Порядка 50 миллионов документов хранится в архиве столицы Казахстана

В Нур-Султане, в знаменитом историческом здании — бывшем особняке купца Кубрина, прошла выставка, на которой представили предметы быта и декоративно-прикладного искусства, фотографии и документы об истории города, который сначала звался Акмолинском, потом — Целиноградом, затем — Астаной и теперь стал Нур-Султаном. Львиную долю всех этих исторических артефактов заимствовали из городского архива столицы, который готовится отметить 25 лет со дня своей «перезагрузки».

Порядка 50 миллионов документов хранится в архиве столицы Казахстана

О том, чем живет сегодня архив, какие перед учреждением стоят задачи, чем гордится и каковы планы на будущее, с журналистом «МК» в эксклюзивном интервью поделился директор Мейрам Бектембаев.

— Мейрам Еркенович, расскажите, пожалуйста, о городском архиве. Что он собой представляет сегодня?

— Государственный архив города НурСултана в этом году отметит четверть века. Учреждение создали в 1995 году на базе Целиноградского областного архива. Сегодня мы являемся одним из ведущих региональных архивов Казахстана, у нас весьма широко внедряют цифровизацию и автоматизацию архивных процессов, ведь фонд архивных документов очень велик. Мы гордимся нашими артефактами — первый оригинальный документ в наших фондах датирован 1915 годом — это акты об инвалидности участников Первой мировой войны. Множество документов хранится также в разделах «Целина», в разделах личных архивов почетных граждан города, много научно-технической документации...

— Сколько же всего единиц хранения насчитывает ваш архив?

— Ориентировочно в нашем архиве сегодня находится примерно 50 миллионов документов. К сожалению, серьезной его инвентаризацией пока никто не занимался, да я и не думаю, что такую работу проводят где-то еще в республике. У нас, конечно, есть в планах провести полистную проверку каждого документа, но для этого нужны средства, время и люди. А поскольку у нас сегодня в штате всего 51 человек, то в ближайшие несколько лет мы вряд ли сумеем осилить весь этот объем.

— Вы упомянули о цифровизации архива. Можно об этом рассказать подробнее?

— Вы знаете, что сегодня задача, которую обозначил еще Елбасы в своей статье «Семь граней великой степи» — это обеспечение широкого доступа ко всем архивным материалам, в том числе путем создания цифровых образов этих документов. Вот и мы, повторюсь, являясь одним из ведущих среди региональных архивов в области цифровизации, оцифровали более трех с половиной миллионов документов, однако от общей цифры всего архивного фонда это всего лишь пока около пяти-шести процентов. Но работа не останавливается, нам очень помог городской акимат в приобретении сканирующего аппарата и оргтехники. Кроме того, наши сотрудники проходят постоянное профессиональное обучение, осваивая новейшие достижения в области архивного дела.

Также и МКС РК реализует сегодня новый проект разработки архивов для всех организаций на территории Казахстана, что в дальнейшем должно упростить получение государственных услуг, связанных с запросом архивных данных. Например, мы оказываем государственную услугу «выдача архивной справки», но в связи с тем, что архивные фонды во многом пока не оцифрованы, срок выдачи — 11 рабочих дней, и это, по современным меркам, очень долгое ожидание. Но у нас есть электронный читальный зал, который нам необходим для того, чтобы изъять из оборота особо ценные документы, так как бумага, к сожалению, имеет свойство разрушаться. Также это удобство для пользователей — работать с электронным видом того или иного документа. А еще мы модернизировали наш сайт, где поместили описи всех особо ценных документов, перечень наших фондов, там же можно оставить заявку и на какой-либо документ, после чего наши сотрудники, найдя необходимое, обязательно с вами свяжутся и пригласят поработать в читальный зал нашего архива.

— То есть вот так все просто?

— Достаточно просто. Правда, в само архивное хранилище попасть, конечно, нельзя, так как это режимный объект. Посторонних туда не допускают, и даже наши сотрудники имеют право заходить туда за какой-либо надобностью строго по утвержденным заранее спискам. А вот в электронный читальный зал или в помещения, где мы проводим различные мероприятия, доступ абсолютно свободный. Плюс в прошлом году в нашем архиве утвердили прейскурант цен на оказание платных видов деятельности. Это научно-техническая обработка документов, создание электронных архивов, оцифровка, выдача копий редких документов. Если говорить более конкретно, то, вот, например, есть такая новая услуга, как генеалогический поиск, по оказанию которой мы сегодня заключили 15 договоров, и неизменяемая сумма в размере пять тысяч тенге, связанная с началом работы. То есть первоначальный сбор документов, консультации, рекомендации. А потом, в зависимости от сложности запроса, предоставляется расчетная калькуляция, и у заявителя есть возможность выбора — если он согласен, то работа продолжается нашими сотрудниками, если нет — он может сам прийти и поработать в архиве. Как видите, мы обязательно предоставляем альтернативный вариант. А все расценки есть у нас на сайте. Вот только, к сожалению, в Казахстане наука о генеалогии пока не очень развита, нет того интереса, которого бы она заслуживала.

Во-первых, очень мало письменных источников. Во-вторых, даже если они и есть, то зачастую разбросаны по архивам соседних государств — в Узбекистане, России, Китае.

— Чем сегодня гордится ваш архив? Что есть только у вас, но нет ни в каком другом архиве — ни в Казахстане, ни в странах СНГ?

— Во всех архивах республики однозначно нет фонда, посвященного освоению целинных и залежных земель. Кроме нашего. Это была большая веха в истории, и уникальные документы той эпохи в нашем архиве полностью рассказывают и показывают — как, где, с кем и когда что-то происходило, связанное с целиной. Например, это множество протоколов заседаний по поводу урожая, выписки о даче и количестве зерновых, планы на урожай и даже листы с указанием необходимого количества ГСМ. Да много чего.

Кроме того, у нас есть редкие документы, связанные с историческими личностями, тем же Сакеном Сейфуллиным, когда он был тут председателем краевого исполкома. Его распоряжения, зафиксированные на бумаге, связанные с равноправием женщин, отменой калыма, отменой насильственной выдачи замуж и т.п. — все оригиналы с его личной подписью.

Если говорить о периоде Великой Отечественной войны, то у нас есть документы, подтверждающие малоизвестный факт того, как жители Акмолинска в годы лихолетья умудрились собрать денег на боевой самолет. Кроме того, в прошлом году наши сотрудники, получив доступ в городской военкомат, смогли оцифровать списки всех, кого призвали на фронт из нашего города, в том числе заключенных, из числа которых формировали так называемые штрафные батальоны. Накануне празднования 75-летия Великой Победы мы собираемся выставить эти документы в качестве экспонатов на одном из вернисажей, приуроченных к этому празднику.

И, наконец, у нас много документации на арабской вязи, на латинице, которую хотелось бы опубликовать в рамках программы «Рухани Жангыру». Мы сейчас работаем над такими подборками, но вот беда — переводчикам-арабистам нужно платить, никто не помогает нам из альтруистических побуждений, и историки, которые могли бы пролить хоть какой-нибудь свет на события далеких времен, пока к нам не обращались.

— Возможно, со временем?..

— Думаю, да. Мы сейчас подали документы на научную аккредитацию учреждения, потому как работаем не только в социальном направлении, ведь архив — это к тому же и научный центр. Поэтому у нас в прошлом году учредили научно-исследовательский отдел, не так давно — научно-методический совет, плюс ко всему открылось и образовательное направление. То есть мы проводим, согласно прейскуранту, обучение архивистов — как правильно обрабатывать документы, комплектовать их, хранить.

Ведь в Казахстане только один-единственный вуз готовит специалистов-архивистов. Хотя, учитывая все новейшие разработки и ноу-хау в этой области, наша работа превратилась в очень интересный сегмент, который включает в себя выставки, онлайн-туры, профессиональное размещение в социальных сетях. Наверное, и по этой причине у нас работает много молодежи. В дополнение ко всему собираемся мы открыть и собственную современную реставрационную лабораторию, хотя — да, есть частные реставраторы, есть те, кто работает при центре рукописей. Но мы преследуем сразу две цели — «отремонтировать» свои фонды ветхих документов, а также предоставить на нашей базе эту услугу всем желающим. Спрос, я уверен, будет большой.

— Какие выставочные события, связанные с архивными документами, у вас предвидятся в нынешнем году?

— Дело в том, что мы готовы проводить выставки наших артефактов практически постоянно. Однако, естественно, что это практически пока неосуществимо — необходимы дополнительное финансирование, выставочные площади. Вот разве что нам повезло не так давно открыть экспозицию «Ретроспектива столицы» в историческом здании купца Кубрина, затем провести совместный вернисаж с военно-патриотическим музеем, приуроченный ко Дню вывода советских войск из Афганистана, потом поучаствовать в выставке «Художники Целинограда», что прошла в стенах Национального музея РК. В наших дальнейших планах — подготовка материалов из личных фондов ветеранов и участников ВОВ, тех же фронтовых писем и т.п. к 75-летию Великой Победы, затем — архивные мероприятия ко Дню столицы, ко Дню Конституции РК, Дню Первого Президента и ко Дню Независимости РК.

Отдельной строкой мы хотим запустить научно-практическую конференцию в рамках 25-летия нашего архива. Мы должны и хотим быть открытыми для всех и придерживаемся того, что обратная связь должна быть всегда. Ведь именно по таким параметрам нас и нашу работу будут оценивать люди.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру