Если для одних пандемия — это внеочередной отпуск, позволяющий проваляться на диване несколько недель, то для других, кто и до режима ЧП едва сводил концы с концами, остановка естественного цикла жизни города только усугубила финансовое положение. Именно на такие семьи обращают внимание многие волонтерские НПО, кто протягивает руку помощи в это непростое время.
Корреспонденты «МК» встретились с представителями Красного Полумесяца Казахстана (КПК) и узнали, какую именно помощь оказывают они в нашей стране, а главное — как определяют людей, которые действительно нуждаются в помощи, а не желают получить кусок «халявного пирога».
На вопросы ответил волонтер и специалист по коммуникациям Красного Полумесяца Казахстана, студент Алматы Менеджмент Университет (AlmaU) Алишер Асылбеков.
— Алишер, что собой представляет ваше движение в первую очередь у нас в Казахстане?
— Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца является крупнейшим в мире гуманитарным объединением. У нас множество задач, но в основе каждой лежат защита здоровья людей и помощь нуждающимся. Движение представлено в 190 странах и объединяет более 100 миллионов членов и волонтеров по всему миру. Вспыхнувшая пандемия коронавируса на территории Республики Казахстан и последующий карантин, введенный в городах страны, не стали исключением для реагирования и мобилизации ресурсов Красного Полумесяца. В связи со сложившейся ситуацией наши волонтеры в сотрудничестве с общественными организациями городов Алматы и Нур-Султан начали активную работу по поддержке одиноких престарелых граждан. С 19 марта 2020 года началась адресная доставка продуктов первой необходимости в городах Алматы, Нур-Султан, Актобе, Талдыкорган, Атырау, Караганда, Туркестанской и Жамбылской областях. В южной столице волонтеры Красного Полумесяца и общественной организации «Я Алматинец» начали совместную адресную развозку продуктовых корзин для одиноких престарелых граждан.
— В чем именно заключается ваша помощь?
— Еще до пандемии мы планировали запустить проект по социальной помощи на дому. Здесь каждая ситуация частная. Одним нужно привести огород в порядок, другим — просто стать собеседником, что для одиноких людей пожилого возраста особенно важно. Сейчас, в период карантина, все силы брошены на оказание помощи первой необходимости, которую можно разделить на два сегмента.
Первый — по линии здравоохранения. То есть мы обзваниваем людей, находящихся на карантине, которые контактировали с инфицированными, для того, чтобы проверить их местонахождение. Также наши волонтеры занимаются доставкой лекарств для больных с хроническими заболеваниями и людей пожилого возраста, которым ввиду сложившихся обстоятельств нельзя выходить из дома. То есть речь идет о людях, которые стоят на учете в местных поликлиниках. Наши волонтеры приходят в поликлинику, получают список адресатов и перечень лекарств, которые подлежат раздаче.
Второе направление — социальная помощь. У нас есть несколько ключевых партнеров, которые выделяют денежные средства, продукты и товары, помимо этого мы проводим сбор и аккумуляцию пожертвований граждан, которые могут себе это позволить. На этой неделе у нас запланированы 700 адресов, по которым мы будем оказывать помощь.
— Что входит в пакет этой самой помощи и по какому принципу вы определяете, кому именно нужна помощь, а кому нет?
— В соцпакет входят продукты первой необходимости, такие как сахар, макаронные изделия, крупы, чай и прочие. Что касается адресатов, то тут есть несколько направлений, исходя из которых и проводят распределение. В первую очередь у нас есть список собственных получателей, которые обращались за помощью непосредственно в КПК с предоставлением всех необходимых услуг. Также мы получаем списки от НПО и Управления социальной защиты акимата г. Алматы.
Прежде чем провести распределение и осуществить развозку, мы проверяем всех людей, включенных в списки. Если выясняется, что какой-то из «нуждающихся» таковым не является, то есть не относится к людям из уязвимых слоев населения, мы его вычеркиваем. Главное — чтобы помощь доходила до тех, кто в ней действительно нуждается. Это важно, ведь люди пожилого возраста входят в группу риска, им опасно покидать пределы своего дома, даже если их самочувствие в порядке.
— Нельзя исключать риски заражения от людей с невыявленным коронавирусом. Какие меры по минимизации рисков применяете вы?
— Все экипажи снабжены средствами индивидуальной защиты: это перчатки, маски и антисептики. Несмотря на то, что сейчас у нас все экипажи отработанные, то есть с большим опытом, перед каждой отправкой проводят инструктаж. Но главное — это бесконтактная передача. Перед тем как выехать к получателю, мы с ним повторно созваниваемся, чтобы убедиться, что он дома, а также обозначаем четкий коридор времени, когда именно должны подъехать волонтеры. Здесь присутствует еще один важный момент. Дело в том, что не только в Казахстане, но и в других странах бывают криминальные эпизоды, когда преступники, прикрываясь благотворительными целями, проникают в жилище и грабят людей. Приехав по адресу, волонтер созванивается с получателем, оставляет пакет и сообщает по телефону, что передачу можно забрать.
— В силу введенных ограничений не возникает ли сложностей с передвижением?
— Нет. На всех волонтеров мы своевременно выписали пропуска, и они передвигаются по городу беспрепятственно. Также у них есть специальная экипировка с соответствующей символикой.
— Если граждане хотят принять участие в благотворительном проекте как в качестве волонтеров, так и меценатов, куда им обращаться?
— У нас на сайте redcrescent.kz есть соответствующие разделы, пройдя по которым можно сделать пожертвования и стать волонтером.
— Есть ли у волонтеров какой-то обязательный минимум проводимой работы? Ведь нельзя исключать, что человек проявит желание присоединиться к движению не ради волонтерства, а только чтобы получить справку и беспрепятственно передвигаться...
— Такой пируэт не получится. Во-первых, форму мы выдаем исключительно на период дежурства. То есть если волонтер утром получил форму и задания, то после выполнения он должен сдать экипировку и отчитаться о проделанной работе. Во-вторых, сейчас, на период введенного нерабочего режима, который продлили до 13 апреля, мы не набираем новых людей, а работаем с проверенным коллективом, в добросовестности которого сомневаться не приходится. В дальнейшем, конечно, мы будем набирать людей, если кто-то изъявит желание. Но, опять же, такой халатности мы не допустим.
— Волонтер — это все-таки призвание, которое дано не каждому. Как вы оказались в этой стезе?
— Волонтерством я занялся, как только поступил в AlmaU. У нас в университете есть предмет service learning, в рамках которого нужно быть волонтером в течение семестра. Дальше случай свел меня с Красным Полумесяцем, где мне удалось наладить сотрудничество с университетом, и я сам с головой окунулся в это дело. Сначала в подразделении первой помощи, где привлекался для работы с ЧС, каких-то гуманитарных проектов. Теперь же я перешел в отдел коммуникаций, где в мою компетенцию входит гораздо больше административных обязанностей.
— Какие возникают сложности в процессе работы?
— Как и в любой кризисной ситуации, трудности есть, но мы с ними справляемся. Здесь важно, чтобы люди понимали, что возможности наши не безграничны и мы можем оказывать помощь только тогда, когда у нас есть продукты и средства. Это, пожалуй, главная сложность — объяснить человеку, обратившемуся в колл-центр, что продукты есть не всегда.
— Скольким людям вы уже помогли?
— Как я уже говорил, нам предстоит доставить более 700 пакетов. Также с момента начала карантина мы обзвонили 574 контактных лица, организовали доставки медикаментов для хронических больных по 68 адресам, сделали более 150 доставок продуктовых корзин по городу Алматы. Это без учета работы по другим городам и регионам.
— Чтобы вы хотели добавить еще?
— Мы призываем людей присоединиться к акции, принося товары первой необходимости в местные филиалы Красного Полумесяца или же самостоятельно помогать своим соседям, которые могут нуждаться в вашей помощи. Также просим вас соблюдать правила поведения в условиях карантина и выходить из дома только при условиях крайней необходимости. КПК выражает благодарность каждому, кто не остается в стороне, проявляя гуманность и милосердие в период сложившейся ситуации! Как никогда раньше, мы должны сплотиться и оказать помощь тем, кто в этом нуждается больше всего. Вместе мы справимся с любыми сложностями!