его кто-то заменил, как это бывало при сдаче ЕНТ.

Эпоха «после коронавируса»

Невозможно просто так взять и применить какую-либо систему дистанционного обучения в массовой школьной практике. Тем более в такие кратчайшие сроки. Если в школах Сингапура и Нью-Йорка давно используют цифровые системы управления учебным процессом и коммуникации с детьми и родителями, то в Казахстане приходится осваивать приемы работы в условиях новых реалий: адаптировать учебную программу и контент к дистанционному формату, изучать и применять новые инструменты, сервисы и платформы, налаживать обратную связь с учениками и родителями. Исследования показывают, что трудозатраты педагогов в новых условиях возросли: у 50 процентов учителей рабочий день увеличился в среднем на один-три часа, у 36 процентов — более чем на три часа. Кроме того, многие учителя столкнулись не только с нехваткой технологической и методической поддержки, но и с непониманием учеников и родителей. Существующие сегодня системы дистанционного обучения оказались ориентированы на обучение лишь мотивированных детей — тех, кто хочет учиться. Для них практически ничего не изменилось. Они продолжают учиться дальше. Остальные, кто и в классе не учился, воспринимают такое обучение как каникулы.

Прогнозы большинства экспертов относительно влияния перехода к дистанционному обучению на уровень подготовки учащихся негативны. Нельзя забывать, что образовательная система должна отвечать не только за обучение, но за воспитание. При дистанционном формате обучения эта функция исчезает. Цифровые технологии не заменят учителя и живое общение, но сейчас ситуация такова, что в ближайшее время альтернативы нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру