Как казахстанские врачи работают в условиях карантина

Ежедневно бригады скорой помощи выезжают на вызовы к тем, у кого есть подозрения на коронавирус. В день в Алматы поступает до 300 таких звонков, и врачи должны быть готовы встретиться с зараженными. При этом не исключена вероятность заражения самих медработников. Так, на днях всего за сутки в южной столице выявили 116 случаев заражения медработников.

Как казахстанские врачи работают в условиях карантина

Стоит отметить, что во всем мире не все врачи справляются с эмоциональной и физической нагрузками, тяжелыми сменами из-за коронавируса и увольняются. Что думают по этому поводу казахстанские врачи и что делается для того, чтобы обезопасить сотрудников медучреждений, при этом выявляя очаги поражающей инфекции?

Как сообщает руководитель Управления общественного здоровья Алматы Тлеухан Абилдаев, в Алматы на 14 апреля число зараженных коронавирусом увеличилось на 174. Большинство (116) из заболевших — медработники. 15 апреля сообщалось уже о 218 заразившихся коронавирусом медработниках в Алматы. Спустя неделю, 21 апреля, в Алматы было выявлено 145 новых случаев коронавируса, 127 из них – медики.

Центральную городскую клиническую больницу Алматы 13 апреля закрыли на карантин после того, как там выявили сразу 37 медицинских работников с коронавирусной инфекцией. Сегодня число зараженных медиков этой больницы достигло уже 147 человек. Как отметил глава управления, состояние у двоих медицинских работников тяжелое в связи с полисегментарной пневмонией, у остальных заболевших — удовлетворительное.

«По всем контактировавшим с больными лицами проводится работа по их выявлению. Заражение могло произойти от пациентов, которым оказывали экстренную медицинскую помощь. Среди них могли быть пациенты с бессимптомным течением. По этому факту сейчас проводится эпидемиологическое расследование», — отметил Тлеухан Абилдаев.

Как пояснили в ведомстве, несмотря на то, что среди преобладающей части зараженных оказались медики, при этом больше половины их них не работали в инфекционных стационарах. Такая ситуация сложилась из-за того, что многие медработники часто перерабатывали и не имели средств индивидуальной защиты.

Об этом ранее пожаловалась в соцсетях зараженная коронавирусом врачинфекционист Толкынай Ордабаева. Она утверждает, что руководство больницы в Меркенском районе Жамбылской области не предоставляло медикам средств защиты, принуждало шить маски и перерабатывать. Этот факт мог послужить причиной резкого падения иммунитета среди медработников. Вскоре после этого объявления Министр здравоохранения Елжан Биртанов пообещал взять дело на личный контроль. Оно закончилось тем, что руководителя больницы освободили от должности. В Горздраве отметили, что главврач осознал «организационные промахи», и что после этого инцидента медицинские организации будут тотально охвачены тестированием. Также помимо медиков тестированию подлежат службы, которые находятся на передовой. К ним относятся и полицейские, которые несут службу на блокпостах, а также сотрудники продуктовых магазинов.

Стоит отметить, что и в других странах врачи часто не справляются с эмоциональной нагрузкой и тяжелыми сменами из-за постоянного наплыва заболевших.

Как признался американский врач Мелисса Томас Скотт, собственное здоровье и здоровье своих детей она ставит выше, чем профессиональный долг: «Я только что уволилась. Пришла на работу и узнала, что меня отправляют на этаж с коронавирусом. Но они знают, что у меня есть дети». У нее дома четыре ребенка от одного года до 17 лет. Сама она год назад поборола рак груди.

«Я переживаю за пациентов, но моя семья и моя жизнь на первом месте», — сказала Мелисса. Американские врачи работают по 12 часов практически без перерыва. По их словам, в больницах царит отчаяние, не все могут выдержать подобную нагрузку.

В комментариях пользователи Facebook отнеслись к этим заявлениям с критикой. По их мнению, они сами выбрали профессию медиков и должны исполнять свои обязанности.

«Мы просто должны приходить на работу и делать то, что можем. Пожалуйста, оставайтесь дома! Если вы дома, вы в безопасности и не разносите вирус», — сказала британка Ширли Ваттс.

А как поступают в подобных ситуациях казахстанские врачи? Что важнее — собственное здоровье или клятва Гиппократа?

Компенсации и лишения

Как признаются алматинские медики, в условиях карантина число обращений на номер 103 возросло. По всему городу есть 12 подстанций. Каждый день на работу заступают 700-800 человек. Телефоны в диспетчерской не смолкают ни на минуту. Кроме того, врачи ежедневно объезжают по списку тех, кто находится на домашнем карантине. При этом на экстренные вызовы приходится выезжать не только по городу, но и за его пределы. Проезд для спецтехники через все блокпосты открыт.

Конечно, никакое передвижение невозможно без специальной одежды: костюм, халат, маска, фартук, очки, головной убор и сапоги. Все это является обязательными атрибутами врачей, выезжающих к пациентам с симптомами любого инфекционного заболевания, и по идее должно защитить медиков от заражения. Чтобы надеть экипировку и отправиться на очередной выезд, врачу даются считанные минуты. А если быть точнее — всего 10 минут на то, чтобы надеть одежду и выехать со станции. В нынешней чрезвычайной ситуации у одного медработника в день бывает около 5-6 таких выездов. Таким образом, в среднем врачи вынуждены находиться в прочно закрытом спецкостюме до десяти часов в день.

Чтобы хоть как-то минимизировать прямой контакт врачей с пациентами, в столице работает онлайн-консультация службы 1430. В связи с режимом ЧП не все имеют возможность выйти из дома, особенно с этой проблемой сталкиваются многодетные семьи. Поэтому для того, чтобы показать ребенка врачу, теперь не обязательно выходить из дома. Помощь специалистов разного направления сейчас можно получить по видеосвязи. К тому же в условиях режима ЧП эта услуга стала бесплатной. Как считают некоторые родители, уже побывавшие на подобном приеме, опытный врач сможет помочь и на расстоянии.

Что касается других ограничений, которые накладываются на медработников, — это постоянные карантинные меры, из-за которых некоторые врачи не могут встречаться со своими семьями.

Жанар Ксанова, врач высшей категории, заместитель директора Городской многопрофильной больницы No 3 Нур-Султана, почти месяц не была дома. Ее место сейчас в карантинном стационаре, где она борется с коронавирусом.

«Когда наш руководитель Данбаева Жулдыз Сейткамзиновна объявила, что больница будет задействована в развертывании провизорных коек по коронавирусу, мы не могли представить, с какой психологической и физической нагрузкой нам придется столкнуться. Мы совершенно не представляли, что нас ждет», — вспоминает Жанар Ксанова.

Однако ни страха, ни сомнений у нее не было. Во-первых, было полное доверие своему руководителю, а во-вторых, в этой сложной ситуации помог ее характер, призналась Жанар. Больше она переживала за родных, а не за себя. Поэтому первым делом позвонила отцу, чтобы успокоить и все объяснить. К счастью, муж, дети и близкие поддержали ее решение, поэтому она ушла в работу со спокойной душой.

Из-за вспышки коронавируса в Казахстане врач инфекционной больницы Кызылорды Гульнар Оспанова почти три недели не была дома и пропустила дни рождения своих дочерей. Ей приходится по несколько часов носить защитный костюм и респираторную маску со специальными очками. Как признается врач, к работе с пациентами с диагнозом КВИ врачи были готовы.

«В принципе, для нас привычно жить в больнице, ведь есть круглосуточные дежурства. Единственное «но» — сложно не видеть своих родных. Я почти три недели не была дома. Очень по ним соскучилась. У меня две дочери, старшей — 20 лет, младшей — 16. В начале апреля у них прошли дни рождения.

Но я в силу сложившихся обстоятельств не смогла поздравить их лично. Конечно же, мы разговариваем по телефону. Когда есть свободная минутка, общаюсь с ними по видеосвязи. Я ни на секунду не сомневаюсь — они понимают, что в такое трудное для страны время я осталась на работе, чтобы спасать людей», — говорит врач.

Стоит отметить, что государство правильно оценивает все риски и жертвы, которые несут медработники. По поручению Президента РК Касым-Жомарта Токаева медикам, задействованным в борьбе с коронавирусом, выплатят надбавки к зарплате. Сумма надбавки будет зависеть от степени риска.

К первой группе, которой полагается надбавка, относятся врачи, средние и младшие медицинские работники инфекционных стационаров, включая отделения реанимации. Всего 3284 специалиста. Размер их надбавки составит 850 тысяч тенге.

Вторая группа — врачи, средние и младшие медицинские работники провизорных стационаров и скорой помощи. Всего 11 951 специалист. Размер надбавки составит 425 тысяч тенге, с учетом заработной платы они будут получать около 600 тысяч тенге в месяц.

К третьей группе относятся врачи, средние и младшие медработники карантинных стационаров, санитарные врачи, водители скорой помощи и другие. Всего это 10 993 человека. Они получат надбавку в размере 212 тысяч тенге. С учетом заработной платы будут получать около 380 тысяч тенге.

Но некоторые медработники встретили эту новость с большим разочарованием. Так как не все из них согласны с тем, как государство определило медработников, которым полагаются надбавка за риски.

По словам врачей городской больницы No 2 в Нур-Султане, пульмонологи (врачи, которые занимаются исследованием и лечением патологий дыхательных путей, легких и плевры) не должны быть исключены из утвержденного постановлением правительства списка медработников, которым полагается надбавка, так как они работали вместе со специалистами по инфекционным заболеваниям.

«Медицинские работники общей многопрофильной больницы, контактирующие с заразными пациентами, в особенности пульмонологической и терапевтической служб, остались за бортом. Мы каждый день рискуем подхватить опасную инфекцию, контактируя с подозрительными и потенциальными заразными пациентами, но нас не берут в расчет, так как считают, что только инфекционисты на передовой», — жалуются они.

Однако официальный представитель Министерства здравоохранения заявил, что указ президента или решение государственной комиссии о доплате «не обсуждаются», и не стал слушать другие вопросы.

С верой в лучшее

В Министерстве здравоохранения отметили, что врачей-инфекционистов в стране на сегодня достаточно. В регионах, не закрытых на карантин, работа поликлиник проходит в штатном режиме за исключением некоторых правил, которые одинаковы для всех — не создавать очереди, придерживаться правил гигиены и соблюдать дистанцию.

Как бы это грустно ни звучало, коронавирус научил общество уважать, ценить не только врачей, но и обычных санитаров. За какую-то пару месяцев статус медработника поднялся во сто крат. Такие перемены в отношении поднимают дух медработников:

— Вечером, после тяжелого дня, когда смотришь видео от людей, артистов, детей со словами благодарности, понимаешь, что нас поддерживают и мы трудимся не напрасно. И, знаете, волна положительных откликов сыграла свою роль. К примеру, кто поступал к нам уже позже, стали относиться с меньшей агрессией, и уже не было отношения как к обслуживающему персоналу, — признаются врачи одной столичной больницы.

13 апреля в 21.00 по местному времени колонны машин скорой медицинской помощи с включенными сигналами и звуковыми маячками проехали по центральным улицам городов Казахстана.

«Оставайся дома, чтобы не оказаться в карете скорой помощи!» — просили медработники через радиорубку. Ведь именно изоляция является наиболее эффективным способом борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру