Существует ли в Казахстане жизнь после пенсии?

В Казахстане более двух миллионов пенсионеров, или 11 процентов от всего населения страны. Из них более 5000 содержатся в домах престарелых, их в РК 50. При этом 1026 человек старше 55 лет состоят на учете в наркодиспансерах. Старики впадают в депрессию от своей невостребованности, порой на этой почве развиваются хронические заболевания.

Существует ли в Казахстане жизнь после пенсии?

Большинство пенсионеров становятся узниками квартиры, комнаты, кровати, а другая часть стариков сидит у подъезда на лавочке с угрюмым видом и полным безразличием ко всему происходящему. Отсутствие востребованности и нехватка центров досуга — вот главный враг пожилых людей. За рубежом для того, чтобы вернуть человеку смысл жизни и радость в глазах после выхода на пенсию, существуют специальные центры и мероприятия. Какие возможности бесплатного досуга есть у казахстанских пенсионеров?

Жить «по старинке»

По мнению главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований Юрия Булуктаева, РК нуждается в политике активного долголетия для пенсионеров. Многие страны приняли Мадридский план действий по проблемам старения. Его суть заключается в том, чтобы гарантировать каждому пожилому человеку достойную старость и возможность участвовать в жизни общества.

Что касается Казахстана, рассмотрим варианты досуга на пенсии на примере южной столицы.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения, в позапрошлом году в Алматы приняли Дорожную карту “Активное долголетие”. Первый из соответствующих центров появился по адресу: проспект Желтоксан, 29. В этом центре пенсионеры могут пройти 45-дневную программу, включающую консультации врача и психолога, занятия спортом, обучение языкам и компьютерной грамотности и многое другое. В феврале 2019 года центр активного долголетия заработал также в микрорайоне “Таугуль” по улице Сулейманова, 3.

В будущем аналогичные центры планируют открыть в Алатауском и Бостандыкском районах, на что выделили 37,4 миллиона тенге. В целом же, по данным управления социального благосостояния города, в 2019 году на реализацию Дорожной карты выделили 51,8 миллиона тенге.

Согласно этой программе, пожилые люди имеют право на льготное санаторно-курортное лечение. При этом участники и инвалиды Великой Отечественной войны могут получить путевку бесплатно. Пенсионеры по возрасту (при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает трехкратного прожиточного минимума, то есть 89 094 тенге) оплачивают стоимость путевки в размере 25 процентов от размера пенсии без учета государственной базовой пенсионной выплаты. К примеру, минимальная пенсия в 2019 году составляла 52 145 тенге без учета базовой выплаты 36 108 тенге. Таким образом, государство оплачивает 9027 тенге за путевку, а остальную сумму должен внести сам пенсионер. Для получения этой помощи гражданам необходимо обращаться в районные отделы социального благосостояния. По данным управления социального благосостояния, в 2019 году в санаториях и домах отдыха Алматы отдохнули 1245 пенсионеров.

Помимо государства проблемами пожилых людей в южной столице занимаются общественные организации. Например, в городе действует проект общественного фонда “Старость в радость” под названием “Школа третьего возраста”. Программа рассчитана на один год, в течение которого пенсионеры приходят на уроки несколько раз в месяц. Пожилые люди занимаются спортом, слушают лекции и мастер-классы, учатся обращаться с гаджетами, ходят в кино, музеи и на выставки. Акцент в этой школе делают на общение, которого пенсионерам так не хватает.

Есть в городе и волонтерские организации, которые держатся на энтузиазме небольших групп единомышленников. К примеру, алматинская семья открыла центр дневного пребывания для пожилых под стать детскому мини-центру Asar. Идея открыть подобный центр появилась у его основательницы Саи после того, как у ее родственницы констатировали диагноз — болезнь Альцгеймера. Ухаживать за пожилым человеком, страдающим таким заболеванием, непросто и морально, и психологически. Тем более когда нет возможности оставить работу. После неудачных попыток нанять сиделку женщина узнала о европейском опыте работы центров дневного пребывания для пожилых. И так как в Алматы на тот момент не было подобных примеров, семья Саи решила попробовать создать его своими силами. Она долго искала дом, который мог бы стать безопасной средой для пожилых людей, выбрала одноэтажное здание с внутренним двором, без ступенек и порогов между комнатами. Помещение обустроили необходимым «минимумом», и центр начал свою работу. Кроме того, что в нем предложили разделить обязанности по уходу за пожилыми, в центре предусмотрены медицинская помощь, осуществляемая людьми с медицинским образованием, пятиразовое питание. В то же время пребывание там привносит разнообразие в жизнь самих стариков: здесь предусмотрены и занятия спортом, и умственная нагрузка, и уроки изобразительного искусства, и общение с новыми людьми.

В отличие от дома престарелых, где старики чувствуют себя брошенными, по вечерам пенсионеры возвращаются в свою семью. Семья не снимает с себя ответственности за пожилого человека, и для бабушек и дедушек пребывание в центре воспринимается как своеобразный поход в гости. Казалось бы, здесь предусмотрено все, что помогает справиться с чувством одиночества.

Однако стоимость месячного абонемента на пребывание в таком центре составляет около 70 000 тенге. Разовое посещение обойдется дороже — 7000 тенге в день.

Такая цена равна среднему размеру пенсии, и из-за малого количества клиентов основатели центра попросту не окупают расходы на его содержание.

Таким образом, можно сделать вывод, что позволить себе проводить насыщенную старость может далеко не каждый пожилой человек. Повезло, если он находится в окружении по-настоящему любящих и ответственных родственников. Но как быть в случае, если близкие не готовы заботиться о пожилом родителе или их попросту не существует?

Если их нет, люди неизбежно попадают в дома престарелых. За ними прочно закрепилась репутация мрачных учреждений, где одинокие старики безрадостно доживают оставшиеся годы. К сожалению, это происходит потому, что большинство подобных государственных организаций пока работает «по старинке»: там моют пол, готовят ужин, но мало занимаются человеком. В это время за рубежом, в ряде стран, уже давно не стоит проблемы отсутствия досуга среди пожилого населения.

А как у них?

Если в Казахстане ответственность за досуг пожилых людей лежит на волонтерских организациях и домах культуры, то Британия стала первой страной мира, где для борьбы с одиночеством выделили целого министра!

По данным исследований, опубликованных правительством этой страны в 2018 году, в Соединенном Королевстве насчитывается девять миллионов жителей, или около 14 процентов, чувствующих себя одинокими. Для того чтобы изменить ситуацию, власти страны запустили программу «Стратегия по вовлечению одиноких», курировать которую призван заместитель министра культуры, занимающийся спортом и обществом. Теперь его негласная должность «министр по проблеме одиночества». И хотя своего министерства у него нет, новая стратегия предусматривает взаимодействие самых разных министерств, ведомств, фондов и частных организаций, которые могут помочь, а на министра возложена задача координировать их усилия. К примеру, в обязанности почтальонов королевской почты входит, развозя письма и газеты адресатам, заглядывать по дороге к пожилым одиноким людям, данные которых они получают в органах местного самоуправления. Они налаживают связь одинокого человека с близкими или с местными организациями, опекающими одиноких. Кроме того, для начала инициатив по борьбе с одиночеством в Британии выделили около двух миллионов фунтов на создание новых общедоступных площадок, таких как общественные кафе, арт-площадки или скверы. Также в Британии работают сервисы, дающие возможность заказать «визит друга» — сотрудника социальной службы или подписаться на регулярные телефонные звонки дружелюбного пожилого волонтера, который спросит: «Привет, как дела?», выслушает и поддержит.

Во Франции парижанам, которые уже на заслуженном отдыхе, скучать также не приходится. Для них существует множество программ как общественных организаций, так и городского муниципалитета.

К примеру, в Постоянный университет Парижа может записаться любой парижанин за 55 лет. В этом университете предусмотрены курсы лекций по самым разным дисциплинам. Так, факультет изящных искусств предлагает лекции по акварельной живописи, начиная с эпохи Ренессанса до наших дней, а те, кто решил углубить свои знания по истории, приглашены на серию экскурсий под руководством специалистов в Музей армии. Много интересного можно узнать и на факультетах литературы, кинематографии, естествознания.

Помимо этого в рамках центра социальных программ столичной мэрии давно уже функционирует «Клуб третьего возраста», который включает множество кружков. Они бесплатны и открыты для пожилых людей при условии, если те заполнят анкету, подтвердив свой возрастной статус и статус жителя Парижа (достаточно предоставить квитанцию об уплате электричества или газа). Чем можно заняться? В художественных студиях научат рисованию, скульптуре, вышивке, составлению коллажей, гончарному делу, и в этом списке еще минимум два десятка возможностей проявить свой ранее не открытый талант.

В Стране восходящего солнца к людям пожилого возраста относятся с большим трепетом и уважением. О родителях в японских семьях принято заботиться. Почетная обязанность, как правило, ложится на плечи старшего сына, его жены и детей. Молодые пары не всегда в восторге от выпавших на их долю забот, но все-таки чтят вековые традиции. Но и японское государство опекает стариков, которые ведут активную социальную жизнь, до последнего. Многим даже после выхода на пенсию дают возможность подзаработать. Как ни странно, но средний возраст японского таксиста, к примеру, около 65 лет. На улицах крупных городов у въездов в торговые и офисные комплексы можно встретить подтянутых седовласых японских мужчин в униформе с палочками регулировщиков, которые помогают правильно организовать движение.

Итальянские бабушки и дедушки — одна из самых активных категорий населения Апеннин. Именно на их неиссякаемом энтузиазме во многом держится сегодняшнее итальянское общество.

Чтобы убедиться в этом, достаточно окинуть взглядом местные бары, кафе, рестораны. «Кассу» им делают местные жители от 65 и выше, с огромным удовольствием коротающие в питейных заведениях дни напролет, проводя их в горячих диспутах. Кроме того, великовозрастные синьоры пристально следят за своим внешним видом — иногда лучше, чем молодые итальянки, и являются завсегдатаями салонов красоты. Итальянские старики также обожают путешествовать по миру и могут себе это позволить. В большинстве случаев итальянцы не живут на одну лишь пенсию, имеют по две квартиры, одну из которых, как правило, успешно сдают. Безбедную старость им обеспечивают также неплохие проценты, которые они получают с денежных вкладов. Для тех пенсионеров, которые не успели скопить на безбедную старость, также существует вариант, облегчающий жизнь. Им становится набирающий популярность феномен silver cohousing (серебряное — от седого цвета волос; совместное проживание). Такой тип сожительства позволяет одиноким пожилым людям снова обрести вкус жизни: перестать ощущать одиночество, найти новых друзей, разделить с ними расходы на жилье, покупки и коммунальные услуги, а также совместно путешествовать.

Казахстанские пенсионеры не имеют таких возможностей. Может быть, дело в сложившемся стереотипе, что в пенсионном возрасте все лучшее остается позади. Проблема стариков — это проблема всех стран, и наше государство не является исключением. Сам переход в статус пенсионера — это тяжелый удар. И не важно, кто ты: школьный учитель из Казахстана или инженер из Сиэтла. Ведь проблема, по сути, одна — потеря ритма жизни, среды общения, рулевой функции в семье. В Казахстане большинство центров помощи функционируют лишь для поддержки пенсионеров на физическом уровне. Но даже о существовании таких центров знают немногие, а сил волонтерских организаций для решения проблем одиночества не хватает.

Возможно, нашему государству давно пора подумать о пожилых и создать специальную геронтологическую службу, имеющую центры на территории всего Казахстана, привлекать туда специалистов со знанием возрастной психологии и возможностью оказания социальной помощи. Чтобы человек, обратившись в такую службу, мог войти в психотерапевтические группы, найти единомышленников и осознать, что жизнь после пенсии существует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру