Население Казахстана стремительно стареет

11.02.2020 в 22:22, просмотров: 225

По прогнозам экспертов, к 2030 году в стране будет проживать до 11,5 процента пожилых, а к 2050-му четверть населения Казахстана будет старше 65 лет. Это значит, что нагрузка на работоспособных граждан увеличится.

Население Казахстана стремительно стареет

Прогнозы на старость

Международная статистика отмечает, что в еще в 2005 году более одного миллиарда человек перешагнули 60-летний рубеж. Если сейчас в мире проживает 702,9 миллиона человек старше 65 лет, а их доля составляет девять процентов от общей численности населения, то к 2050 году их численность достигнет 1,5 миллиарда человек, или 16 процентов. В Казахстане эта тенденция также заметна: если в 2014 году жителей старше 65 лет насчитывалось 6,8 процента от населения, то на начало 2019-го их стало более двух миллионов, а это почти 10 процентов. Согласно прогнозным данным, в стране будет наблюдаться увеличение почти в два раза доли пожилых людей от 65 лет и старше, и в 2050 году этот показатель достигнет уже более 14 процентов. В соответствии с этими трендами также ожидается рост продолжительности жизни в РК. Так, в 2014 году средняя продолжительность жизни составляла 71,44 года, а уже в конце 2018-го значение увеличилось до 73,15.

Таким образом, людей «за 60» в мире будет больше, чем 15-летних подростков. Единственной страной, где возраст 30 процентов населения превышает 60 лет, сегодня является Япония. Однако через 35 лет в аналогичной демографической ситуации окажется еще не менее 60 стран.

В Казахстане больше всего детей в возрасте до 14 лет проживает на юге и западе страны. В лидерах — Туркестанская, Мангистауская и Кызылординская области. А вот север и восток стремительно стареют. В Алматы количество людей старше 50 по-прежнему превышает число молодежи, но индекс старения растет не такими быстрыми темпами. И только столица из года в год молодеет.

Согласно классификации ООН, страны, переступившие семипроцентный порог пожилых людей, считаются стареющими. Международные эксперты относят Казахстан к государству с ускоренными темпами старения. И этот процесс откладывает свой отпечаток на рынок труда, экономические показатели, а также на увеличение нагрузки на государственный бюджет в части социального и пенсионного обеспечения, с которыми страна может столкнуться в ближайшие десятилетия.

Снять «обузу»

Экономические последствия старения населения — уменьшается количество рабочих рук, снижаются доходы от налогов. В этой связи необходимо уже сейчас позаботиться о будущем старшего поколения. Согласно прогнозам, в Казахстане за период с 2019 по 2050 год в два раза снизится коэффициент потенциальной поддержки, то есть на одного пенсионера в возрасте 65+ будет приходится лишь около 3,5 человека трудоспособного возраста, что увеличит нагрузку на последних. На конец 2018 года на одного пенсионера приходилось 6,8 трудоспособных, а в 2014-м — 7,5.

В некоторых развивающихся странах ситуацию со старением населения все еще рассматривают главным образом как «обузу, отвлекающую на себя ресурсы». Но, как показывает опыт Швеции, где самая высокая доля лиц в Европе в возрасте 65 лет и старше, это никак не влияет на экономику страны. Однако там на протяжении нескольких десятилетий проводили мероприятия по улучшению положения групп населения с низкими доходами, в том числе пенсионеров. Возможно, поэтому старение населения не сильно «ударило» по экономике страны. Но все же эксперты констатируют, что это взаимосвязанные вещи.

Пополнять трудовые ресурсы возможно несколькими путями. Например, «отодвинуть» срок выхода на пенсию, что и сделали в Казахстане. Но, учитывая, что в обозримом будущем пенсионный возраст для мужчин и женщин будет одинаков — 63 года, необходимо, чтобы старшее поколение оставалось как можно дольше продуктивным и приносило пользу государству, а не становилось «бесполезным балластом». Поэтому государство должно быть заинтересовано в этом как никто другой. Ведь недееспособная часть населения требует больших расходов из бюджета. К слову, РК пришлось столкнуться с проблемой старения населения в первой половине 1990-х годов, когда экономика страны стремительно падала из-за развала Советского Союза. Тогда в республике прошли пенсионные реформы, и логичным выходом стало повышение пенсионного возраста. Благодаря этому удалось снизить долю пенсионеров до 10 процентов. После этого увеличилась доля экономически активного населения, сократились расходы бюджета.

Однако неравенство в размерах пенсий мужчин и женщин играет немаловажную роль. Учитывая, что женщины живут дольше, пенсионных накоплений им не хватает. Привлечь пенсионеров к труду можно и другим путем. Например, законодательно обеспечить их возможностью трудиться на пенсии, то есть найти рычаги воздействия на работодателей, чтобы те не отказывали им в трудоустройстве. Тем более что, согласно проведенным исследованиям, 70 процентов казахстанцев планируют активно работать после выхода на пенсию.

Еще один вариант отодвинуть приближающуюся «старость» страны — привлечение иностранной рабочей силы.

Старики «за бортом»

Но если все прогнозы сбудутся, то чем будут заниматься старики на пенсии? Ведь в Казахстане для пожилых практически не создано никаких условий — нет специальных служб, как в европейских странах, кружки или клубы по интересам если и существуют, то стараниями самих пенсионеров.

По мнению психологов, 60 и 70 лет — это возраст больших возможностей. Дом уже обустроен, дети выросли, появились внуки, которых можно баловать, и самое главное — есть много времени для себя. Однако для многих выход на пенсию сопровождается стрессами или даже депрессией. После долгих лет трудовой деятельности человек не знает, чем себя занять, начинает скучать, жаловаться на здоровье и в итоге болеть, впадет в апатию, теряет интерес к жизни.

Япония — страна с самой высокой продолжительностью жизни в мире: женщины живут здесь в среднем 85,1, а мужчины — 77,9 года. Более 20 тысяч граждан этой страны перешагнули столетний рубеж, а 19 процентов населения, то есть более 23 миллионов человек — старше 65 лет. При этом японские пенсионеры — самые активные. Они воспринимают выход на пенсию как возможность наконец-то воплотить давние мечты. В каждом районе есть муниципальные клубы по интересам «Для тех, кому за...», а развитый туристический бизнес зазывает в бесконечные путешествия по миру, нередко со скидкой. Огромное значение пожилые люди в Стране восходящего солнца придают физической активности и поддержанию отличной физической формы. Их можно встретить в фитнес-клубах, бассейнах и тренажерных залах.

К сожалению, казахстанские пенсионеры более пассивные. В силу различных обстоятельств они чаще живут одни. Решением такой проблемы могло бы стать содействие в организации досуга для пожилых людей, где они могли бы общаться со сверстниками, делить с ними общие интересы. Однако сегодня государство не создает никаких условий для «второй молодости» пенсионеров. Клубы для пожилых открываются по инициативам общественных объединений, у которых, естественно, ограниченный бюджет. К примеру, в Европе среди пожилых людей популярны такие кружки, как танцы, кулинария, изобразительное искусство, фитнес. Кроме того, там набирает обороты туризм для пенсионеров. В России во многих регионах реализуют программы социального туризма для пожилых людей и инвалидов, направленные на сохранение здоровья, организацию правильного и полезного отдыха, расширение круга общения по интересам, повышение работоспособности организма. В Казахстане развитие такого направления тоже было бы актуально.

О том, что эта категория осталась «за бортом» и о стариках вспоминают лишь накануне праздника Дня пожилых и в период избирательных кампаний как о самой активной электоральной части населения, говорит хотя бы тот факт, что пожилая часть общества не указана конкретно ни в одной государственной программе, концепции или другом документе. В Казахстане отсутствует единый нормативно-правовой акт, который бы охватывал все вопросы социальной защиты населения пожилого возраста, их права, свободы, гарантии и льготы. Сейчас действует ряд разрозненных законов, регулирующих отдельные виды правоотношений с участием пожилых людей. В частности, законы «О пенсионном обеспечении», «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» и другие. Такая разрозненность не защищает пожилых людей в достаточной степени и не обеспечивает им достойный уровень жизни. К примеру, в Китае есть отдельный Закон «О правах пожилых».

Кроме того, в разных регионах — разный подход к обеспечению прав пожилых. В частности, отличаются формы их обеспечения санаторно-курортным лечением, лекарствами и другими льготами. В ряде областей действуют различные льготы по проезду в общественном городском транспорте. В Нур-Султане пенсионеры по возрасту и выслуге лет обладают правом бесплатного проезда, а вот в Кызылорде людям старше 70 лет предусмотрена лишь скидка в 50 процентов. Непонятно, почему пожилые люди — граждане одной страны, а отношение к ним разное.

Известно, например, что от уплаты налогов освобождены определенные категории лиц. Так, от земельного налога и частично налога на имущество — отдельно проживающие пенсионеры. Народные избранники предлагали освободить всех работающих пенсионеров по возрасту свыше 65 лет от налогов на транспортные средства и имущество, а также от уплаты индивидуального подоходного налога. Это можно рассматривать как стимулирование здорового образа жизни и поощрение творческого и карьерного долголетия.

Не на должном уровне организована работа и по снабжению стариков лекарствами. Как правило, в начале года ощущается их нехватка ввиду несвоевременного финансирования. Также раньше в стране функционировала служба геронтологии, но в результате реформенных процессов она исчезла. В свое время предлагали создать национальный консультативный совет по вопросам старения, но эта идея также повисла в воздухе.