Как учатся на карантине казахстанские школьники

В связи с тем, что коронавирус охватил уже более чем 116 стран, наряду с проблемами борьбы с ним, спада экономики встал вопрос об обучении школьников, ведь во время карантина ученики не могут посещать школы. Сколько продлится карантин и как скоро ученики и преподаватели смогут вернуться к привычной форме обучения, неизвестно. Поэтому правительства стран ищут отличные от традиционных решения во всем, в том числе и в выборе формата обучения.

Как учатся на карантине казахстанские школьники

Казахстан не исключение. Как работают преподаватели школ в режиме онлайн? Какие инструменты и программы сегодня уже используют, а от каких пришлось отказаться? И в чем же главная проблема перехода на онлайн-обучение в Казахстане?

Интернет не выдержал

По данным ЮНЕСКО, сегодня около 370 миллионов учащихся в мире перешли на дистанционное обучение. В Италии Министерство образования предоставило онлайн-платформу с групповыми занятиями по онлайн-видеозвонку и готовыми учебными планами, в Иране все учебные ресурсы стали бесплатными для школьников, роль учителя в Монголии и в Китае взяло на себя телевидение, транслируя телевизионные лекции. В Казахстане так же принято официальное решение о переходе школ, колледжей и вузов страны на дистанционное обучение.

Перед внедрением этого учебного плана в Министерстве образования сообщили, что онлайн-обучение будет проходить по четырем направлениям. Осуществлять его планировали как посредством вещания телеуроков на отечественных каналах, так и с помощью трансляции занятий для учащихся, в том числе и посредством онлайн-связи с преподавателями, транслируемых с помощью «проверенных» мировых и отечественных интернет-платформ.

Так, 6 апреля в Казахстане прошли тест пробные школьные онлайн-уроки. Но, как заявил Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, интернет в Казахстане не приспособлен для проведения онлайн-уроков для школьников:

— Мы видим, что остается много вопросов. Когда 1 апреля мы проводили пробные уроки, онлайн подключилось свыше одного миллиона наших детей. В целом в пробных уроках через интернет приняли участие 2,5 миллиона учеников. Использовались разные системы: ZOOM, «Кунделик», другие мессенджеры и ресурсы, — сказал министр. — В итоге мы увидели, что в целом наши коллеги за такое короткое время успели приспособиться к дистанционному обучению, провели очень большую работу. Но в то же время мы выявили много неудобных моментов, в том числе технического плана. Мы увидели, что подключение через онлайн-стриминг в масштабах всей страны просто нереально. И в связи с имеющимися проблемами неэффективно.

Помимо того, что не все ученики смогли подключиться к видеоурокам, обрывалась связь, учителя и родители высказали негативное отношение к некоторым онлайн-стримингам, в особенности по отношению к американской платформе Zoom, через которую в рамках дистанционного обучения проходят видеоконференции с учителями. Родители школьников массово удалили с компьютеров и смартфонов эту программу, опасаясь за утечку личных данных.

Информация о рисках программы ZOOM совсем не нова. О ее опасностях писали давно, но откликались на это только в техническом сообществе. А настоящий резонанс эта новость получила только сейчас, когда программу загрузили в Казахстане едва ли не все — огромная армия школьников, студентов и бесчисленный полк госслужащих и бизнесменов. Об уязвимости этой сверхпопулярной программы не только у школьников, но и у госорганов, парламента и судов, которые сейчас работают удаленно, предупредил на днях ЦАРКА.

По данным Центра анализа и расследования кибератак (ЦАРКА), в этом приложении две критические уязвимости. Во-первых, оно позволяет злоумышленникам красть пароли операционной системы Windows, а во-вторых, получить доступ к микрофону и камере без запроса доступа у пользователя операционных систем Apple. Эксперты представили на всеобщее обозрение зарубежный отчет, в котором показаны способы взлома и краж.

При этом эксперты ЦАРКА недоумевают по поводу того, что их публикация вызвала панику только у родителей школьников. На самом деле хакерам интереснее жертвы покрупнее. Они при желании могут подключиться к любой онлайн-конференции в ZOOM. В результате рискуют члены правительства, парламента, которых пандемия коронавируса заставила работать удаленно. Сегодня они в режиме видео-конференцсвязи обсуждают вопросы, которые могут содержать гостайны и госсекреты. Злоумышленники могут вклиниться в разговор, незаметно наблюдать, собирать информацию. Точно такие же риски у тех, кто вынужден сейчас вести свой бизнес путем дистанционной работы.

Так же во время запуска онлайн-уроков по видеопрограмме ZOOM возникла еще одна проблема: как только стартовали пробные онлайн-уроки, скорость интернета упала практически у всех казахстанцев. Во время видеосвязи учеников с учителями зависли соцсети, «затормозили» даже сервисы электронной почты. По словам IT-специалистов, все это происходит из-за перегруза внешних каналов связи. Если бы сервис видеоконференции для дистанционного обучения был местный, проблем не было бы.

Стоит отметить, что после опыта нескольких неудачных трансляций 3 апреля Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов все-таки заявил на брифинге: школьных онлайн-уроков в режиме реального времени будет очень мало, если не сказать, что совсем не будет...

Мы поняли, что интернет в нашей стране на самом деле не приспособлен для того, чтобы 2,5 миллиона детей выходили на прямые эфиры с учителями. – констатировал глава МОН РК. Поэтому оснований для беспокойства нет, мы приняли решение, что онлайн-обучения через ту же программу ZOOM у нас нет и не будет! Обучение будет проходить через интернет-платформы «Кунделик», Bilimland, «Дарын» и другие. Эти платформы содержат готовые видеоуроки, через них учителя могут отправлять задания и получать обратную связь. Можно использовать и другие инструменты: электронные почты, мессенджеры — ничего не возбраняется. Самое главное, чтобы учитель мог установить обратную связь. Каждая школа и учителя будут выбирать инструменты самостоятельно...

Урок окончен?

IV четверть для казахстанских школьников началась с телеуроков, закрепления материала по скайпу и звонков учителей. О том, как прошел первый день занятий, поведали родители и учителя, которые принимают непосредственное участие в онлайн-уроках.

Пользователь Facebook Салтанат рассказала на своей странице о том, как проходят уроки в плановом режиме Google classroom, который избрала для себя школа, в которой обучается ее сын (пунктуация и орфография сохранены): «Вчера мне рассказали про ад. Маме двух школьников, один из которых первоклассник, вместо работы приходилось отвечать одновременно на шесть чатов с учителями, в которых они присылали ей задания. Ведь можно же было все организовать нормально. Бесконечно благодарна за это нашей школе. Все уроки проходят в плановом режиме в Google classroom/ meet/ hangout. Детям дается время на выполнение классной работы до 17.00. У меня возникло ощущение, что мой сын абсолютно спокоен».

Еще один родитель на своей странице в Facebook написал, что никаких сложностей с усваиванием информации посредством онлайн-обучения не возникает: «Дети молча подключились к урокам. В перерывах между уроками молча сделали домашние задания. Все в наушниках. В крайней степени самостоятельно, адекватно, без единого вопроса».

Однако не у всех родителей прошло все гладко. Галина, мать двух школьников, рассказала на своей странице в социальных сетях, что дети, изрядно насидевшиеся в изоляции на карантине, жаждут общения и знаний: «Первый урок, казахский, начался в 9.27. Учитель высылает голосовое сообщение с приветствием и предложением присаживаться (старший подхихикивает), я стараюсь быть серьезной. Следующее SMS с темой урока и предложением прослушать материалы по теме по телевизору в 16.30. У меня глаз начинает подергиваться, да и телевизора у нас уже лет шесть как нет».

В 9.30, по ее словам, учитель сообщает о том, что сейчас отправит детям важную таблицу и тут же удаляется из чата. Младший сын Галины в тот момент резюмировал: «Как будто из класса вышла». На этом урок закончился.

Уроки русского языка в некоторых школах также протекают проблематично. Как делится в социальных сетях один из родителей: «Учитель сообщает: «Переписываем предложения, ребята, потом буду проверять, я даю вам 15 минут, после удалю эту информацию из чата, кто не успеет переписать, будет иметь проблемы!». Старший смотрит на меня с недоумением, потом делает два скриншота с телефона, и мы окончательно и бесповоротно падаем под стол. Урок окончен».

Если говорить о нюансах преподавания со стороны учителей, то Екатерина, учитель русского языка и литературы одной из казахстанских школ, рассказала «МК» о сложностях, которые возникают во время обучения на расстоянии: «Одной из сложностей онлайн-обучения является отсутствие привычного зрительного контакта. Если во время индивидуальных занятий сосредоточить внимание учащегося на теме можно, то в то время, когда весь класс находится в одной онлайн-конференции, это отследить достаточно проблематично. Все ответы школьники буквально считывают из интернета. Свернуть видео-программу и найти интересующий вопрос в браузере возможно в два клика. Такой формат обучения не подтверждает знания. И классные и домашние задания выполняются подобным образом. В этой ситуации учителя просто вынуждены ставить положительные оценки и ничего не могут с этим поделать, чтобы избежать конфликтов с родителями. Ведь по факту все задания выполнены. В итоге, когда закончится период карантина, мы получим оценки, не соответствующие знаниям. Вторая проблема, с которой мы столкнулись, — отсутствие в доме некоторых учащихся учебной атмосферы. К сожалению, не все родители понимают, что у детей идет обучение и не все родители могут перенести выяснение семейных отношений на более подходящее время. Нередко занятия учащихся срывают их младшие братья и сестры. Но также играет роль и отсутствие личной дисциплины учащихся. К введению онлайн-занятий многие относятся несерьезно. К примеру, однажды во время видео-урока одна из моих учениц транслировала всему классу, как рожает ее кошка. Это подогрело внимание всего класса, и урок был сорван. Но стоит отметить, что некоторые дети все же доказывают свои знания. В нынешней ситуации многое зависит от контроля родителей. Для этого необходимо организовывать распорядок дня ребенка таким образом, чтобы на каждую дисциплину, отдых и другие занятия было отведено свое время. Еще одна сложность онлайн-обучения состоит в том, что не все учащиеся обладают соответствующей техникой, да и интернет есть не у всех. В этом случае учителя и родители используют минимизирующие контакт способы получения заданий при помощи почтовой доставки».

Свое мнение по поводу проблем, с которыми сталкиваются учащиеся казахстанских школ, высказал ведущий телеграм-канала «ЗаТелеком» и директор некоммерческой организации «Общество защиты интернета» Михаил Климарев. Он считает, что если сегодняшние методы обучения терпят фиаско, то стоит в корне их пересмотреть. По его мнению, фундаментальная ошибка в том, что в дистанционном обучении применили старую модель, когда «учитель говорит, а дети безмолвно слушают». По мнению Климарева, эта модель существует со времен Сократа и методически утверждена Янушом Корчаком в XIX веке: «Зачем эту же модель тащить в интернет — я не понимаю. Конечно, не было раньше технической возможности показывать хорошие уроки прекрасных педагогов миллионам детишек. Потому приходилось пользоваться сотнями тысяч учителей — они просто пересказывают книжки, написанные другими, более умными. Сейчас можно взять и посмотреть ролик на YouTube и понять гораздо больше. В XXI веке появились такие возможности для обучения, как моделирование, коллективное творчество, проектное обучение и еще миллион прекраснейших методик, включая «скоростное гугление». Но мы берем и тащим в интернет «бубнеж» косноязычных теток и опрос по списку (Петров! К доске!). А потом удивляемся, что «интернет-каналы не выдержали».

Возможно, нынешняя чрезвычайная ситуация и подтолкнет учебные заведения к внедрению более инновационных методов дистанционного обучения, отойдя от устаревшей модели с уроками, лекциями, зубрежкой и домашними заданиями, но на это нужно время.