С 2020 года все городские школы в Казахстане переходят на подушевое финансирование

Это открывает много возможностей - снизит нагрузку на бюджет, строительство школ, обеспечит конкуренцию и повысит качество образовательных услуг. Родители смогут выбирать те школы, условия в которых лучше для ребенка.

Сегодня в силу ограниченности ученических мест в некоторых городах конкуренция между школами небольшая. На учреждение образование закладывается определенный бюджет и выделяется сумма, которая не всегда отражает реальные потребности. Суть новой реформы в том, что теперь финансирование будет идти за каждым учеником. Теперь в норматив подушевого финансирования будут включать все затраты, связанные с образовательным процессом. Госстандарт образования полностью просчитан - есть определенные суммы, сколько необходимо в расчете на одного ученика, чтобы обеспечить его обучение в школе. Они зависят от разных факторов - высшее или среднее звено, инклюзив, регион. Также предусмотрены расходы, связанные с капитальными вложениями, они варьируются в расчете 6 МРП, в среднем 20 тысяч тенге, и ежегодно индексируются.

В 2020 году на подушевое финансирование перейдет 1151 городская школа во всех регионах страны. На сегодня в проекте участвуют уже 446 школ в Нур-Султане, Шымкенте и Алматы. Некоторые находятся в пилоте с 2012 года.

Новый подход позволит привлечь частных инвесторов. В прошлом году в городах открыли около 70 новых частных школ на 20 тысяч ученических мест. Такого никогда не было. Именно подушевое финансирование позволило бизнесу это сделать. В дальнейшем развитие частной сети школ в городской местности, где нет дефицита, повлечет за собой конкуренцию между образовательными учреждениями, а это заставит сделать упор на качество предоставляемых услуг. Родители смогут выбирать те школы, условия в которых, по их мнению, лучше.

В планах Министерства образования и науки РК не останавливаться только на городских школах. С 2021 года по поручению главы государства начнет работать новая вертикаль финансирования системы образования, то есть бюджеты всех школ, которые раньше финансировались за счет районных средств, теперь аккумулируются на уровне области. В планах ведомства в последующем пересмотреть структуру бюджетов всех школ с тем, чтобы равномерно распределить средства на ученика на уровне сельской школы и устранить разрыв качества между селом и городом.

Кроме того, АО “Финансовый центр” разработал новую методику расчета подушевого финансирования и для частных детских садов, где учли повышение заработной платы, оплату 56 дней отпуска для воспитателей и другие аспекты. Сейчас этот документ проходит процедуру согласования в заинтересованных ведомствах. Если его одобрят, то подушевое финансирование для частных детских садов увеличится примерно на 30%.

Между тем владельцы столичных частных детских садов предлагают чиновникам распределять подушевое финансирование не только на детей от трех до шести лет, но и на малышей от года до трех. Сегодня в столице охват детей государственным образовательным заказом от трех до шести лет составляет 98,4% (55 708 детей), дополнительная потребность составляет 7000 дошкольных мест на сумму 2,4 миллиарда тенге. При этом, по статистике акимата, общее количество детей двухлетнего возраста составляет 9057, или 60% от желающих посещать дошкольное учреждение, на что дополнительно потребуется 3,3 млрд тенге.

Вместе с тем в Государственной программе отсутствуют четкие разграничения в приоритетности одной из возрастных категорий детей дошкольного образования как от одного года до трех лет, так и от трех до шести лет по государственному образовательному заказу. В этой связи в Палате предпринимателей столицы считают, что исполнение этого индикатора госпрограммы в части возрастной категории должно осуществляться параллельно, без определения приоритетности независимо от процентных соотношений, учитывая тот факт, что в программе оговорена необходимость учитывать региональные особенности и востребованность среди населения.

В будущем планируют также перейти на ваучерное финансирование при обучении педагогов. Учителя сами будут выбирать организацию, в которой хотели бы пройти повышение квалификации. Поскольку иногда бывают такие случаи: ввиду ограниченных бюджетных средств ежегодно планируют определенное количество педагогов при формировании бюджета. Другие, которые не могут попасть на курсы, оплачивают их самостоятельно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру