Класс виртуальный – проблемы реальные

На прошлой неделе начали учебу не только школьники и студенты, но и их родителям невольно пришлось стать учениками и настоящими педагогами одновременно. Обучение вне школьных стен оказалось задачей непростой, а результат первой недели показал, что об истинной цифровизации в стране говорить слишком рано.

Класс виртуальный – проблемы реальные

Прописка имеет значение

За последнее десятилетие многие госкомпании перешли на так называемые цифровые платформы: ЦОНы, электронное правительство, официальные web-ресурсы акиматов. Все это престижно и солидно, только вот в погоне за красотой и пафосом виртуального мира административных ресурсов за бортом «цифры» остались дети. Школьники, как и в 90-х, ходят на информатику по частям, поскольку полноценно оборудованные классы информатики есть не во всех школах, да и проекторными досками могут похвастаться только частные учебные заведения. Но сейчас даже не о об этом.

Перед 6 апреля, днем начала IV четверти в школах и лицеях, было много разговоров о том, как может проходить процесс обучения. Онлайн-уроки в формате видеоконференций и телемостов — это ведь так по-современному. Даже появилась надежда на то, что будет реальная возможность понаблюдать за тем, как твой ребенок общается с учителем и одноклассниками, но увы!.. Уже в начале апреля стало известно, что в Казахстане онлайн-обучения не будет, а придется довольствоваться лишь удаленным форматом подачи информации. В чем, собственно говоря, разница?

Онлайн-обучение — это связь учителя с учениками посредством компьютера или различных гаджетов (смартфон, планшет) через специализированные сервисы. Это могут быть такие программы, как Zoom, Microsoft Teams, Google Class Room или даже старый и ресурсозатратный Skype. Главное преимущество онлайн-урока заключается в том, что можно в режиме реального времени что-то переспросить, уточнить или ответить на вопрос учителя. Он позволяет создать эффект реального присутствия в классе. На такой формат перешли многие страны, в которых коронавирус разогнал детей по домам.

В Казахстане же от этой идеи отказались в пользу удаленного обучения. Здесь как бы тоже нужен интернет, но в отличие от первого случая объем интерактива стремительно близится к нулю, поскольку дети получают задания и дальше уже самостоятельно или с родителями разбирают новые темы. Но этот момент мы разберем подробнее чуть ниже.

В Минобразования решение выбора в пользу удаленного обучения объяснили тем, что в Казахстане отсутствует качественный интернет. И, увы, так оно и есть.

Поставщики услуг не особо балуют казахстанцев этим благом цивилизации, во всяком случае не всех. Не секрет, что в этом поле монополистом является АО «Казахтелеком» — компания, имеющая статус национального оператора связи. А отсутствие здоровой конкуренции, как известно, редко идет на пользу конечному потребителю. Нет, надежда на нормальный серфинг по сети все-таки есть, причем не только в городах, но в отдаленных населенных пунктах он должен быть. Еще в 2018 году между Министерством информации и коммуникаций РК, АО «Казахтелеком» и консорциумом в составе ТОО «SilkNetCom» и АО «Транстелеком» был подписан договор ГЧП по проекту «Обеспечение широкополосным доступом сельских населенных пунктов Республики Казахстан по технологии волоконно-оптических линий связи».

В его рамках должны были обеспечить широкополосным (оптоволоконным) доступом более 1200 сел — из них АО «Казахтелеком» перепал «кусок» в 828 сельских населенных пунктов, в которых проживают 4,8 миллиона человек. Кстати, эта же программа должна была предоставить высокоскоростной доступ для более 3500 школ, больниц, акиматов и прочих учреждений — так говорится на одноименном сайте акционерного общества.

Как показала чрезвычайная ситуация, видимо, еще не дотянули новейшие технологии до поселков и аулов. Ведь неспроста школьникам и студентам, которые на период карантина выехали из больших городов, приходится взбираться на холмы и прочие возвышенности, чтобы «поймать» хотя бы мобильный интернет, что уж там говорить о проводном и тем более оптоволоконном.

К слову, и в городе ситуация не намного лучше, «Казахтелеком» не торопится подключать к скоростным широкополосным линиям даже жителей мегаполисов, если потребители услуг проживают не в многоквартирных домах, а в частном секторе. Им остается довольствоваться линией нерасторопного ADSL-сигнала, который пусть и позволяет оставаться в сети, но по современным меркам отстает ровно на 10 лет.

Если в цифрах, то скорость потока данных ADSL дает в пределах от 1,5 Мбит/с до 8 Мбит/с — это на получение данных. Если же вы что-то загружаете в сеть (то же видео школьника, которое загружается, чтобы его могли увидеть все остальные члены конференции), то скорость составит всего от 0,64 Мбит/с до 1,5 Мбит/с. Оптоволокно же дает счастливым пользователям скорость в среднем 35-50 Мбит/с. Чувствуете разницу?!

Собственно говоря, отсюда и оценка извне: американская компания Website Tool Tester в начале этого года составила рейтинг стран по скорости загрузки интернета за 2019 год. Из 207 стран Казахстан занял 113-е место, в то время как Россия расположилась на 54-м месте, а Беларусь — на 57-м.

Гладко было на бумаге

Сеть казахстанского интернета сейчас проходит настоящий краш-тест на выносливость. В стране один миллион студентов и 80 тысяч педагогов, которые работали в интернете еще до начала школьной IV четверти, а с 6 апреля к ним добавились три миллиона школьников и 350 тысяч учителей.

Как говорилось ранее, в Казахстане приняли решение о проведении удаленного обучения. В теории все должно было получиться следующим образом.

Учебный день начинается с телеуроков, которые транслируют на двух телевизионных каналах — «Ел Арна» и «Балапан», а также на их интернет-ресурсах. Каждый урок длится по 10 минут, при этом, чтобы разгрузить Казнет, в Минобразования приняли решение разделить время: с 8.30 до 14.00 обучаются ученики с 1 по 9-й класс и дети предшкольной подготовки, а занятия в колледжах, вузах, 10 и 11-х классах школ проходят после 14.00. Помимо прочего учитель должен давать задания из учебников, делать какие-то комментарии, следить, понял ли ребенок новую тему, то есть быть с ним на связи.

Также педагог дает в электронный дневник «Кунделик» ссылку на интернет-платформу bilimland.kz, где есть видеозаписи разных предметов и тем (правда, записаны в них уже совершенно другие педагоги). То есть ученик сам должен зайти на сайт, просмотреть видео и выполнить задания. Во второй части учебного дня ребенок работает самостоятельно по тем учебным планам, которые ему вышлет учитель.

Решение запустить телеуроки служит отличным подспорьем в случае, если у ребенка вообще нет интернета и компьютера. В этой ситуации его спасет телевизор. Однако есть и более сложные ситуации.

«Есть у нас отдаленные населенные пункты, где обучаются школьники. Их очень мало. В отдаленных населенных пунктах обучаются в традиционном режиме. Есть населенные пункты, где вообще нет школ, где один-два ученика. До этого для них мы организовали учебный процесс через ежедневный подвоз. Этим детям, например, мы организовываем учебный процесс либо через мессенджеры, либо через услуги Казпочты. Теле-, радио- и другие направления нами также используются», — сказал Асхат Аймагамбетов, глава Министерства образования и науки РК.

В теории никого не оставили без внимания. А что на практике? На практике все получилось совершенно иначе. В первый же день сайты телеканалов «Ел Арна» и «Балапан» попросту рухнули из-за большого количества запросов. К слову, многие современные семьи уже давно отказались от классического телевидения, отдавая предпочтение web-трансляциям, поскольку они предоставляют гораздо больший выбор контента лучшего качества. В итоге тысячи школьников «прогуляли» свой первый учебный день. Но на этом сложности не закончились.

Учиться или мучиться

Есть четкий порядок действий, как именно должны обучать детей в этой непростой ситуации ЧП, в сети его найти не сложно. В нем же говорится, что ученик всегда может обратиться с вопросами к учителю, который выбирает формат обратной связи, но его по факту нет.

В некоторых учебных заведениях учителя и вовсе сбросили с себя все обязанности по объяснению новых тем, посылая детей, а вместе с ними и родителей в «Кунделик» и bilimland.kz, так сказать, самообучаться. Причем задания в «Кунделике» и в книжках зачастую не соответствуют друг другу.

В этой ситуации гораздо больше проблем возникает у родителей. Ведь не каждый человек обладает педагогическими способностями и может объяснить ребенку новую тему, причем именно на таком уровне, которому соответствует его возраст.

Многие мамы призывают к тому, чтобы учителя начали хотя бы скидывать в мессенджер WhatsApp свои видеозаписи с подачей и разъяснением тем, которые сейчас идут по школьной программе. Ведь для этого не нужно дорогостоящее оборудование и нет необходимости осваивать новые компьютерные программы, как в случае с онлайн-обучением. Достаточно сделать запись и отправить ее в общий чат, который есть практически в каждом классе во всех школах страны.

Корреспонденты «МК» переговорили с родителями из разных школ. Нельзя сказать, что проблема тотальная. В некоторых учебных заведениях педагоги завели свои каналы в Telegram, откуда доносят до учеников всю полагающуюся информацию, для других подручнее оказался WhatsApp. Есть школы, которые еще во время каникул проявили инициативу и провели тестовые онлайн-уроки. И, что неудивительно, все получилось, дети сейчас занимаются, общаясь со своим учителем в режиме реального времени. Конечно, это не полноценные уроки по 45 минут, но это гораздо больше, чем десятиминутные ролики от неизвестного ребенку лица.

Понятно, что компьютеры есть не в каждой семье. По озвученным ранее данным, в Казахстане более 300 тысяч детей не имеют компьютеров. Примерно такие же показатели по количеству учеников без доступа к интернету. Но и тут можно было найти решение.

Мы не приводим в пример США, где, допустим, в Нью-Йорке нуждающимся школьникам попросту раздали iPad и вопрос тут же закрылся. Но ведь в каждой школе есть масса компьютеров, которые в режиме карантина простаивают. Что мешает использовать это ресурс?!

Со слов Айнур Суендыковой, и.о. руководителя отдела образования Петропавловска, у них в городе именно так и поступили. Всего в нем с 1 по 11-й класс 24 тысячи учащихся, которые сегодня учатся на дистанционном формате. При этом 355 компьютеров передали учащимся от школы в семью. Это не подарок, а помощь — школы просто дали в доверительное пользование оборудование тем родителям, которые сейчас не могут себе позволить столь дорогостоящие покупки.

Известно, что эффективность обучения в дистанционном формате гораздо ниже, особенно когда речь идет о начальных классах. Это связано с отсутствием контакта с преподавателем и, как следствие, снижает внимание у ребенка. Кроме того, параллельно с уроком дети могут позволить себе включить на компьютере «Ютуб», серфить по интернету и даже играть в компьютерные игры. Понятно, что это в зоне ответственности родителей, но не стоит отбрасывать и учителей, ведь некоторые из них попросту отстранились от своих прямых обязанностей. Если бы вовремя удалось наладить онлайн-уроки, то эта ситуация попросту не возникла бы.

Карантин, так же, как и четверть, скоро закончится, вопрос только в том, с какими знаниями дети уйдут на летние каникулы 2020 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру